en | by

Давид-Городок

Пожалуйста, воспользуйтесь фильтром, чтобы выбрать регион, населенный пункт Беларуси и других стран.
Сбросить

описание

Давид-Городок в Столинском районе — одно из древнейших поселений на территории Беларуси. Здесь есть древнее городище (замчище), которое относится к XXII веку.

«Одноэтажный городок» (население всего около 6 тысяч жителей) раскинулся на живописных берегах полноводной реки Горынь — притока Припяти. Многоквартирных домов совсем мало, это двух-трехэтажки советских времен. Жители гордо именуют себя «городчуками». Это один из самых южных белорусских городов.


Крупнейшее промышленное предприятие города — ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод», где производят электрические паяльники, обогреватели, звонки, приводы для СВЧ-печей, комплектующие к холодильникам «Атлант».

Пять поводов побывать в Давид-Городке


1. Увидеть деревянный иконостас

Построенная во второй половине XVII века мастерами Восточнополесской школы Георгиевская церковь — памятник деревянного зодчества. Она находится на старом городском кладбище и с внешней стороны выглядит скромно и просто. А в ее интерьере внимание привлекает резной деревянный иконостас с живописными композициями «Христос Пастор», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил», созданный в 1751 году в стиле барокко неизвестным мастером.

Церковь Святого Георгия в Давид-Городке

Иконостас имеет четыре ряда. Первый снизу разделен резными золочеными колонками на семь проемов: в центральном находились царские ворота (сейчас они находятся в Национальном художественном музее), расположенные по обеим сторонам иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе 1752 г., и «Христос Вседержитель» в окладе 1767 г..

Второй ряд праздничный. Он состоит из двенадцати композиций на темы жизни Матери Божией и Иисуса Христа.

В третьем ряду — изображения двенадцати апостолов. Завершает иконостас вещий ряд из шести икон. Вертикальную ось составляют расположенные над царскими воротами иконы «Тайная вечеря», «Спас Архиерей» и «Саваоф». Алтарь богато расписан и отделан отдельными золочеными резными накладками.

2. Ближе познакомиться с внуком Ярослава Мудрого

Еще одно культовое сооружение — разместившаяся на площади в центре Давид-Городка красно-белая каменная церковь во имя Казанской иконы Богоматери (1913). Неподалеку от нее в год празднования 900-летия Давид-Городка была установлена скульптура князя Давида. А сама площадь получила его имя.

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Князь Давид (1055 — 1113) был внуком Ярослава Мудрого и сыном Игоря Ярославича, княжившего во Владимире-на-Волыни и недолго задержавшегося на этом свете. Княжич Давид, лишившись отца, стал князем-изгоем («князь без княжества»). Это и определило его жестокий и беспринципный характер: он стремился во что бы то ни стало вернуть себе отцовские владения — Владимиро-Волынское княжество — и не останавливался на этом пути ни перед чем.

Именно князь Давид считается основателем города, названного сначала просто Городком. В ХV столетии его стали именовать Городок Давидов, а с начала ХVІІ века — Давид-Городок.

3. Раскрыть тайны Замковой горы

Сегодня на Замковой горе можно увидеть памятный камень с надписью: «Отсюда есть пошел Городок Давыда. ХІІ век». В 1936 году сгорела дотла стоявшая на этой горе Воскресенская церковь. Когда начали рыть котлован под фундамент будущего храма, строители и наткнулись на древние погребения. Так случай приоткрыл завесу над тайнами Замковой горы, где, как было установлено, хоронили первых местных князей.

Замчище в Давид-Городке

Есть предположение, что здесь же, а не в Киеве был погребен и князь Давид Игоревич. Раскопки позволили многое прояснить в истории древнего города, воссоздать картину быта и занятий его жителей. Были вскрыты настилы улиц, раскопаны жилые постройки, найдены предметы труда, украшения... Через 30 лет, в 1960-х годах, археологи продолжили свои изыскания. Однако и сейчас исследована лишь незначительная часть Замковой горы.

4. Покормить «Коня»

Праздник «Коники» — визитная карточка Давид-Городка. Он проходит в ночь с 13 на 14 января. И этой традиции уже больше 100 лет! Во время Первой мировой войны в Давид-Городке стоял эскадрон казаков. Линия фронта проходила далеко, поэтому особых забот у солдат не было. Кто-то из казаков смастерил Коня. И пошли солдаты с ним по Давид-Городку народ веселить. Конечно, старались зайти к людям зажиточным. Кто мог и чарку налить, и денег дать.

