en | by | de | pl

Логишин

Пожалуйста, воспользуйтесь фильтром, чтобы выбрать регион, населенный пункт Беларуси и других стран.
Сбросить

описание

Городской поселок Логишин (1552), расположенный на севере Пинского района в 28 км от Пинска, притягателен для туристов уже тем, что сумел сберечь особенный колорит старинного полесского местечка, которое в свое время снискало славу «полесской Варшавы». Здесь сходятся две важные исторические дороги – та, что в прошлом связывала Пинск с королевским шляхом, пролегавшим между Вильней и Варшавой, и другая, что вела из столицы Полесья в Несвиж – столицу могущественных Радзивиллов. Сегодня, превратившись в асфальтированное шоссе, они носят название Р6 (Ивацевичи – Пинск – Столин) и Р105 (Ганцевичи – Логишин). 

Название Логишин сродни названию белорусского города Логойск и является производным от таких слов как «лог» или «логчина», что значит – долина или местность, лежащая между склонами холмов. Кстати, в многотомном издании «Живописная Россия» (1882) Логишин упоминается среди наиболее значимых поселений Пинщины как «местечко Лагичинъ Радзивилловский».

2020-05-29-12--DJI_0140-1330.jpg

Среди других полесских местечек Логишин выделялся наличием магдебургского права и собственного герба. Прежде им владели представители влиятельных княжеских родов: Радзивиллы, Огинские и Друцкие-Любецкие. На разных этапах своей истории Логишин был центром небольшого староства, волостным центром Пинского уезда Минской губернии, центром Логишинской гмины Пинского повета в Полесском воеводстве, районным центром Пинской, а затем Брестской областей, центром поселкового совета. В настоящее время Логишин является центром Логишинского сельского совета, на 1 января 2020 года здесь постоянно проживало 2246 человек. 

Места вокруг живописные – моренные холмы, поросшие густыми лесами, зеленые луга и золотистые поля… Южнее Логишина неспешно несет свои воды «река богов» – красавица Ясельда, а западнее по просторам Заясельдья проходит знаменитый в прошлом водный путь – Огинский канал.

5 ПРИЧИН ПОСЕТИТЬ ЛОГИШИН

1. Посетить санктуарий Матери Божией Логишинской Королевы Полесья 

Никто достоверно не знает, как оказался в Логишине знаменитый чудотворный Образ Матери Божией. Его культ возник еще в далеком XVII веке. Не случайно, первый логишинский костел, построенный в 1634 году, отдельным указом короля Яна Казимира Вазы «ради умножения Хвалы Божией» был освобожден от всех государственных обязанностей. Благодаря чудесным исцелениям и другим проявлениям заботы и милосердия, известность чудотворного Образа ширилась год от года на протяжении многих столетий. В наши дни Логишин является популярным местом католического паломничества. 

Костел Святых Петра и Павла в Логишине

Чудотворный Образ Матери Божией Логишинской, почитаемый католиками и православными, помещен в главном алтаре костела Святых Петра и Павла. В 1997 году в присутствии католического духовенства и около 5000 паломников, прихожан, жителей Логишина и окрестностей кардинал Казимир Свентек короновал Образ Королевы Полесья папскими коронами. 

2011-02-13_0962.jpg

2. Увидеть волка на лосиных ногах, волка на журавлиных ногах, паспорт мерина Каштана и другие редкости… 

Волк на лосиных ногах украшает герб Логишина, дарованный местечку в 1643 году королем Владиславом IV Ваза. Он отображен на указателях при въезде в Логишин со стороны Пинска и Ивацевичей. А волка на журавлиных ногах можно увидеть в школьном историко-краеведческом музее. Это вторая версия логишинского герба, которая нередко упоминается в исторической и краеведческой литературе, но на деле так и не прижилась. В этом маленьком музее хранится большое число интереснейших и порой весьма оригинальных экспонатов, таких, как лошадиный паспорт, выписанный на имя мерина Каштана… Так что любой посетитель музея точно не будет разочарован и почерпнет для себя много нового. 

