Витебская область
Тина Турова

В нынешнем феврале исполнилось 250 лет со дня рождения художника Юзефа Пешки. И хотя он считается польским живописцем, его творчество тесно связано и с Беларусью, многие города которой он посетил и запечатлел в своих рисунках два с небольшим века назад.

Больше других повезло Витебску, который Пешка изобразил много раз. Благодаря этому сегодня мы можем увидеть, как выглядели и где находились некоторые исчезнувшие памятники города над Западной Двиной. Вот пейзаж центра, выполненный с моста через Витьбу. На нем – еще не перестроенный Успенский собор (слева) и взорванный в 1950-х костел Святого Антония (справа).

1.jpg

Сегодня эта панорама выглядит так. Аутентичной на нем является лишь ратуша: Свято-Успенский собор и Воскресенская церковь (на снимке она на переднем плане) – оба храма XVIII века – были уничтожены в 1936 году и восстановлены в начале ХХI столетия.

5_42f752c155edebbcc11e4074543995fa.jpg

На месте Антониевского костела теперь проходит улица Ленина. Говорят, сейчас в Витебске собираются отстроить и этот храм – скорее всего со сдвигом на тротуар.

5_2010-10-05_7951_1330.jpg

А это вид на Ратушную площадь с другой стороны. Костел Св. Антония слева, в центре вдалеке – Николаевский кафедральный собор (бывший иезуитский костел Святого Юзефа), взорванный в 1957-м, справа – Воскресенская церковь.

2.jpg

Так смотрится Воскресенский храм со стороны пешеходной улицы Суворова.

2010-06-21_4397_710.jpg

Следующая акварель Пешки – вид на ратушу и окружающую застройку с восточной стороны площади. 

3.jpg

За два века этот комплекс зданий не слишком изменился.

2013-06-05_u7_8243_1088.jpg

На аэросъемке хорошо виден и Успенский собор, изображенный Пешкой вдалеке.

7_1_2010-10-05_7965_1088.jpg

Еще одна панорама города на Двине, так полюбившегося польскому художнику.

4.jpg

На переднем плане Пешка изобразил Благовещенскую церковь, которая в начале ХIХ столетия имела формы барокко, а ныне восстановлена согласно архитектурным канонам ХII века.

2013-06-05_i5_7861_1088.jpg

С воздуха хорошо видно, что в районе бывшей Замковой горы, нарисованной Пешкой левее Благовещенского храма, стоит театр имени Якуба Коласа (желтое здание с колоннами). 

22_2013-05-16_u14_5475_1088.jpg

На заднем плане акварели Пешки, за Замковой горой, высятся барочные здания Успенского собора и монастыря базилиан.

5.jpg

Перестроенный в начале ХIХ века на православный лад, в 2000–2010 гг. храм был восстановлен с куполом на световом барабане и со строгими треугольными фронтонами фасадов.

9_2a60c53e37a0fd80b84d9b5aaf2b22ce.jpg

Перелистываем страницу альбома. На следующем рисунке Пешка изобразил гродненский Подол с костелом кармелитов (в центре) и костелом и монастырем бернардинцев (в правом верхнем углу).

6.jpg

Бернардинская обитель неплохо сохранилась, а вот на месте храма кармелитов, разобранного еще в начале ХХ века, не так давно было построено здание коммерческого банка, фасад которого является лишь отдаленной имитацией фасада утраченного костела .

2015-06-02-34-1441_1088.jpg

Известно, что в 1807–1810 гг. Юзеф Пешка был придворным художником Михала Радзивилла – опекуна Доминика Радзивилла, который владел Несвижем. Такими он увидел родовой замок и город.

7.jpg

А такими их видим сегодня мы. Благодаря недавней реставрации внешних изменений почти не заметно.

2013_0_19_48_4049_710.jpg 

2013-07-30_u16_9394_1088.jpg

Руины замка Гедимина в Лиде. К моменту написания этой акварели минуло уже сто лет как во время Северной войны шведы взорвали обе башни.

8.jpg

Восстановленный кастель (о качестве работы грустно помолчим) и город. Крестовоздвиженский костел тоже на месте.

2015-06-02-12-0962_710.jpg

А вот руины Новогрудского замка. Обратите внимание: вдали на горе Пешка еще наблюдал остатки замковой церкви.

9.jpg

Костел Преображения Господня (справа), фрагменты крепостных стен и двух башен сохранились до наших дней.

2006-09-27_7141_1088.jpg

Любчанский замок над Неманом – два столетия назад и сегодня.

10.jpg

88_14702333_710.jpg

Благодаря стараниям волонтеров этот фортификационный памятник ХVI века постепенно возрождается. Чего, увы, не скажешь о замке «Белый Ковель» в Смолянах – некогда шикарной резиденции Сангушек, от которой остались руины лишь одной башни.

2013_10_24_7_6918_1088.jpg

А такими успел запечатлеть Смоляны Юзеф Пешка.

11.jpg

Следующая акварель подписана автором: «Лошица, имение Прушинских в полумиле от Минска».

12.jpg

Та же Лошица – микрорайон на юге белорусской столицы. 200 лет не прошли даром.

4_a774b5217e76e993597c85859ebcd065.jpg

Другая усадьба, зафиксированная Пешкой, расположена в северо-восточной части минского Верхнего города и принадлежала семейству Ваньковичей.

13.jpg

Одноэтажный дом с колоннами (на фото он справа), в котором у своего брата Эдварда жил современник Пешки – известный белорусский живописец Валентий Ванькович, где бывали Винцент Дунин-Марцинкевич и Станислав Монюшко, не изменился. Флигель (в центре) был восстановлен в 2008-м.

20170221_160358_1088.jpg

Минская площадь Верхнего рынка на рисунке Юзефа Пешки и фотографии Сергея Плыткевича. Башни Мариинского костела и ратуши (справа) также вернулись в городской силуэт сравнительно недавно.

14.jpg

2009-04-18_6296_1088.jpg

А это уже виленская ратуша. Оба городских пейзажа выполнены с одной и той же точки, но, судя по деревьям, с разницей в несколько лет.

15.jpg

16.jpg

Площадь перед ратушей и вильнюсские храмы в наши дни.

99_vilnius-cosa-vedere-town-hall-municipio httpwww.nightlife-cityguide.com.jpg

Вид от ратуши в противоположную сторону. Можно просто залюбоваться нашей древней столицей!..

17.jpg

2013_10_06_1_0676_1088.jpg


Читайте также:

Мы себя Ордою меряем, или Как изменилась Беларусь за полтора века

Прадедушка белорусских фотохудожников открыл свои способности к фотографии случайно

Взорванная Атлантида. Как и почему исчезали самые красивые белорусские города и замки