Первое упоминание о Дубое относится к 1498 г., когда конюший Сенько Дмитрович получил от пинской княгини Марьи Семеновой четыре дворища в Дубое.
По привилею князя Федора Ивановича Ярославовича Дубой в 1503 г. становится владением Карповичей. В 1558 г. «Дубоя» указывается в связи с определением границ королевских пущ. В 1566 г. двор Дубой по привилею короля Сигизмунда Августа перешел Семену и Дмитрию Веренич-Стаховским герба Огоньчик. Видимо, у них имение купил Сасинь Иванович. В 1598 г. имением владел Ян Понов, затем — Огинские, Радзивиллы. В 1635 или в 1638 г. Альбрехт Радзивилл, канцлер великий литовский, староста пинский, владелец Альбрехтова, подарил имение с монастырем пинским иезуитам. Князь был преданным католиком, не признавал иноверцев, основал костел в Алыке, иезуитский коллегиум с костелом в формах позднего ренессанса и барокко в Пинске. Во время обучения в коллегиуме в орден иезуитов вступает в 1748 г. Адам Нарушевич (1733—1796) и некоторое время живет в их дубойской резиденции. Адам — известный историк (автор многотомной «Истории польского народа»), поэт, просветитель, утверждающий, что человеческий разум — главный двигатель исторических процессов.
Адам Нарушевич. Художник Матеуш Токарский, 1791 г.
После ликвидации иезуитского ордена (1773) Дубой купили Куженецкие герба Куженец. Первым владельцем был, видимо, Юзеф, маршалок Пинского повета. Представители этого рода владели имением около столетия. Среди них наиболее известен Игнатий, каштелян витебский, посол на сейм в 1775 г., кавалер ордена св. Станислава, депутат от местной шляхты на коронацию Павла I в 1797 г. Был женат на богатой вдове Барбаре с Яблоновских, владевшей после смерти мужа Антония Островского, полковника, Дрогичинским графством, включающим имение Дрогичин, фольварки Соха, Ровины, Островичи. Их дочь Клотильда в 1811 г. на месте бывшего монастыря фундовала строительство церкви Рождества Богородицы в формах классицизма. Здание, состоящее из центрического восьмигранного основного объема, прямоугольных в плане апсиды и притвора, с более поздней росписью, выполненной в технике гризайль, дошло до наших дней.
Анна Выджджина
Затем владельцы имения также часто менялись. В 1870 г. «С высочайшего соизволения в виде награждения за службу по купчей крепости» оно перешло Платону Спасскому, действительному статскому советнику. Земельные угодья имения этого периода составляли 6817 десятин. Имелись винокуренный и кирпичные заводы, воловая мельница. По купчей крепости 1885 г. имение от статского советника Андрея Андреевича Спиридонова переходит к купцу, промышленнику из Варшавы Ивану Карлу Шленкеру. Кроме того, Иван Карл владел имениями и заводами на Украине. В 1904 г. по духовному завещанию Дубой становится собственностью его дочери Марии Анны Выджджины. После первой мировой войны Мария подарила усадьбу и 100 га земли сельскохозяйственной школе с рыбным хозяйством. Школа носила имя рано ушедшей из жизни ее дочери Янины и просуществовала до 1939 г. Мария была последней владелицей имения и в 1928 г. провела его землеустройство. Предвоенным директором школы был Р. Прусский. В 1980 г. он посетил усадьбу.
Усадьба заложена на несколько пониженной местности еще при иезуитах. Представление о ней дает «Инвентарь именiя Дубоя, съ фольварками Бродница и Огово, Пинскаго повета, пинскихъ «езуитов» за 1773 г., составленный экономом имения Казимиром Блоцким. Люстраторами являлись Михаил Героним Радзивилл, Юзеф Куженешсий, маршалок Пинского повета, и Теодор Родзевич, регент земский и ротмистр пинский. По общему планировочному решению двор в Дубое имел больше ренессансный облик. Центральное положение занимал детинец, охваченный оградой с брамой, на котором располагались многочисленные хозяйственные и служебные сооружения. Вход фиксировался симметрично расположенными зданиями с тесаного бруса, крытых дранкой. Одно из них имело избу с коморой и печь кафельную. На детинце, похоже, без особой системы располагались кузница с горном, четыре навеса на шести столбах, ледник, два погреба, одрина с круглого бревна, конюшня с навесом, две возовни, кухня на каменном фундаменте, избы с коморами и др.
Особого внимания заслуживал спихлер — сооружение оригинальной конструкции: трехэтажное, с круговой галереей, построенное на каменном погребе с двумя окнами с решетками, накрытое шатровой крышей. На первом и втором этажах имелось по восемь жилых комнат, коридору и по два помещения для хранения зерна. Третий этаж без потолка занимал большой зал с двумя дверями, на который вела лестница. Описанный детинец представлял собой хорошо обособленный хозяйственный двор ренессансной усадьбы.
Сельскохозяйственная школа. 1935 г.
Парадную часть усадьбы, расположенную на одной оси с детинцем, составлял «мур» (каменный дом) и «огродвлоский», которые имели ограду с брамой с воротами на бегунках. Весьма краткое описание усадебного дома позволяет считать, что это был тот дом, который известен по рисунку Н. Орды после проведенной реконструкции при Куженецких, когда вся усадьба перестраивалась.
В инвентаре указываются «ганки» с избами. Они стали двухуровневыми башнями, показанными Н. Ордой, симметрично располагались по углам здания. Первая из них включала избу с тремя окошками и кафельной печью, комору и избу-скарбец. Во второй башне имелись также две избы. Изба горная (верхняя) именовалась «Sаlек». Дом имел мансардный этаж с четырнадцатью окнами в оловянной оправе и стоял на больших каменных подвалах.