3. Лицезреть наглядный пример истинной толерантности и милосердия 

Как и другие местечки ВКЛ, Логишин был многонациональным и многоконфессиональным, но при этом заметно отличался от остальных. Еще со времен иезуитской миссии, которая появилась в Логишине в XVII веке, здесь прижились польский язык и культура. В межвоенное время XX века 90% логишинцев исповедовали католицизм, из-за чего местечко стали называть «полесской Варшавой».

2020-05-29-12--DJI_0126.jpg

В свое время здесь жили православные, униаты, католики и иудеи…. Сегодня в Логишине мирно уживаются три конфессии: православие, католицизм и неопротестантизм. В центре поселка разместились рядышком Спасо-Преображенская церковь и костел Святых Петра и Павла, а на одной из главных улиц – Дом молитвы Христиан Веры Евангельской. Логишин являет собой пример истинной толерантности – добрососедских отношений между представителями разных национальностей и конфессий. Одно из подтверждений тому – Логишинский дом милосердия, открытый в 2011 году, где находят приют и заботу, независимо от своего вероисповедания, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. В его экуменической часовне попеременно проходят католические мессы, православные богослужения и звучат проповеди местного пресвитера… 

4. Прикоснуться к событиям Первой мировой войны 

Через год после начала боевых действий Логишин оказался на пути противоборствующих армий – русской и германской, и 18 сентября 1915 года был занят неприятелем. Русская армия отошла на весьма невыгодную позицию, что грозило в случае дальнейшего наступления противника большими потерями. Командующий Западным фронтом генерал А.Е. Эверт отдал приказ отбросить противника за Огинский канал. Кровопролитные бои под Логишином 21-23 сентября 1915 года и на Огинском канале 17-18 июля 1916 года навсегда вписаны в историю Первой мировой войны.

Военные дороги привели сюда и известного русского поэта Серебряного века Николая Гумилева. 2-4 сентября 1915 года уланский полк, в котором служил поэт, находился в Логишине, ведя наблюдение за территорией вдоль Огинского канала и обеспечивая защиту дорог, которые связывали Телеханы, Выгонощи и Хатыничи. События того времени были отражены в его дневниковых записях, опубликованных под названием «Записки кавалериста».

5. Поболеть за «Логишинских волков»

«Логишинские волки» – это местная бейсбольная команда. Так случилось, что именно здесь, в полесской глубинке, получила признание и распространение заокеанская игра – бейсбол. В Логишине занимаются бейсболом около 50 человек, зато спортивные матчи всегда проходят при полных трибунах. В 2018 – 2019 годах «Логишинские волки» дважды становились серебряными призерами Чемпионата Республики Беларусь по бейсболу.

История

Первым письменным упоминанием Логишина принято считать запись в «Писцовой книге Пинского и Клецкого княжества», датированную 1552 годом. С XVI века нередко упоминается такое понятие как «Логишинский остров» (в старину на Полесье «островами» называли подходящие для заселения сухие места, приподнятые над болотами или отгороженные от них холмами). 

История Логишина и небольшого Логишинского староства связана с тремя знаменитыми фамилиями ВКЛ: Радзивиллами, Огинскими и Друцкими-Любецкими. В свое время местечко удостоилось внимания и королей Речи Посполитой. Владислав IV Ваза привилеем от 25 февраля 1643 года даровал Логишину Магдебургское право, а его брат Ян Казимир Ваза – герб: волк на лосиных ногах с поджатым лисьим хвостом в голубом поле щита. 

Желание разгадать зашифрованную здесь тайну породило немало легенд. Самая популярная связывает нитью вымысла купца по имени или по прозвищу Логиш, делая его основателем Логишина, стаю волков, ставшую причиной гибели купеческого сына, и образ небесной заступницы, предупреждавшей купца о грозящей беде… Но по-прежнему нет однозначного ответа на вопрос, что зашифровано в облике столь необычного зверя: древний тотем – символ смелости и победы над злобным врагом какого-то племени или образ посланника языческого бога Велеса… А может все это – намек на древнее племя невров, некогда заселявшее Полесье, которых «отец истории» Геродот представлял людьми-оборотнями, то есть волколаками? Как известно, в геральдике нет ничего случайного… 

