Юлия Барило

Минский Музей древнебелорусской культуры скромно притаился в одном из корпусов Академии наук. Он почти не разрекламирован, и минчане о нем знают не так много. Но если в какой-то момент вам в голову закрадется ошибочная мысль, что белорусское культурное наследие не из тех, что производит впечатление, вам срочно нужно бежать в этот самый музей.

В 1970-е годы сотрудники Академии наук отправлялись в многочисленные экспедиции по белорусским местечкам, чтобы спасти, вырвать у жестокого времени и более хватких соседей белорусские культурные ценности. В итоге собрали так много, что появился музей.

просто музей (2).jpg

Сейчас там хранится более 17 тысяч экспонатов. Не все из них можно увидеть, но и те, что выставлены, убедят вас, что белорусы всегда были талантливыми, несмотря на бедность, умели ценить красоту, а, будучи богатыми, знали, куда свои деньги вкладывать. 

В музее несколько коллекций. Сложно описать все интересные экспонаты, которые там есть, мы сконцентрировали внимание лишь на некоторых, чтобы заинтриговать этим местом и древнебелорусской культурой.

Икона «Поклонение волхвов»

Образ «Поклонение волхвов» был написан в 1514 году. В Беларуси единицы икон такого возраста, да и «Поклонение волхвов» удалось спасти практически чудом. Во время экспедиций по Беларуси будущий директор музея Ольга Терещатова попала в костел в Дрисвятах Брасловской области. На тот момент храм был закрыт, и все внутреннее убранство вывезено или разграблено. Осталась лишь эта икона, на тот момент зарисованная сверху другими картинами. Она висела выше остальных, и, видимо, ее не заметили либо не захотели забирать. Ольга Васильевна чуть ли не сама сняла ее со стены (а это доска размером почти 2 на 1 метр) и привезла образ в Минск.

поклонение волхвов (2).jpg

Во время реставрационных работ был обнаружен первый слой, и оказалось, что это икона начала XVI века. Она выполнена в стиле западноевропейской школы живописи, кто именно ее автор, можно лишь предполагать. На иконе из верхних слоев оставили изображение фундатора костела. Сохранился также оклад, которым какое-то время была закрыта картина.

Без имени-1.jpg

В целом, в музее уникальная коллекция икон из разных регионов Беларуси. Когда шла подготовка к открытию музея, работы было так много, что здесь были задействованы почти все реставраторы Минска и даже приезжали специалисты из Москвы.

Надгробие Павла Сапеги и его трех жен

Павел Сапега – государственный и военный деятель ВКЛ. При нем началось возведение костела в его родовом поместье в Гольшанах и он же основал Гольшанский замок, руины которого сейчас пугают туристов своими призраками.

Павел был женат четыре раза. Он пережил трех жен, и считается, что именно четвертая супруга заказала ему надгробие после его смерти в 1635 году. Три жены Сапеги изображены здесь в спящем положении с  молитвенниками, а сам Сапега – в рыцарском облачении, ведь он принимал участие во многих военных походах, в одном из них даже потерял руку.

надгробия (1).jpg

Надгробие находилось возле алтаря в гольшанском костеле, в склепе которого и был захоронен Сапега. Когда скульптуры обнаружили в конце 1970-х, храм был закрыт, и надгробие понемногу разрушалось. Тем не менее, сотрудникам музея пришлось чуть ли не сражаться за уникальный экспонат, потому что его также хотели забрать себе литовцы.

Фрагмент слуцкого пояса в орнате священника

Наличие слуцкого пояса в былые времена указывало на высокий статус, ведь этот аксессуар был очень дорогостоящим и бесподобно красивым. В Беларуси сохранилось не так много слуцких поясов, два из них находятся в фонде музея. Пока они не выставляются, хотя в скором времени, возможно, будут.

Какое-то время назад сотрудники музея и мастера рукоделия объединили усилия и восстановили технику создания таких поясов. Так была сделана первая копия одного из поясов, хранящихся в музее. Ее подарили Президенту Беларуси. И с тех пор такие сувениры являются популярными подарками на высшем уровне.