Такой сложный комплекс, сочетающий парадный двор с каменным усадебным домом, дворовой каплицей, регулярным парком и с выраженной утилитарной направленностью после 1773 г. становится собственностью Куженецких, два поколения которых превращают его в блистательную резиденцию, которая отражена на акварели Н. Орды второй половины XIX в. В 1784 г. в усадьбе останавливался Август Понятовский, проезжавший здесь по причине открытия Королевской) (ныне Днепровско-Бугского) канала. На приеме короля дочь Игнатия исполнила арию «За здоровье его величества короля».
Усадьба Куженецких включала дворец, каплицу, парк (схема). Славилась теплицами и оранжереей. Дворцом становится несколько перестроенный прежний «мур» (проект Александра Коттека). Здание с мансардным этажом на высоких сводчатых подвалах было каменным одноэтажным. Главный фасад украшал четырехколонный портик с террасой. Парковый фасад имел раненый ризалит и портик с двумя парами колонн. С двух сторон здание фланкировали две четырехгранные двухъярусные башни-алькежи с шатровыми крышами. Центральная часть паркового фасада здания имела граненый ризалит с крыльцом на двух парах колонн. В доме имелось 16 помещений, среди которых выделялся большой зал, стены которого покрывали фрески, имелся дубовый паркет и круглые белые кафельные печи, увенчанные широким поясом с растительным орнаментом и профилированным карнизом.
Дворец являлся композиционным центром необычного парка. Польский историк В.Броневский, посетивший Дубой в 1810 г., писал: «Помещичий сад есть что-то небывалое в Польше и, особенно в моих глазах, привыкших к мертвой единообразной здешней природе. Он построен по образцам славного Ленотра с прудами, фонтанами. цветниками и стрижеными аллеями...». Парк имеет симметрично-осевое решение, но композиционная ось, в отличие от других парков этого периода, короткая и в плане он не прямоугольный, как обычно, а имеет форму квадрата.
Основу композиции парка составляет оригинальная водная система. Имеет строго симметричное решение и состоит из прямолинейных каналов, четырех водоемов в виде прямоугольников и центрального круглою водоема. Парк окружает периферийный канал. Два больших и четыре коротких поперечных канала разделяют парк на шесть боскетов, расположенных симметрично по отношению к основной оси. Через каналы были переброшены выгнутые дугой деревянные мостики, на островах (в боскетах) росли фруктовые деревья. Прошло более 200 лет со времени строительства парка, но берега водоемов сохранили прямолинейность, четкость конфигурации. В последнее время водоемы значительно обмелели, берега сплошь поросли деревьями, кустарниками, но в целом вся система еще достаточно выражена и может быть восстановлена. Система питается водой родника, находящегося за пределами парка. Избыток воды через дополнительные каналы спускался в пруды за усадьбой. На юго-восточном углу парка расположен большой переполненный водой первый пруд. Он является частью большой системы прудов, которые сформированы в пойме и тянутся (около 600 м) вдоль тополиной аллеи, которая ведет, как и в далекие времена, к парому на р. Пина.
Интерьер каплицы. Фото после 1920 г.
С южной стороны дворца, в углу парка, под кронами старых кленов и конских каштанов уединенно стоит каплица, построенная в барочных формах, где покоились владельцы. Сооружение небольшое, восьмигранное, со шлемовидным завершением и граненым фонарем, квадратными в плане притвором и апсидой. Декорировано угловыми пилястрами, фризом и многослойным карнизом. Интерьер был оформлен с использованием лепнины, витражей и фресковой росписи. Отреставрирована в 1920 г. В последнее время служила костелом Святого Креста. Сейчас в запустении. Небольшой храм стал акцентом картины Юзефа Панкевича «Парк в Дубое» (1897, хранится в Национальном Музее в Варшаве).
В Дубое находится гидроузел № 1 «Дубое» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». В 2006 году завершилась реконструкция этой структуры, превратившая ее в современный элемент транспортных коммуникаций. Однако история этого места также имеет свое значение. Река Пина стала частью Днепровско-Бугского водного пути, который включал «Королевский канал», построенный с 1775 по 1783 годы. Строительство началось благодаря гетману Великого княжества Литовского Михаилу Огинскому и пинскому судье Матеушу Бутримовичу. Строительство было прервано несколько раз, затем возобновлено, и основные работы были выполнены с 1846 по 1848 годы. Первый судоходный шлюз, названный «№ 1», был установлен в Дубое.
Реконструкция полностью изменила гидроузел: деревянные конструкции заменены на железобетонные, что позволяет лучше поддерживать судоходный путь. Старый шлюз был короче и шире, соответствуя требованиям прошлых времен. В результате буксир (местные жители называют его «толкач») раньше должен был вводить баржу в шлюз, отцепляться и перестраиваться, чтобы затем войти в шлюз отдельным маневром, так как оба судна одновременно не помещались в шлюзе. Все это требовало времени и усилий. Новые параметры шлюза позволяют теперь буксиру и барже проходить шлюз вместе, без разъединения. Это значительно экономит время, усилия и топливо на дополнительные маневры.
Перепад воды в районе гидроузла может достигать 3,5 метра, что создает благоприятные условия для размещения малой гидроэлектростанции с мощностью 330 кВт. Малая ГЭС занимает место старого шлюза и соединяется с берегом плотиной, в здании которой установлены три низконапорные гидроэнергетические установки под динамичной скатной крышей. Большие оконные проемы позволяют увидеть процесс получения электроэнергии.
Источник:
Отрывок книги Федорук Анатолий Тарасович. "Старинные усадьбы Берестейщины". Минск, издательство "Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі", 2004 год.
Открытые источники