2017-09-09-12--6132.jpg

История Логишина полна событий и имен. Логишинцы внесли весомую лепту в строительство Огинского (Телеханского) канала, который был проложен западнее местечка от Ясельды к Щаре. Этот важный для Полесья проект, на реализацию которого ушло без малого 20 лет (1765-1783), требовал большого числа рабочих рук. Поэтому в 1768 году в награду за начатую три года назад прокладку канала логишинское имение было передано в пожизненное владение гетману ВКЛ Михаилу Казимиру Огинскому. По случаю завершения строительства Огинского и Королевского каналов в 1784 году на Полесье нанес визит последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Тогда монарх дважды останавливался в Логишине – по пути в Погост и еще раз – по дороге в Телеханы. В окружении короля был и Адам Нарушевич – историк, поэт, общественный и религиозный деятель, который связан с Логишином кровными узами. 

Среди событий, XIX – начала XX века, когда Логишин входил в состав Российской империи, особое место занимает громкое дело, прогремевшее на всю страну. В 1874 году минский губернатор В.Н. Токарев попытался присвоить земли логишинцев, а те не подчинились и засеяли отобранные участки. На расправу с бунтовщиками прибыло два батальона пехоты и 200 казаков… Пятерых зачинщиков сослали в Сибирь, но логишинцы не сдавались и добились разбирательства. Оно закончилось возвращением земель, поборов, штрафов, судебных издержек, а главное – несправедливо осужденных, а губернатор Токарев лишился своего поста. Этим событиям посвящен документальный фильм «Логишинский бунт. Или коррупция по-губернаторски» из серии «Обратный отсчет».

2020-05-29-12--DJI_0113.jpg

На рубеже XIX – XX столетий Логишин имел статус волостного центра Пинского уезда Минской губернии. Здесь насчитывалось 400 дворов, около трех тысяч жителей, были построены каменные торговые ряды, часовня, православный Спасо-Преображенский храм, «божница» (молитвенный дом иудеев-хасидов). В местечке работали мельницы Айзенберга, Хазана, Дубинского, Мартинкевича, Бунькевича, кожевенный завод Фридмана, маслобойня и мельница Циперштейна. Многие жители Логишина специализировались на продаже мела, залежами которого богаты здешние места. В 1907 году началось строительство кирпичного костела Святых Петра и Павла. Его освятили за год до начала Первой мировой войны… 

18 сентября 1915 году Логишин был занят германскими войсками. Затем последовало успешное контрнаступление русской армии. Во время ожесточенных боев 21-23 сентября 1915 года от большинства логишинских домов остались только печные трубы. Линия фронта Первой мировой войны около двух с половиной лет проходила в непосредственной близости от местечка по Огинскому каналу и Ясельде. В июле 1916 года здесь велись ожесточенные бои, но продвинуться за канал русской армии так и не удалось. Герои тех боев – прапорщики Михаил Леонтьев, Степан Русецкий, Сергей Медведев и Леонтий Воспянский-Вишнянский покоятся за оградой логишинского Спасо-Преображенского храма.

В годы советско-польской войны (1919-1921) логишинцы организовали отряд, во главе которого стояли легионер Ков-Замэчек и местные жители Петруковичи. Он насчитывал около 170 человек и действовал на стороне войска польского. По Рижскому мирному договору (18.03.1921) Логишин в составе Пинского повета отошел к II Речи Посполитой. Являясь центром гмины, он, тем не менее, в 1934 году утратил городской статус.

           Улицы Логишина помнят вступление на Пинщину в сентябре 1939 года Красной Армии, радостные советские марши той поры, а затем машины и повозки, увозившие на восток семьи репрессированных… 15 января 1940 года Логишин стал одним из 11 районных центров Пинской области. Через полтора года 27 июня 1941 года здесь уже хозяйничали немецкие оккупанты. В самом центре Логишина они создали свой укрепрайон, отгороженный от притихших кварталов райцентра рядами колючей проволоки (логишинцы почему-то называли его «гетто»). Еврейское население Логишина – около 300 человек – было расстреляно рядом с католическим кладбищем там, где сейчас возвышается строгий обелиск из мраморной крошки.  Многие логишинцы пали от рук оккупантов. На западной окраине поселка увековечена память сожженных гитлеровцами 15 местных жителей: Гузаревичей, Кривопустов, Линкевичей и Пискуновичей…

Расчет на то, что террор и насилие вызовут у логишинцев только страх и повиновение, не оправдался. В составе партизанской бригады им. Куйбышева действовал Логишинский польский партизанский отряд (командир Алексей Жилевич). А 9 июля 1944 года, еще до подхода Красной Армии, 208-й отдельный партизанский полк им. И.В. Сталина вступил в жестокий бой с вражеским гарнизоном, но, понеся большие потери, не смог удержать Логишин. Районный центр был освобожден в середине июля 1944 года частями 23-й стрелковой дивизии 61-ой армии I Белорусского фронта во взаимодействии с 208-м партизанским полком.