Классического Коня делали из двух кошей. Один — спереди, другой — сзади. Вместо головы — валенок. Конь стал символом праздника. Помимо него в каждой компании обязательно были Дед, Баба, Смерть, Черт, Козел, Медведь и Баран. Сегодня можно увидеть самых невероятных персонажей: Карлсона, Микки-Мауса, пиратов.

Было время, когда праздник пытались изжить, запретить. С тех пор в Давид-Городке сохранилось словосочетание «бегать с Конем».

5. Поторговаться на самом крупном в Беларуси рынке по продаже семян

Давид-Городок — настоящая столица растениеводства. Производство налажено — от грядки, где выращивают и собирают семена, до фасовки.

Торговать семенами — ездить «на вЭсну» жители Давид-Городка начали еще «за польскім часэм». Благодаря этому промыслу здесь даже появился уникальный вид народного искусства — рисование «цікетак». На небольшие деревянные дощечки наносились изображения цветов и овощей. Затем эти дощечки вставлялись в мешочки с семенами, чтобы покупателю было проще сориентироваться.

«Нас вувала (вывела) ў людзi ложэчка!» — и сейчас можно услышать от пожилых городчуков. Отсюда и их коронный жест: когда все получается так, как задумывалось, три пальца правой руки — большой, указательный и средний складывают, имитируя движение ложечки, которой весняники (весенние торговцы), отмеривают семена.

Сейчас по воскресеньям в Городок съезжаются продавцы и покупатели из Беларуси, Украины, России. Если семена местного происхождения, то это обычные свекла, морковь, огурцы, зелень, цветы. А вот гибриды и экзотика — привозные.

Рынок за зданием автовокзала оживает рано. В шесть утра уже разложен товар. Женщины-продавцы не только рассказывают, как правильно посадить растение и ухаживать за ним, но и у кого лучше купить ту или иную культуру, хоть семена в основном у всех одинаковые. Они хранятся в небольших мешочках из ткани, чтобы могли дышать.


История

По свидетельствам археологов, в начале ХII столетия здесь было поселение дреговичей. На страницы письменных источников Городок попал много позже. Три с половиной столетия Городецкая княжеская ветвь Рюриковичей владела этим городом и всем уделом, угаснув в 40-х годах ХV века, когда Городок Давидов находился уже в составе Великого княжества Литовского и им владели Гедиминовичи.

Позже город был передан Сигизмундом І Старым своей жене королеве Боне Сфорца. При благоприятствовании с ее стороны в Давид-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремеслами и торговлей.

От Боны Сфорца в 1551 году город перешел к Радзивиллам, которые позже создали Давид-Городокскую ординацию, которая существовала до 1939 года.

После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к России и стал центром уезда Минской губернии.

В 1836 году значительно возросло торгово-экономическое значение Давид-Городка. Этому способствовал перевод его жителей в сословие мещан. Была построена судоверфь и складские помещения. Население вело активную торговлю с Варшавой, Данцигом, Вильнюсом, Кенисбергом.

Во второй половине XIX в. на берегу Горыни в урочище Ухабище (Хабище) построили лесозавод с паровая машиной, которая приводила в движение пилораму, циркулярные и деревообрабатывающие станки. Завод в основном изготавливал детали для дубовых бочек и гонты для крыш. Продукция отправлялась в Англию. В годы Первой мировой войны завод сгорел и больше не восстанавливался.

Важную роль в жизни города в конце XIX в. по Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, деготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему — по Неману и дальше к Балтике.

Советская власть в Давид-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918—1920 гг. Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши.

В состав Белорусской ССР город вошел в сентябре 1939 года. C 1940 получил статус города и центра района Пинской области. 7 июля 1941 года Давид-Городок был оставлен Красной Армией и оккупирован немецко-фашистскими войсками. В период немецко-фашистской оккупации в Давид-Городке было создано гетто для местных евреев, почти все они были убиты. Давид-Городок был освобожден 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции.

Достопримечательности

Несмотря на то, что город небольшой, здесь многое достойно внимания. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка считается деревянная церковь Святого Георгия, которая находится в отличном состоянии. На примере этого архитектурного памятника белорусского деревянного зодчества можно представить себе, как выглядели типичные церкви в далеком 17-ом веке. Возле храма — небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Храм был возведен в 1913 году. Рядом с церковью имеются небольшая часовня и брама.

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Интерес для туристов представляют здание бывшего костела, построенное в 1936 году, а потом приспособленного под клуб, и старинные еврейские кварталы, где жили ремесленники и торговцы, а также несколько других строений начала 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона.

