Минская область, Молодечненский район
Надежда Суслова

В истории нашей страны есть страницы не то, чтобы совсем неизвестные широким слоям населения, но знакомые им лишь эпизодически, отрывками, да и то с большими пробелами и купюрами. Есть темы, которые долгими годами замалчивались и были непопулярными у граждан страны. К ним относится и тема еврейства в глобальном смысле этого слова. Когда во время экскурсионной практики я привела к мемориалу «Яма» своих студентов-третьекурсников, они очень удивились, потому что и не подозревали о существовании такого памятника. Думаю, что они не одиноки в своем незнании.

Открыть для себя неизвестные страницы истории Беларуси именно с точки зрения еврейской темы может помочь интересный экскурсионный авторский проект «Дорогами штетлов». На семинаре, организованном Миноблисполкомом 30 августа, его представила одна из авторов, экскурсовод Ирина Коваль. Это путешествие целиком посвящено рассказу о бывших местечках, еврейских штетлах, сгоревших в огне Холокоста. Экскурсия началась с посещения мемориального комплекса «Яма», что находится на улице Мельникайте. Именно в этом месте 2 марта 1942 года нацистами было расстреляно около 5 000 узников минского гетто. Обелиск был установлен в 1947 году, а в 2000-м здесь появилась скульптурная композиция «Последний путь» (архитектор Леонид Левин). 

615d6b9860eca64afa99ec54b4c362df.jpg

После осмотра мемориала экскурсия продолжается в Молодечненском районе. Общая протяженность маршрута 200 км, а длительность может варьироваться от 8 до 10 часов. Впрочем, путешествие можно сделать и двухдневным с ночлегом на агроусадьбе «Панский куток». Есть варианты и по выбору объектов, расположенных не только в Молодечненском, но и в Воложинском районе и пр. Возможны остановки, к примеру, в местечках Радошковичи и Красное. По дороге речь идет об истории появления в этих местах еврейского населения. 

Участники семинара узнали, что первые евреи появились на территории современной Беларуси в XIV в., в эпоху существования Великого Княжества Литовского. Евреев, живших в этом средневековом государстве, и их потомков до сих пор называют «литваками». От других еврейских этнографических групп они отличались своим северо-восточным диалектом идиша, особыми признаками быта и обычаев. Первый письменный источник о пребывании евреев на белорусской земле – грамота князя Витовта брестским евреям, датированная 1383 годом. В XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и ВКЛ. К концу XV века в Польше и Великом Княжестве Литовском живет более 20 тыс. евреев. В белорусском языке до сих сохраняются слова, имеющие еврейско-немецкое происхождение: абрус, хевра, цымус, дах, цэгла, цвiк, цыбуля, кагал и многие другие.   

Проблемы у еврейского населения возникли с великим князем Литовским Александром Ягеллоном, который с 1501 года стал польским королем. Он набрал у них такое количество денег в долг, что решил избавиться от проблемы, так сказать, кардинально и издал указ «жидову с земли вон выбити». В результате изгнанию подверглись все евреи ВКЛ – из Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично – в имения удельных литовских князей. В апреле 1503 года Александр сменил гнев на милость и разрешил евреям вернуться, возвратив им отчужденное имущество. 

slomniki_6777414.jpg

После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось около 55 тыс. белорусских евреев. А вскоре все представители этой нации, проживающие на территории нынешней Беларуси, попали в «черту оседлости». По специальному указу Екатерины II, c 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения. В 1794 году была узаконена расширенная «черта оседлости». Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в Минской, Изяславской (впоследствии Волынской), Брацлавской (Подольской), Полоцкой (Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской и других губерниях. Днепр по двум его берегам сделали центральной рекой «еврейской территории». 

Накануне Второй мировой войны на территории Беларуси проживало около 1 млн евреев.

За годы войны здесь погибло 983 тыс. евреев, в том числе 85 тыс. иностранных. На территории 207 населенных пунктов было создано более 300 гетто. Печальную картину дополняют цифры «великого исхода» евреев за рубеж в 1989-91 годах. В результате сегодня в стране по некоторым данным проживает около 55 тысяч евреев. Что называется – почувствуйте разницу!