После войны Логишин еще долго оставался районным центром сначала Пинской, а затем Брестской областей. В 1962 году Логишинский район упразднили, его основная часть вошла в состав Пинского района, а Богдановский сельсовет – в состав Лунинецкого. 

2017-09-09-11--6099.jpg

Среди знаковых событий новейшей истории Логишина: создание Логишинского историко-краеведческого музея (1995); коронация чудотворного Образа Матери Божией Логишинской Королевы Полесья (1997); празднование 450-летия Логишина (2002); установка памятного знака сожженным 9 февраля 1943 года мирным жителям Логишина (2009); открытие Логишинского дома милосердия (2011). 

Современный Логишин – ухоженный полесский поселок городского типа, центр сельсовета с развитой инфраструктурой и обилием объектов туристического интереса, активно посещаемый белорусскими и зарубежными туристами. 

Что посмотреть

Спасо-Преображенская церковь. В 1890-е годы на месте первого деревянного костела, построенного в XVII веке, возвели кирпичный Спасо-Преображенскиий храм. Он имеет каноническую объемно-пространственную композицию, доминантой которой является двухъярусная шатровая звонница, увенчанная маковкой. К сожалению, оригинальный шатер со временем обветшал и во время ремонта утратил свои миниатюрные окошки, которые были его отличительной особенностью. Главный объем храма венчает традиционное 5-куполье. Трехлепестковые ниши порталов и оконных проемов, заломы карнизов, покрытые орнаментом, уносят зрителей в эпоху творческих исканий, вдохновленных теремным деревянным зодчеством России… Этот нарядный белоснежный храм – памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля XIX века. 

2020-05-29-12--DJI_0106.jpg

Церковь Спасо-Преображенская в Логишине

Костел Святых Петра и Павла – санктуарий Матери Божией Логишинской Королевы Полесья (1907-1909). В облике краснокирпичного костела Святых Петра и Павла замечательно проявились композиционные и пластические возможности неоготического стиля, где важнейшую роль играет целостность художественного образа. Стремится к небу островерхий шатер колокольни… Этому стремлению подчинен строгий ритм стрельчатых арок, узких окон, ступенчатых контрфорсов и зубчатых щипцов, за которыми проступает крутая крыша… Логишинский костел – редкий готический цветок, рдеющий среди полесских просторов, и одновременно – торжественный гимн Королеве Полесья. 

2020-05-29-12--DJI_0099.jpg

Предшественник святыни – деревянный костел, построенный в 1634 году по фундации Альбрехта Радзивилла, еще в XVII веке обрел широкую известность благодаря чудотворному образу Матери Божией. Однако, ни гравировка на его раме «ANNO D. 1663 mai 31», ни факт поддержки костела самим королем Яном Казимиром (1667), ни история о шведском офицере с казацкой фамилией Галабурда, забывшем икону за дверью в доме местного писаря Малишевского, не дают ответа на вопрос о ее происхождении. Да и события «Шведского потопа» (1655), затронув Брест, так и не достигли Полесья… Только в 1706 году в Логишине, как и в других уголках Пинщины, действительно побывали отряды Карла XII.  

2011-02-13_4009.jpg

В 1865, после национально-освободительного восстания 1863–1864 г.г. костел конфисковали, переосвятили в православную церковь, которая в 1893 году сгорела дотла. Лишь чудотворный Образ, находившийся в этой святыне, уцелел… Он был найден на пепелище, а затем перенесен в новый православный храм. Местные католики, твердые в своей вере, более 40 лет оставались без костела. Только в 1907 году после высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (от 17.04.1905) началось строительство нового костела, которое завершилось в 1909 году. Проект выполнил архитектор Императорской академии в Санкт-Петербурге Ю. Дзеконский. Не остановило логишинцев даже отсутствие стройматериалов – они вылепили каждый кирпич своими руками. Большую помощь в строительстве костела оказал наследник стошанского имения Эдмунд Корсак. В 1913 году костел Святых Петра и Павла освятил епископ Могилевский Винцент Ключевский. 
При входе в святыню привлекают внимание внушительные металлические двери. Неизвестные мастера вручную отштамповали каждый лепесток изящных цветков, которые украшают их нарядные створки. Пристроенная к основному объему с западной стороны граненая башенка с узкими окнами, похожими на бойницы, вносит в облик святыни некоторую асимметрию. Она предназначалась для винтовой лестницы, ведущей на хоры. Интерьер костела – весьма скромный, если не считать дубовых алтарей. Главный алтарь выполнен в романском стиле, в центре него помещен знаменитый Образ Матери Божией Логишинской Королевы Полесья. Боковые дубовые алтари стилизованы под готику, в одном из них – образ Святого Андрея Боболи, в другом – Святого Доминика. 

Костел выстоял, пережил две мировые войны и эпоху воинствующего атеизма. В 1936 году сюда вернулся чудотворный Образ Матери Божией. На криминал решились 12-14-летние подростки, которые тайком пробрались в храм и вынесли икону. Было возбуждено уголовное дело, но суд постановил, что ее надлежит вернуть католическому костелу. В самые трудные времена, когда в костеле не было настоятеля, чудотворный Образ Королевы Полесья давал логишинцам утешение и надежду. Важнейшим событием в истории святыни стала его торжественная коронация, которую 10 мая 1997 года осуществил кардинал Казимир Свентек. С той поры костел Святых Петра и Павла имеет статус санктуария Королевы Полесья.

Историческая застройка Логишина. 

2017-09-09-12--6152.jpg
Каменные постройки стали появляться в Логишине в XIX – первой половине XX века. Они преобразили центральные улицы Пинскую, Костельную, Водопроводную, Кладбищенскую и другие. Послевоенная реконструкция сильно изменила облик исторического центра: не стало здания синагоги, торговых рядов, еврейской аптеки и ряда жилых домов. И все же, колоритная старая застройка еще осталась. К примеру, на углу улиц Томилова и Ленина (Костельной и Пинской) сохранился двухэтажный кирпичный дом (ул. Томилова, 77) с балкончиком и срезанным углом. Здесь до войны принимали пациентов врач и фельдшер, а также находилась парикмахерская, с нею соседствовал колбасный цех. На втором этаже жили владельцы дома и их квартиранты. Мемориальная доска на здании посвящена Павлу Петровичу Томилову (27.03.1919 – 08.03.1945) – организатору и руководителю партизанского движения на Пинщине, который в 1944–1945 годах работал начальником Логишинского отдела НКВД, находившемся в этом здании. Он погиб от рук бандитов в 1945 году. Белое одноэтажное здание через дорогу, когда-то было плебанией. В районе логишинского рынка, который славился ярмарками, сохранилось внушительное одноэтажное здание бывшего постоялого двора (корчмы). Здесь сегодня размещаются различные торговые объекты.  

Логишинский историко-краеведческий музей. Этот музей начал свою работу четверть века назад. Он находится в Логишинской средней школе и удостоен звания народного. Руководит музеем большой энтузиаст, историк и краевед Светлана Юшкевич. В фондах музея около 2000 экспонатов, среди них есть весьма редкие и оригинальные: изображение волка на журавлиных ногах (вторая версия герба Логишина), паспорт мерина по кличке Каштан, старинный пергамент с отрывком Торы, заявление логишинцев о вступлении в колхоз, подписанное крестиками. Здесь можно увидеть оригинальные судебные акты времен I Речи Посполитой и Российской Империи, номера революционной газеты «Искра», немецкий дорожный указатель, талоны на продукты и табак времен Первой мировой войны, коллекции фонарей, утюгов, старинной домашней утвари. Располагает музей и большой коллекцией экспонатов, посвященных партизанскому движению, которая включает в себя архив партизанской бригады им. Орджоникидзе партизанскую  передвижную типографию и многое другое.

Памятник Ленину.

2013-04-26_u4_1788.jpg

Маленький Логишин найдет чем удивить гостей. К примеру, – фигурой Ильича, которая в 1957 году прибыла сюда из столичной мастерской народного художника СССР, академика АХ СССР, скульптора Заира Азгура (1908–1995). Благодаря громкому имени автора, с уверенностью можно сказать, что это не просто типовой памятник вождю революции, каких повсюду пруд пруди, а достойный образец скульптурной Ленинианы эпохи СССР. 

Памятник на братской могиле советских войнов и партизан. Памятник установлен в сквере на улице Ленина. Здесь похоронены 58 воинов и партизан, которые погибли в боях за освобождение Логишина и окрестных деревень в июле 1944 года. Фигура воина с автоматом установлена в 1957 году, мемориальные плиты хранят имена героев-освободителей.

Памятный знак 15 жителям поселка, сожженным немецкими оккупантами. Установлен в 2009 году в урочище «Черный луг». Так логишинцы увековечили память о 15 мирных жителях, которые за связь с партизанами 9 февраля 1943 года были заживо сожжены немецкими оккупантами. Сначала памятник представлял собой символические ворота с набатным колоколом. Теперь на этом месте насыпан невысокий курган, над которым возвышается крест с распятием, а возле него установлен камень-валун с мемориальной доской. Останки погибших, среди которых были и малолетние дети, захоронены на местном кладбище.

Могила жертв Холокоста.

2017-09-09-13--6170.jpg

Через месяц после начала оккупации Пинского Полесья войсками вермахта началась масштабная операция «Припятские болота», направленная на уничтожение местного еврейского населения. Логишинские евреи – более трехсот человек – были согнаны на восточную окраину католического кладбища и зверски расстреляны. Государственная комиссия по расследованиям злодеяний нацистов на оккупированной территории обнаружила здесь братскую могилу длиной 10 и шириной 3 метра. В 1990 году на этом месте установлен памятник-стела из гранитной крошки. На окраине Логишина возле больницы скрывается в зарослях старое еврейское кладбище, напоминающее о довоенной еврейской общине местечка.

Воинские захоронения Первой мировой и советско-польской войн.

2017-09-09-13--6159.jpg

Во время Первой мировой войны под Логишином шли ожесточенные бои, на месте которых остались воинские захоронения русских солдат. Одно из них находится на логишинском кладбище. Здесь покоится около 80 русских солдат, погибших в боях или умерших от полученных ран в 1915–1918 годах. В годы советско-польской войны (1919–1921) логишинцы организовали отряд, во главе которого стояли легионер Ков-Замэчек и местные жители Петруковичи. Он насчитывал около 170 человек и действовал на стороне Войска Польского. На католическом кладбище похоронены польские легионеры и партизаны, павшие в боях 1919 – 1920 годов. 

Логишинский некрополь. 

Старинному некрополю Логишина более двух столетий. Он заложен на рубеже XVIII-XIX веков. В центре находится деревянная католическая каплица, построенная в 1904 году. Она накрыта четрехскатной гонтовой крышей. Недалеко от каплицы – могила настоятеля ксендза Станислава Рыжко (1910-1984). Десять лет он провел в сталинских лагерях в Экибастузе, Чурбай-Нуре и Омске. Вернувшись из Гулага в 1956 году, ксендз Станислав Рыжко 28 лет был настоятелем логишинского костела. Плебанией ему служил скромный деревенский дом, а средствами существования – пожертвования прихожан. Время было непростое, запрещалось проводить богослужения, оказывалось давление и на священнослужителя и на прихожан. Ксендзу Станиславу приходилось крестить и венчать ночью… Несмотря ни на что, он, как мог, заботился о духовном развитии своего прихода и о содержании костела. А еще составил подробную хронику костела, которая сегодня служит ценным историческим источником. В последний путь его провожал весь Логишин, жители окрестностей, ксендзы из Пинска и других приходов. С той поры в Логишине существует традиция: после каждого захоронения участники процессии все вместе идут к могиле ксендза Станислава для поминальной молитвы. 

