Гродненская область, г. Щучин
53.610647,24.740845

Дворец Друцких-Любецких был построен в конце XIX в. на месте прежнего дворца Сципиона дель Кампо по проекту виленского архитектора Тадеуша Растворовского в стиле классицизма (другие историки архитектуры утверждают, что архитектором предположительно был Бонифаций Павловский).

Инициатором строительства предположительно был либо сын Франциска Ксаверия Друцкого-Любецкого Александр, либо его внук Владислав. 

Дворец построен в северной части города. Проект дворца в Щучине родственен дворцу Малый Трианон на территории Версаля — резиденции французских королей. Здания имеют много схожего и в композиционном построении и декоративных украшениях. Здание состоит из 2-х этажей, имеет симметрическую композицию, прямоугольное в плане. Дворец поставлен на высоком цоколе. В центре более низкая часть с мансардой решена в виде лоджии с двумя ионическими колонами, по сторонам — двухэтажные объемы, украшенные пилястрами. Фасады здания по периметру завершаются карнизом и парапетом с атиком в центре. Прямоугольные оконные проемы украшены лепниной (сандриками). К главному входу дворца ведет широкая маршевая лестница. 

Интерьер дворца имел нерегулярную планировку. Жилые комнаты были сконцентрированы главным образом вдоль главного фасада. В центре дворца был большой холл с двумя печами и огромным камином из немецкой кафли и мрамора. Мебель была наилучших тогдашних узоров — модные фотели (большие мягкие кресла), обтянутые кожей, такие же канапе (диваны). Большая часть комнат была покрашена красками светлых тонов. На потолках висели венецианские люстры. В Маленьком салоне около холла в боковом крыле стояли два рояля фирмы «Бехштейн» и автоматическая пианола. Мебель в салоне была «артистическая» – стол, шкафы, сделанные фирмами Булле, канапе и фотель такой же работы, обтянутые светлой тканью итальянского производства. В Большом салоне находились несколько интересных картин — портрет Франтишка Ксаверия Друцкого-Любецкого неизвестного автора, портрет его невестки — Марии с Шеметов (худ. Франц Винтерхалтер), мраморная скульптура «Леда» из итальянского мрамора, автором, по всей видимости, был Яслинский. Вообще, во дворце было много портретов королей Польши, князей Великого княжества Литовского, написанных в XVII — XVIII вв. и принадлежавших когда-то Сципионам.

Дворец в Щучине обставлялся не сразу, а постепенно, начиная с 1788 по 1914 гг. Во дворце существовал очень интересный архив — наследство Сципионов. Документы архива охватывали историю Щучина от 1537 по 1846 гг. Друцкие-Любецкие, не смотря на преграды, отдали его в Польшу, в Краковский музей Чарторийских (на австрийскую территорию), поэтому он частично сохранился до наших дней. 

Библиотеке дворца повезло меньше, чем архиву. Судьба ее довольно печальная — она пропала во время Первой мировой войны. 

После окончания Второй мировой войны, во дворце размещались различные административные учреждения. Потом — воинская летная часть.

После расформирования военной части дворец постепенно приходил в упадок. Долгое время шла работа над созданием проекта реконструкции памятника архитектуры. Когда проект был готов, началась работа реставраторов. Они обновляли и восстанавливали декоративные элементы дворца. Позже приступили к внутренней отделке здания.

Сейчас восстановленный дворец, расположенный на берегу озера, безусловно, является одной из «визитных карточек» города. В настоящее время в его здании располагается ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодёжи».

 

Дворец Друцких-Любецких в Щучине на карте: