Могилевская область, Белыничский район
Екатерина Мухина

12 февраля Беларусь отмечает 146-летие со дня рождения великого художника, гениального пейзажиста, непревзойденного мастера лирической живописи — Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, однако большую их часть (около 400 картин) можно увидеть в Национальном художественном музее в Минске. 

Зимой 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии, в семье мелкого арендатора родился очередной мальчик. Отец семейства, служивший в днепровском пароходстве, с самых юных лет брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Впоследствии уже взрослый Витольд писал, что именно в этих путешествиях он открыл для себя красоту родной природы и испытал желание запечатлеть ее.

Białynicki_Birulya_by_Moravov.jpgМечты мальчика долгое время оставались мечтами — семья приняла решение отдать его Киевский кадетский корпус. Однако в 1885, отучившись там один курс, будущий пейзажист понял, что военная карьера его не прельщает и перешел в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И., где и провел последующие четыре года. Полностью раскрыть свой талант и освоить все тонкости мастерства под руководством киевских преподавателей юноше не удалось, и он отправился в Москву, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы обучаться у признанных мэтров живописи. Витольду повезло — он попал на курс к Прянишникову, Поленову и Коровину, которые не только помогли ему отточить мастерство, но и привили любовь к пейзажной лирике.

Талант Бялыницкого-Бирули даже в юношеские годы был так заметен, что работать в свою мастерскую его приглашает сам Исаак Левитан, а полотно «Из окрестностей Пятигорска» приобретает для своей коллекции Павел Третьяков, который крайне редко обращал внимание на студенческие работы. Вплоть до 1897 года юный художник учится, совершенствует навыки, нарабатывает коллекцию картин и набросков, долгие часы проводит на этюдах, а после начинает выставлять свои картины на экспозициях Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников. Уже через пару лет работы художника принимают участие в передвижных выставках и международных конкурсах, а в 1901 Витольд удостаивается первой награды. Первую медаль (и сразу «золото») получает его пейзаж «Вечные снега» на Кавказской юбилейной выставке.

Признание и слава настигают Бялыницкого-Бирулю очень рано, в начале четвертого десятка. Мало кто из его коллег по цеху удостаивается такого количества призов и наград. В чем же его секрет? Полагаю, в простоте и близости его картин каждому, кто их видит. На пейзажах художника, как правило, запечатлены самые естественные, повседневные картины природы — цветущий луг, скованная льдом река, тропинка в осеннем парке. Что-то подобное все мы видели не раз, а потому эти картины кажутся почти родными даже тем, кто ни разу не был в местах, куда ходил на этюды художник.

Уже в 1904 году живописец становится членом Товарищества передвижников, а в 1908 — академиком живописи. 1911 год оказывается для мастера знаковым — он пишет сразу два полотна, завоевавших международную известность. Его картина «Час тишины» удостаивается медалей на выставках в Барселоне и Мюнхене, а последовавшая за ней работа «Зимний сон» также признана в Европе и считается одной из лучших в творчестве Бялыницкого-Бирули.

Бялыницкий-Бируля В.К. Час тишины. Озеро Удомля. 1911.jpg

Бялыницкий Бируля Витольд Каэтанович Зимний Сон.jpg

К этому моменту на картины Витольда Каэтановича установился непрерывный спрос, и он не подтверждал собой сентенцию о том, что художник должен быть голодным. В 1912 году он приобрел земельный участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. Именно в этих краях творил его кумир и учитель, оказавший огромное влияние на творчество Бялыницкого-Бирули — Исаак Левитан. Свою усадьбу (небольшой дом со студией) мастер назвал «Чайка», и на долгие годы она стала местом его работы и личной жизни. Кстати, о семейной жизни художника почти ничего неизвестно. Он был дважды женат (первый раз овдовел в 1921 году), но о супругах своих не распространялся ни в мемуарах, ни в письмах к друзьям. Сложно сказать, объясняется ли это скромностью художника или тем, что кроме живописи его ничего не интересовало. Впрочем, было у него и еще одно хобби, напрямую связанное с природой, — охота. Самостоятельно или с друзьями, дома или в других регионах, с обычными художниками и членами правительства — Витольд Каэтанович отправлялся в лес с ружьем регулярно и на его счету более 40 убитых медведей и множество другого зверя.

Революция, столь пагубно сказавшаяся на многих представителях творческих профессий, художнику идет лишь на пользу. Его пейзажи приходятся по вкусу новой власти, и мастер получает правительственное «добро» на написание картин в различных регионах юного государства. Став членом Ассоциации художников революционной России в 1922 году, он долгие месяцы проводил в разъездах. Посещал первые совхозы, коммуны, строительство промышленных гигантов, трижды побывал в Заполярье и отовсюду привозил десятки картин и набросков. В 1936 году Бялыницкий-Бируля посещает Михайловское и Тригорское, Ясную Поляну, усадьбу Чайковского, Горки Ленинские (место, где жил и работал В.И. Ленин с зимы 1921 и до смерти), Гори (город в Грузии, где родился И.В. Сталин), а по возвращении получает звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР».

М Бялыницкий-Бируля В.КВесенний мотив.jpg

М Бялыницкий-Бируля В.К. Зимняя лунная ночь.jpg

Бялыницкий-Бируля В.К. Задумчивые дни осени.jpg

Всю Вторую Мировую Витольд Каэтанович продолжает работать. Разумеется, он не может избежать военной темы в творчестве и создает несколько идейных картин, например, «По следам фашистских варваров» или «Красная Армия в лесах Карелии», но большая часть работ этого периода по-прежнему относится к пейзажной лирике. В 1944 году он удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР. В этот же период Бялыницкий-Бируля наконец вернулся на родину и стал работать в окрестностях Минска. Здесь, на Белой даче он создал ряд этюдов, легших в основу цикла картин о Беларуси. Сам живописец говорит об этом периоде так: — «Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное». Написанная по итогам этой поездки в 1947 «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ автора, оказавшихся в Третьяковской галерее.

Бялыницкий-Бируля В.К. Вновь зацвела весна.jpg

Последующие десять лет прошли в жизни художника без потрясений: он по-прежнему обитал в «Чайке», целыми днями пропадал на этюдах, частично контролировал деятельность организованной им художественной школы, принимал гостей. Вот только сил и здоровья остается все меньше, и в 18 июня 1957 года, в возрасте 85 лет Витольд Бялыницкий-Бируля умирает после длительной болезни. Со всего Советского Союза к его родным летят соболезнующие телеграммы, картины расходятся по музеям, именем живописца называют улицы, ему ставят памятники, а в Белыничах и Могилеве открывают именные музеи с его полотнами.

Бялыницкий-Бируля В. К. Голубой весной.jpg

М Бялыницкий-Бируля В.К. Калужница зацвела.jpg

Несмотря на то, что большую часть жизни великий художник провел в Москве, главное его наследство — картины — хранятся в Беларуси. К очередному юбилею во многих музеях, где есть его полотна, пройдут выставки, позволяющие взглянуть на природу нашей родины глазами влюбленного в нее человека.


Читайте также:

От Пешки до наших дней. Сравниваем пейзажи 200-летней давности с современными фото

Мы себя Ордою меряем, или Как изменилась Беларусь за полтора века

На урок рисования к Язепу Дроздовичу в Минске…

Герои трех полотен Яна Рустема