Прекрасно осознавая, что подобная экскурсия веселой или развлекательной быть не может по определению, пытаемся найти все же некий позитив. Поэтому речь идет о том наследии, которое осталось и уцелело во время всех прошедших катаклизмов.

Например, на северной окраине деревни Городок (бывшего местечка или штетла), на левом береге Березины стоит замечательное архитектурное сооружение – водяная мельница, построенная в конце XIX-начале XX ст. из кирпича на фундаменте из бутового камня. 

мельница в городке.JPG

Cоздал этот комплекс в стиле неоготики местный житель Авраам Бергер (Соловейчик). История сооружения весьма причудлива. Маленького Авраама, которому исполнилось 9 лет, собрались забрать в рекруты на 25 лет. Перспектива не самая радужная. Тогда родители, не желавшие так надолго расставаться с сыном, изменили его фамилию на Бергер, и тем самым спасли от солдатской службы. Он получил прекрасное образование, но пойти по стопам отца и стать раввином не захотел. Переехав в Городок, стал работать в лесном ведомстве, и задумал построить мельницу, которая приносила вполне ощутимые доходы. Затем Авраам вслед за детьми уехал в Америку, но, видимо, мысль о мельнице не давала ему покоя, и он стал искать (и нашел!) нечто подобное. Стал молоть зерно и производить кошерную муку. Естественно, неплохо на этом зарабатывает… Здание мельницы еще вполне может сослужить хорошую службу в виде музея или просто отреставрированного экскурсионного объекта. Кто этим будет заниматься? Вопрос, разумеется, риторический. 

В Городке туристам показывают замчище XI в., рядовую застройку конца XIX - начала XX вв., церковь Святой Троицы, здание бывшей синагоги, мемориальный знак жертвам Холокоста, экспозицию Центра культуры и быта. 

бывшая синагога.JPG

Неподалеку от Городка находится усадьба «Традиции и современность». К ней ведет живописная дорога, вьющаяся по полю. Здесь хозяйка Лина Цивина организует различные мастер-классы под общим названием «Еврейский калейдоскоп».  Мы делимся на группы и с увлечением раскрашиваем, вырезаем и крутим волчок – дрейдл. 

Логической точкой в нашем путешествии стало посещение мемориального комплекса «Шталаг-342», что находится в Молодечно. 

305976c5e0228836be94d3bf79a1c589.jpg

Всего на территории Беларуси в годы войны действовало 260 лагерей смерти. «Шталаг-342» считался одним из самых крупных. Узники жили в бараках в невыносимых условиях. Это были как военнопленные, так и гражданские лица всех возрастов и национальностей. Большинство пленных жили на открытом воздухе в течение нескольких дней. Их кормили один раз в день: 100 грамм хлеба смешивались с опилками и литром жидкого супа из продуктов, непригодных для еды. Ежедневно в лагере умирало по 350-400 человек. «Шталаг-342» действовал до июля 1944 года, когда Молодечно был освобожден от фашистских захватчиков. Мемориал появился благодаря инициативе и настойчивости ветерана войны, почетного гражданина города Александра Мазаника.  Комплекс построен он по проекту архитектора Леонида Левина. Здесь все глубоко знаково: камни символизируют могилы с номерами. По периметру идет забор из колючей проволоки – напоминание о концлагере. Черные цветы стоят в память о погибших. Лестница – путь к вечности, а яма является символическим местом захоронения. Точное количество погибших в этом концлагере людей до сих пор неизвестно. 

7f70de76fadaaf4cb61365034b2bfd53.jpg

8d931b579d8b2b65b6da4fb50bb9dc4f.jpg

Для того, чтобы экскурсия могла продлиться на несколько дней, туристам предлагается размещение и отдых в объектах инфраструктуры, которые показали во время семинара. Это придорожная гостиница с рестораном «Вилла Рада», расположенная недалеко от Радошковичей, и новый туристический комплекс «Кветкi яблынi». 

*Справка. Штетл (в переводе с идиш – городок), небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе.  Языком еврейских местечек был идиш.  


Читайте также:

Семь самых страшных мест в центре Минска

«Иерусалим Пост» – о белорусской родине зятя Трампа и о подвиге его предков