Пеший маршрут по центру Витебска

Этот пешеходный маршрут познакомит с историей и основными достопримечательностями Витебска – города с более чем тысячелетними корнями. Мы неспешно пройдемся от древнейшей Благовещенской церкви по знаковым местам Витебска, увидим старинную ратушу и знаменитый Летний амфитеатр, восстановленные уже в XXI веке Воскресенский и Свято-Успенский храмы, формировавшие редкой красоты силуэт исторического центра Витебска, а также узнаем о святынях, которые, увы, не сохранились. В путешествии нас будут «сопровождать» исторические личности, имевшие отношение к Витебску: Марк Шагал и Казимир Малевич, Александр Невский и великий князь Ольгерд, император Наполеон Бонапарт и легендарный «батька Минай».

Рейтинг: img img img img img
Время: 1 ч
Сложность: простая
Расcтояние: 3 км
Способ передвижения: пешком
Точки маршрута
  • Площадь Тысячелетия расположена в самом сердце Витебска, на берегу Западной Двины, у Кировского моста. Такое название она получила в 1974 году, когда город отмечал свое 1000-летие. На площадь выходят фасадами здания Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа, гостиницы «Витебск», универмага. На площади находится и старейший храм Витебска – Благовещенская церковь. От нее и начнем знакомство с историей и достопримечательностями древнего города.

    Благовещенская церковь была построена в XII веке на территории Нижнего замка. Витебск был тогда центром удельного княжества. От Верхнего замка, где находилась резиденция князя, сегодня не осталось и следа. Высокая Замковая гора, на которой стоял Верхний замок, была уничтожена еще в XIX веке.

    На протяжении целого ряда столетий Благовещенская церковь пользовалась особенным почитанием горожан: в ней хранились королевские грамоты и городские книги, купцы спокойно оставляли свои дорогие товары в ее подвалах – воровать из храма никто не решался.

    Рядом с каменной Благовещенской церковью находится деревянный храм Св. Александра Невского, построенный в начале 1990-х годов. В июне 2016 года на площади Тысячелетия был поставлен памятник князю Александру Невскому, его жене – витебской княжне Александре – и сыну Василию (авторы И. Казак, А. Гвоздиков и Е. Колчев).

    От площади Тысячелетия берут начало улицы Замковая, Калинина и Пушкина. По Замковой улице мимо здания универмага направимся на площадь Свободы.

    img img img img
    Точка на маршруте:
  • С одной стороны площадь Свободы украшает здание бывшего Окружного суда, построенное в конце XIX века. Сейчас в нем размещается Художественный музей, который обязательно следует посетить тем, кого интересует современная художественная жизнь Витебска, а также ее прошлое.

    С другой стороны площади возвышается реконструированная уже в XXI столетии башня Нижнего замка под названием «Духовской круглик». А в низине за нею – знаменитый Летний амфитеатр, место проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», который каждое лето собирает тысячи гостей и участников.

    Там, где сейчас находится стоянка для автомобилей, в первой половине XVIII века монахами ордена иезуитов были построены роскошный костел и здание коллегиума (так назывались иезуитские закрытые средние учебные заведения). В свое время это был не только религиозный, но и образовательный центр Витебска – иезуиты, как известно, славились глубокими традициями в деле образования и просвещения юношества. Костел Святого Юзефа (Иосифа) был возведен в стиле позднего барокко и выглядел очень презентабельно. Недаром уже в XIX веке, после передачи в православное ведомство, он стал кафедральным собором и главным храмом всей Полоцкой епархии. С его уничтожением в середине ХХ столетия Витебск лишился одного из красивейших памятников архитектуры.

    В старом Витебске площадь Свободы носила название Соборной. А всего в нескольких десятках метров от Соборной площади, отделенная только мостом через реку Витьбу, находилась другая площадь – Ратушная со своим особым архитектурным ансамблем. Наличие сразу двух презентабельных площадей в историческом центре города – явление крайне редкое для градостроительной традиции Беларуси. Перейдем мост через реку Витьбу, давшую название городу, и полюбуемся красотами бывшей Ратушной площади, которая теперь называется Воскресенской.

    img img img img
    Точка на маршруте:
  • Ансамбль бывшей Ратушной площади составляли три главные доминанты: здание ратуши в центре, слева от нее находилась Воскресенская церковь, справа – костел Святого Антония. Сегодня в ансамбле недостает одной доминанты – костела Св. Антония. Его снесли в конце 1950-х годов, когда спрямляли и расширяли улицу Ленина. На месте бывшего храма теперь находится фонтан с тремя аллегорическими женскими фигурами, символизирующими слияние в городе трех рек (Двины, Витьбы и Лучёсы).

    Ратуша для любого европейского города – прежде всего символ независимости. Строить ратушу могли жители только тех городов, которые получали от монарха право на самоуправление – так называемое магдебургское право. Теперь в здании находится Витебский областной краеведческий музей, в фондах которого хранится более 200 тысяч экспонатов. Внимательному посетителю хранилище древностей подарит немало интересных встреч с редкими предметами и артефактами, даст возможность углубить свои знания по истории края. А впечатляющий подъем на смотровую площадку башни позволит увидеть город с другого ракурса, который доступен лишь птицам.

    Восстановлением Воскресенской церкви в первые годы XXI века было положено начало возрождению редкой красоты силуэта исторического центра Витебска. Игра в пространстве изящных барочных башенок и куполов, перекличка высотных доминант ратуши и отреставрированных церквей может доставить пешеходу особое удовольствие от знакомства со старым городом.

    Напротив Воскресенской церкви стоит конный памятник князю Ольгерду – герою средневековой истории современной Беларуси и Литвы. Сокол на бронзовой руке князя – это отнюдь не символ того, что правитель выехал на охоту (на его руке нет необходимой амуниции – специальной перчатки). По задумке скульптора, это символическое послание великого князя потомкам из прошлого в настоящее, напоминание: гордитесь тем, что имеете.

    От ратуши уходит вверх пешеходная улица Суворова, на которой нам встретится еще немало интересного. Но, прежде чем мы начнем прогулку по ней, давайте пройдемся еще по одной старой улочке Витебска – улице Толстого.

    img img img img img
    Точка на маршруте:
  • Свое название «улица графа Л.Н. Толстого» получила еще в дореволюционные времена и благодаря счастливому стечению обстоятельств не утратила до сих пор. Эта типичная для старого города улица имеет искривленную трассировку. В период Средневековья она называлась Подвинской, так как соединяла пристань на Двине с главной торговой площадью города – Ратушной. До наших дней здесь сохранились дома, построенные в XIX веке.

    Уже издали внимание всякого путника привлекает цветная супрематическая композиция, выполненная на торце дома № 7. Это изображение – фигурин «Новый», эскиз костюма художника Эль Лисицкого к футуристической опере «Победа над Солнцем». В здании ныне размещается филиал Витебского центра современного искусства под названием «Арт-пространство «Толстого, 7». Роспись на стене летом 2015 года выполнили витебские студенты и посвятили ее 95-летию УНОВИСа – авангардного объединения, созданного в Витебске в 1920-х годах по инициативе Казимира Малевича.

    В конце улицы Толстого, у места впадения Витьбы в Западную Двину, находится православный женский Свято-Духов монастырь. Эта обитель на исторической карте Витебска появилась совсем недавно, наполнив новым смыслом уголок старого города.

    Прямо с улицы Толстого высокая лестница с гранитной облицовкой ведет на площадку перед Успенским собором. Не надо бояться ее крутизны и множества ступеней – подъем по ним достаточно легок и совсем не утомителен. Поднимемся и мы вверх, на старую Успенскую гору.

    Ну, вот мы уже и наверху. Посмотрите, какая прекрасная панорама старого Витебска открывается отсюда! Притягивает наши взоры и водная гладь Западной Двины, несущей свои воды в Балтийское море. Некогда могучая река сейчас обмелела. А раньше по ней плавали пароходы, баржи и лайбы, груженные разным товаром, сплавлялся лес. Но и сегодня, стоя на высокой двинской круче, легко представить себе витебского мальчишку-гимназиста Алексея Ползика, у которого однажды захватило дух от открывшейся широты и простора, и он в 1834 году написал такие патетические строки:

    Дерзну ли робкими перстами,
    Тревожась пламенной душой,
    Нарушить слабых струн покой,
    Летя мечтою за струями
    Твоих прозрачных, чистых вод,
    Двина – река родного края?
    Дерзну ли, песню запевая,
    Быть вестником твоих щедрот?