В Музее истории города вам расскажут, как Бона Сфорца поселила здесь евреев, и о том, что местные мастера были хорошо известны искусным плетением полукошков для бричек и шили лучшие на всю Пинско–Туровскую землю чеботы, которые продавались и в Варшаве, и в Вильно, где называли их по–городецки — «вуцяжкi».

Обязательно стоит побывать на замчище. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощенных деревом улиц.

Во время военных действий в середине ХVІІ столетия Замчище переходило из рук в руки и повидало немало хозяев: тут поднимали свои штандарты и хоругви запорожские казаки, войска гетмана польного литовского Януша Радзивилла, российские стрельцы... Тут читал универсал Богдана Хмельницкого атаман Антон Небаба. Три года здесь находился штаб руководителя Городецкого восстания войта города Ивана Богдашевича.

После этих бурных событий наступило мирное время, и Радзивиллы превратили это место в административный центр города и волости. Администрация размещалась в деревянном одноэтажном дворце, возведенном в конце ХVІІ столетия на Верхнем замке в окружении хозяйственных строений.

С годами Замчище окончательно утратило свой воинственный облик. Оплыли земляные валы, исчезли оборонительные ограждения, сами собой сгнили башни.. Ничего не осталось и от радзивилловского дворца на Замковой горе. А на месте Нижнего замка появилась улица Замковая, на которой, кстати, сохранилось немало интересных деревянных домов. В Давид-Городке до сих пор фронтоны украшают солярными дисками. Здесь же принято делать узорчатыми водосточные и печные трубы.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник.

Неподалеку от Давид-Городка в агрогородоке Ремель на конеферме можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади.

Знаменитости

Давид-Городок — родина писателей: лауреата Государственной премии Беларуси Георгия Марчука, номинированного в 2009 году на Нобелевскую премию («Крик на хуторе», «Цветы провинции», «Без ангелов»), Павла Мисько (1931-2011 гг.), Владимира Глушакова («Насенне», «Теплые листья тополей», «Цветение калины», а также поэта, лауреата премии «Золотой апостраф» (2005 г.) Леонида Дранько-Майсюка.

Недалеко от Давид–Городка сохранился родословный замок писателя Юрия Олеши. Память о себе оставил и довоенный давид–городокский фотограф Зубей, запечатлевший на уникальных снимках, хранящихся в местном музее, необычные наряды мещан.

Притягательный и неповторимый образ Давид-Городка вошел в творчество Владимира Короткевича.

События

Самый интересный обряд, который сохранился в Давид-Городке, — «Коники». Он проходит в ночь с 13 на 14 января. На «Коники» приезжают гости не только из Беларуси: из России, Украины, Польши.

Где остановиться

В двухэтажной деревянной гостинице «Давид-Городок» неподалеку от вокзала всего 9 простых номеров: от одноместного до пятиместного.

В Ольшанах, в восьми километрах от Давид-Городка, если ехать в сторону Турова, находится «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами и рестораном.

Где поесть

В Давид-Городке туристов готовы накормить в кафе «Купеческое» и в кафе «Полесье».

Что привезти

Пакетики семян с местного рынка могут стать отличным сувениром для тех, у кого есть свой клочок земли. Если повезет, то у местных жителей можно раздобыть «цікетку». Небольшие деревянные дощечки с изображениями цветов и овощей на рынке давно потеснили печатные этикетки. Но у запасливых городчуков хранятся дома целые коллекции.

По дороге можно заехать за огурцами в расположенный в восьми километрах от Давид-Городка агрогородок Ольшаны. Этот населенный пункт называют «огуречной столицей» Беларуси.

А в деревне Городной которая славится своими горшкам, кувшинам, мискам, кружкам и прочей посудой можно приобрести белоглиняные, неглазурованные и поливные изделия, которые ценятся специалистами во всем мире за простоту. Городнянская керамика сочетает в себе эстетику и практичность, храня при этом тысячелетние традиции. В деревне по сей день существует единственная в Беларуси школа гончарства, где учат лепить, украшать и обжигать посуду. Самые популярные сувениры отсюда —свистульки и брезготки.

Как добраться

На машине по автодороге Р88 Житковичи — Давид-Городок — граница Украины (Верхний Теребежов). Из Минска до Давид-Городка почти 300 километров, около 4,5 часа пути. На поезде из белорусской столицы можно доехать до станции Горынь за шесть часов, а дальше на автобусе.

Подготовила Алина Машкова

фотографии

Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.