Витебская область
Отдел информации Фото: Радыё Свабода и Витебский курьер

Первых посетителей принял уникальный музей истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ), расположенный в здании по улице Марка Шагала, 5а. Здесь работали и жили художники, которые заложили современную основу мирового дизайна. Главным экспонатом стал сам дом.

Дом был построен в 1913 году и принадлежал известному витебскому банкиру, купцу Израилю Вольфовичу Вишняку. Осенью 1918 года здание национализировали и передали для нужд Витебского народного художественного училища, которое стало первым государственным учебным заведением художественного профиля на территории современной Беларуси.

1123.jpg

Учебное заведение действовало по принципу свободных мастерских. Ими руководили видные художники-педагоги, а учащиеся записывались без ограничений возрастного и образовательного ценза.

Не так давно дому придали статус национального памятника истории и культуры начала XX века 2-й категории, хотя в советское время здание пережило существенную перепланировку: тут долгие годы размещалась администрация строительного треста № 9.

Реставрацию выполнили по чертежам 1923 года. Интерьеры, лестницы, лепнина, паркет, обои восстанавливали по фотоснимкам, сохранившимся деталям и описаниям.

В кабинете, который занимал когда-то Марк Шагал, нашли фрагмент оригинального паркета. И его восстанавливали именно по этому образцу. Под обоями, которые переклеивались несколько раз, отыскались те самые, начала прошлого столетия. Рисунок на них также удалось восстановить.

Во время реставрации обнаружились и другие интересные находки. Например, автограф Заира Азгура, ученика Шагала.

В экспозиции музея представлены основные этапы истории училища и витебские эпизоды жизни главных действующих лиц – Марка Шагала, Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Веры Ермолаевой, Нины Коган, Давида Якерсона и других преподавателей ВНХУ.

Именно в Витебске Малевич стал организатором художественного объединения УНОВИС (Утвердители НОВого ИСкусства), объединившего приверженцев супрематизма.

В интерьерах музея немало современных дизайнерских решений. На полу в холле можно увидеть знаменитый супрематический плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», созданный в 1919-1920-х годах, когда художник-супрематист преподавал в витебском училище.

muzei5.jpg

Новый музей — интерактивный. Посетители сами могут «полистать» страницы истории образовательного учреждения на специальных электронных стендах.

stend_1088.jpg

А попадая в зал Казимира Малевича, зрители оказываются в пространстве, где на стенах возникают тексты и рисунки, оставленные гениальным мастером. Они нанесены «секретной» краской.

malevich.jpg

Идею воспроизведения на стенах музея воплотил витебский художник и дизайнер Александр Вышка.

В кабинете Марка Шагала, кроме восстановленных по старым образцам паркета и обоев, есть и старинная мебель — шкаф, диван, маленький столик. Но главное чудо — это зеркало-экран, в котором «отражаются» разные рисунки: вот невидимая рука создает набросок портрета и тотчас же из зеркала смотрит на посетителей сам Марк Шагал, появляются его известные картины, пейзажи Витебска и Парижа, где художник завершил свой земной путь.

shagal_1088.jpg

Местные власти рассчитывают, что открытие музея увеличит туристический поток в год столетия Витебского народного художественного училища, а также в 2020 году, который станет юбилейным для объединения УНОВИС.

Читайте также:

Мистицизм Малевича. Как в Витебске и Киеве появился особый интерес к творчеству художника

Не «базаром» единым. Прогулка по витебским местам Марка Шагала

Восемь фактов о Витебской ратуше — главном символе города по версии его жителей