    С середины XVIII века на Успенской горе возвышается величественный Свято-Успенский собор, построенный в традициях позднего барокко. На протяжении нескольких столетий этот храм был визитной карточкой Витебска. На его судьбе отразились все перипетии истории нелегкого ХХ столетия: в 1937 году собор взорвали, на его месте построили корпус завода, а в 1998-м началось восстановление святыни. Сегодня возвращенный из небытия храм снова служит украшением древнего Витебска.

    img img img img img img img
    Точка на маршруте:
  • Улица, идущая от Успенского собора, некогда называлась Соборной, а ныне носит имя комиссара Крылова. В 1917 году Семен Крылов (1892–1935) стал первым революционным комиссаром и комендантом Витебска. Эта небольшая улочка полностью сохранила свою старую застройку.

    В доме № 7 ныне находится Витебское духовное училище, а в первой половине XIX века была мужская гимназия. Дом № 6 принадлежал городскому архитектору Тихону Кибардину, дочь которого Валентина стала известной советской актрисой, исполнительницей одной из главных ролей в фильме «Юность Максима». В доме № 4 в годы Первой мировой войны вместе со своей семьей жил отец известного петербургского художника Мстислава Добужинского, и сын часто навещал его здесь. Дома №№ 1 и 3 принадлежали Феликсу Цехановецкому, который в 1894 году на собственные средства построил в Витебске городской водопровод.

    По улице комиссара Крылова мы снова вышли к ратуше, на пешеходную улицу Суворова. Должно быть, гуляя по старому Витебску и насыщаясь впечатлениями, вы уже немного устали. Тогда можно немного отдохнуть на лавочке в сквере у фонтана или посидеть в кафе – их много как раз в этой части города. А потом – снова в путь.

    img img img img img
    Точка на маршруте:
  • Пройдя два квартала вверх по улице Суворова, на пересечении с улицей Советской сворачиваем налево. Через несколько десятков метров попадаем в сквер Героев войны 1812 года.

    Первое, что сразу бросается в глаза, – высокий гранитный обелиск, памятник героям войны 1812 года. Здесь же, на берегу Двины, мемориал в честь героев другой войны – Великой Отечественной. На Военном кладбище погребены 15 советских воинов, погибших при освобождении Витебска. Здесь же в 1964 году был похоронен и один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Витебской области Минай Филиппович Шмырев. Легендарному «батьке Минаю» в Витебске посвящен отдельный мемориальный музей, находящийся неподалеку.

    С одной стороны сквера мы видим презентабельное здание с колоннами. Это дворец губернатора. Здесь в 1812 году две недели жил император Наполеон, отпраздновавший тут свой 43-й день рождения. Напротив в трехэтажном здании из красного кирпича разместился музей – Арт-центр Марка Шагала, где можно ознакомиться с коллекцией графических работ великого уроженца Витебска. Рядом находится здание музыкального колледжа имени И.И. Соллертинского. У входа установлен бронзовый памятник этому известному музыковеду, уроженцу Витебска.

    img img img img
    Точка на маршруте:
  • У пересечения улиц Суворова и Чехова раскинулся парк Партизанской Славы имени Миная Шмырева с музеем, посвященным легендарному командиру. На окраине парка, по улице Суворова, установлен памятник белорусскому писателю Владимиру Короткевичу.

    На перекрестке улиц находится монументальное трехэтажное здание строгой классической архитектуры. До революции здесь было мужское духовное училище. Напротив него, на противоположной стороне улицы, сохранились фрагменты жилой застройки Витебска начала ХХ века. Особенно колоритны два бывших доходных дома (№№ 27 и 29 по ул. Суворова) – яркие примеры «кирпичной» архитектуры Витебска, использующей фактуру и цвет хорошо обожженной глины. Употребление в строительстве местных сортов глины придавало фасадам зданий, которые не штукатурились, особый бордовый колорит различной степени насыщенности.

    Если у вас еще остались силы, побродите по этому району самостоятельно. Можно не сомневаться – в укромных уголках старого Витебска вас ждет много открытий.

    img
    Точка на маршруте:
Заказать экскурсию