слуцкие.jpg

И хотя целый пояс увидеть в музее пока невозможно, в экспозиции представлены несколько их фрагментов. Например, украшенный частью пояса, орнат, то есть одеяние священника. Когда пояс изнашивался, становился старым, его часто использовали как вставки в одежде. Особенно после прихода советской власти, когда носить пояс, как признак высшего класса, было запрещено. Орнат, представленный в музее, был пошит еще в XVIII веке, его удалось найти в костеле Вороновского района. Для пошивки этого пояса использовался шелк, металлические нити и бархат.

Икона «Матерь Божья Белыничская»

Белыничская икона Матери Божьей – это один из самых известных образов Беларуси. Она была создана в XVII столетии, и считалось, что к ее написанию приложил руку ангел. Ведь как еще можно было объяснить ее чудодейственные свойства. По одной из версий, Белыничи были построены благодаря этой иконе. Ведь к образу долгие столетия приходили верующие. Еще в XIX столетии каждый год к иконе на поклон собирались около 10 тысяч паломников.

белыничская.jpg

Во время Второй мировой войны икона исчезла. В музее хранится одна из самых ранних ее копий, написанных в середине XVII века. Этот образ, хоть и в плохом состоянии, был найден в Несвижском районе. Была проведена реставрация, и сегодня икона является памятью о магическом образе и примером высокого мастерства в живописи.

Вышиванка на белорусских народных костюмах

Современная вышивка продолжает белорусские традиции, но чаще всего представляет достаточно упрощенный вариант древнебелорусских узоров.

Увидеть по-настоящему искусно вышитые орнаменты можно в музее, ведь здесь собрана одна из самых больших в Беларуси коллекций народных костюмов. И, поверьте, рисунки на этих нарядах можно рассматривать бесконечно.

вышивка.jpg

В былые времена женщина всю свою одежду шила сама. К свадьбе у нее должен был быть целый куфар нарядов, среди них обязательно и праздничный строй с вышитыми узорами. Но раньше существовала традиция хоронить женщину в ее нарядном костюме, чтобы на том свете родственники смогли ее узнать. Поэтому многие костюмы остались с их владелицами.

Наряды, представленные в музее, собирали из разных регионов страны. Все они выполнены в разных техниках и с разными орнаментами. Вышиванка всегда содержала в себе много символов, служила оберегом. Но сегодня нельзя сказать точно, что именно обозначал определенный узор. В разных деревнях одни и те же рисунки имели разное значение. В любом случае, если вы сегодня вы хотите украсить что-то вышиванкой, можно не бояться что вам попадется рисунок с негативным значением. Таких просто не было, вышивка на костюмах могла обозначать и призывать только хорошее.

Бытовые предметы вековой давности

В коллекции музея много бытовых предметов прошлых столетий. То, что использовалось белорусами в различных промыслах и просто для ежедневной работы. Многие из них были частыми подарками от мужчин женщинам и наоборот.

Без имени-2.jpg

Например, если бы уже столетие назад в Беларуси праздновали 8-е марта, подарки любимым женщинам мужчинам пришлось бы делать своими руками. И это была бы либо украшенная резьбой верхняя часть прялки, либо самодельная деревянная расческа, а, может, даже палка с узорами, чтобы делать крепкий сноп изо льна. Ну а трудолюбивые белорусские девушки к приходу весны обязательно бы запаслись разукрашенными пряниками, чтобы было веселее «гукаць» весну.  В музее, кстати, есть такие соленые пряники 50-летней давности. Пробовать на вкус не советуется, а вот полюбоваться можно.

Борть и ступа из Чернобыльской зоны

В отдельном зале музея выставлена коллекция предметов, которые были собраны в Чернобыльской зоне. Это экспозиция об отдельном пласте культуры и истории Беларуси. Здесь можно увидеть все то, что в прошлом веке вы бы нашли в любом доме, и что после трагедии стало бесполезным и даже опасным. Сейчас все собранные предметы – не радиоактивны, они прошли специальную обработку.

чернобыльская.jpg

В коллекции можно найти борть в цельном стволе дерева. Раньше бортники вырезали в деревьях дупла и создавали подходящие условия для пчел, чтобы те там поселились. Также в экспозиции есть бочка из деревянного ствола и ножная ступа и многое-многое другое.


Читать также:

От голограммы Купалы до мобильной субмарины. Новые технологии завоевывают минские музеи

Первому белорусскому скансену 40 лет. Чем сегодня удивляют гостей в Строчицах?

Погулять по музею Белорусского Полесья теперь можно виртуально