Одно из самых старых захоронений логишинского некрополя – могила Яна и Марии Колбов, датированная 1801 годом. Обращает на себя внимание литой памятник с фамильным гербом Орда – широко распространенного на Полесье аристократического рода… 

Знаменитости

Альбрехт Станислав Радзивилл (1593-1656) – представитель крупнейшего магнатского рода ВКЛ, канцлер великий литовский, староста виленский и пинский, меценат, автор мемуаров, произведений на религиозную и морально-философскую тему. Был последовательным защитником привелеев ВКЛ и отстаивал равенство с Польшей. Писал о международной, религиозной и социальной политике правящих кругов Речи Посполитой, а также о культуре, обычаях и жизни шляхты и высших сословий. Основал в Пинске коллегиум иезуитов, финансировал строительство в Логишине первого костела (1634), поддерживал организацию здесь иезуитской миссии, при которой впоследствии была открыта больница.

Адам Тадеуш Станислав Нарушевич (1733-1796) – историк, поэт, общественный и религиозный деятель. Выходец из семьи небогатой окрестной шляхты, был крещен в логишинском костеле. Образование получил в пинском коллегиуме иезуитов и учебных заведениях Европы. Прославился как основоположник польской просветительской поэзии, автор исторических трудов, в том числе, многотомной «Истории польского народа». Выдающийся деятель эпохи Просвещения, он стал другом и сподвижником последнего короля Речи Посполитой и составителем «Диариушей» – дневников королевских путешествий, в том числе, путешествия 1784 года через Пинск и Логишин на Гродненский сейм.

Михаил Казимир Огинский (1730-1800) – великий гетман литовский, внук гетмана Михаила Сервация Вишневецкого, представитель древнего магнатского рода. Он не стяжал воинской славы на поле брани, но прославился реализацией целого ряда смелых и масштабных проектов по преобразованию родного края. Меценат, высокообразованный человек, талантливый музыкант и композитор, автор стихотворных и прозаических произведений, основатель слонимского театра, музыкальной капеллы, типографии, ряда мануфактур, в том числе, фаянсовой мануфактуры в Телеханах (в 25 км от Логишина). Передовой человек своего времени, он на собственные средства стал прокладывать Огинский канал, который соединил Ясельду со Щарой и тем самым через реки Неман, Припять и Днепр – бассейны Балтийского и Черного морей, в награду за что получил логишинское имение. Эта водная артерия, которая проходит в 7 км от Логишина, сыграла огромную роль в экономическом подъеме Полесья и других территорий.

Мартин Антоний Павлович (1789-1830) – геолог, кандидат философских наук, просветитель. Родился в Логишине в семье кавалерийского поручика. Получил образование в Виленском университете. В 1808 году получил степень кандидата философии. От Варшавского университета был направлен на учебу в Париж и Фрибург для глубокого изучения минералогии и геологии. Создатель минералогического кабинета Варшавского университета и коллекции минералов для воеводских лицеев, одновременно был преподавателем Варшавского лицея, а затем профессором Александровского университета. Автор научных книг и публикаций, издатель журнала «Вестник физических, математических и статистических знаний» и трактата «О свойствах и зарождении базальтов». 

Где остановиться

Путешественникам не лишне узнать, что здесь есть и своя гостиница – охотничий домик «Логишин» на 12 мест. Он находится в самом центре – в двух шагах от православного и католического храмов, которые являются визитной карточкой туристического Логишина.

Где поесть

Всегда рады гостям и в местном кафе «Ясельда»: цены здесь скромные, кухня замечательная, а персонал радушный.

Что привезти

В Пинском районе – всего две сельских пекарни и одна из них – в Логишине. Сдобная булка «Василек» здешнего производства – настоящий местный бренд. Логишинский хлеб, булки, печенье и прочую сдобу хорошо знают на Пинщине и охотно покупают заезжие гости. 

Как добраться

Через автостанцию Логишин, которая находится на перекрестке дорог Р6 и Р105, проходят автобусы и микроавтобусы, следующие в Пинск из Минска, Барановичей, Гродно, Лиды (Вильнюса), Слонима, Ивацевичей, Бреста и Ганцевичей. Добраться сюда можно и комбинированным способом: по железной дороге до Пинска, а затем одним из автобусов пригородного сообщения.

Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.