pl | de | by | en

Желудок

Пожалуйста, воспользуйтесь фильтром, чтобы выбрать регион, населенный пункт Беларуси и других стран.
Сбросить

описание

От Мурованки чуть более десятка километров до городского поселка Желудок — родины Валерия Антония Врублевского, видного  революционного деятеля,  соратника Викентия Константина (Кастуся) Калиновского. В 2011 году, к 175-летию со дня рождения В. Врублевского, в Желудке установлен памятный знак в сквере на улице, носящей его имя.

Со второй половины ХV столетия это было великокняжеское владение, затем двор, местечко, поветовый центр Виленского воеводства (до 1567 года) и даже некоторое время (1940—1962) советский районный центр. Теперь — городской поселок.

42-2020-07-04-29--DJI_0644pb_1330.jpg

В феврале 1706 года, когда шла Северная война, здесь устроил свою штаб-квартиру шведский король Карл ХII.  Долгое время Желудок принадлежал графам Тызенгаузам. В подземелье здешнего костела, предшественника нынешней католической святыни, был похоронен самый известный представитель этой фамилии — Антони Тызенгауз. Здесь же родился его внучатый племянник Константин Тызенгауз, видный ученый орнитолог, меценат и коллекционер произведений искусства, с коим связана целая эпоха в истории Постав.  

43-2020-07-04-29--DJI_0633pb_1330.jpg

Костел Вознесения Девы Марии (1854) в Желудке создан Каролем Подчашинским, знаменитым виленским архитектором и теоретиком позднего классицизма. На главном фасаде храма обращают на себя внимание сразу два расположенных друг над другом треугольных фронтона: один венчает костел, другой — дорический портик, устроенный перед порталом. В тимпанах обоих фронтонов — горельефное изображение Христа с детьми и «Всевидящее Око». Контраст между бутовой кладкой стен, с одной стороны, и побеленными фронтонами, колоннами, архитектурным декором — с другой, строго-уравновешенное композиционное решение, удачно расставленные скульптурные акценты сообщают костелу — при его небольших размерах — монументальное величие.  

44-2020-07-04-29--DJI_0593pb_1330.jpg

В начале ХХ столетия на окраине Желудка молодой князь Людвик Святополк-Четвертинский заложил усадьбу. Над ее проектом потрудился блестящий варшавский архитектор Владислав Маркони, придав усадебному дому вид элегантного дворца, в котором слились воедино отзвуки французского классицизма и эмоциональные мелодии  барокко второй половины ХVIII столетия.

Ступенчатая планировка, мансардные крыши со слуховыми окнами, балюстрадная терраса, балкон на четырех парных колоннах, скульптурно-геральдическая композиция над входом, рустовка и многое другое создало живописный, покоряющий своей изысканной пластикой образ княжеской резиденции. Флигель-«замок» с шатровой башней и готическим порталом, а также хозяйственные постройки в качестве «этнографических» компонентов служили дополнением к дворцу. Остается только добавить, что свое творение В. Маркони поместил в регулярный парк. Хотя мода на «французские» парки к началу ХХ века уже давно прошла, но тут она оказалась вдруг востребованной. Судьба князя Л. Святополк-Четвертинского сложилась трагично:  в 64 года он погиб в Освенциме. Ныне пустующая усадьба доживает свой век в окружении могучих деревьев одичавшего парка…

Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.