by | de | pl | en

13-14 января. «Калядныя цары»

Автор: Надежда Суслова
Фото: yesbelarus.com
Ссылка: yesbelarus.com

Для того чтобы принять участие в интереснейшем обряде «Калядныя цары», нужно отправиться 13 января за 150 км от столицы, в Копыльский район Минской области. «Калядныя цары» не случайно внесены в 2009 году в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Да и время проведения обряда тоже выбрано не случайно, ведь именно в «Старый Новый год» на территории Беларуси отмечали так называемый «Шчадрэц» (Шчодрык) – по имени языческого бога веселья, или «шчодры вечар».

Screenshot_85.jpg

Этот предновогодний вечер величали в народе «шчодрай куццёй», ибо еде наши прадеды придавали магический смысл. Бытовало такое изречение: «Цi шчадрэц, цi каляды – усё адно». «Шчадрэц» подразумевал активное общение между односельчанами и, разумеется, колядование, одаривание друг друга различными вкусными вещами.

Ученые-этнографы утверждают, что в разных регионах нашей страны существовали свои уникальные традиции проведения «Шчадраца». Где-то эти традиции утрачены безвозвратно, а где-то живут и здравствуют по сей день.

«Калядныя цары» в Семежево – как раз из их числа. А зародилась эта традиция, как это бывает часто, от скуки. В XVIII веке в Семежево стояли регулярные российские войска. Долгими зимними вечерами делать солдатам было нечего, а уж в праздники, да еще зимой, и подавно. Вот они и придумали себе развлечение: наряжались в костю­мы, ходили по хатам, пели и плясали, разыгрывали представления. За это жители одаривали их колбасами, хлебом, самогоном, сладостями. Удивительное дело: солдаты уехали, а традиция осталась – уж больно по душе пришлась она сельчанам. За три века здесь вырастили не одну сотню «царей».

Screenshot_84.jpg

Особого внимания заслуживает форма, похожая на гусарскую, только с некоторыми коррективами: белую рубаху перевязывают тремя семежевскими поясами с традиционным орнаментом, а шею украшает яркий женский платок. На голову надеваются высокие бумажные колпаки, причудливо украшенные цветной аппликацией и лентами.

Участники обряда выстраивают­ся по росту. Впереди идет главный «царь» – самый веселый и красивый парень. Последним идет барабан­щик. Командиром обрядного строя является лекарь. Если он скажет «на­лево», все идут в дом, стоящий по ле­вой стороне, если «направо» – в стоя­щий справа.

Маршируя, «цари» приговаривают:

– А што там відаць?
– Дом!
– Чый ён?
– Гаспадароў!

– Рады нам там?
– Рады!
– Шагам марш!

Само представление длится око­ло 15 минут, но за это время в доме хозяев разворачиваются батальные сцены и раскрываются секреты вра­чевания. Текст в каждом доме произ­носится один и тот же. «Царь Макси­милиан» хвастается:

- Я – грозны цар Максімільян! Я Солнцу брат, Луне сват!

Но не тут-то было! Мамай не согла­сен и произносит следующий моно­лог:

- Рыцар мой, стань переда мною, як ліст перад травою! Кто будзе яшчэ гаварыць, я ў землю вабью, па ушы ў гразь укалачу! Нясі гэта пісьмо цару Максімільяну, хай выдасць дарагія падаркі! А калі не выдасць, вайною пайду!

Царю Максимилиану приносят письмо от Мамая, и он восклицает:

– Што я бачу, што я чую, цар Мамай патрабуе ад мяне дарагіх падаркаў?! Не пабаюся ні агня, ні мяча! Стану на воды – воды кіпяць! Стану на горы – горы дрыжаць! Не дам цару Мамаю ні салодкай моркаўкі, нi салёных агуркоў!

В это время прибывает «царь за­донский», который намерен драться с Максимилианом.

Затем происходит сцена с участи­ем лекаря, большим «знатоком» всех хворей. «Цари» жалуются ему по оче­реди на свои болезни, а лекарь на­значает лечение:

– Селязёнка!
– Калі баліць селязёнка, трэба паслаць да харошай дзяўчонкі!
– Пяткі!
– Калі баляць пяткі, трэба наварыць мяткі! Сем раз дубінай абвесці, а потым бальному пляшачку гарэлкі паднесці!
– Сэрца!
– Калі баліць сэрца, трэба намазаць пад носам перца!

Завершением представления ста­новится колядование. Для всяких вкусностей припасен большой ме­шок. Сначала рассказывается про волхвов, которые «приходили и дары Богу приносили». Затем от намеков переходят к прямым просьбам: «По­здравления примите в честь торже­ственного дня, и при силах одарите, если можете, меня!»

Впрочем, дело се­рьезное, поэтому доходит и до угроз: «Дай, баба, колбасу, а то кошелек рас­трясу!». «Цари» добиваются своего и получают знатное колечко колбасы, бутылку водки и много чего еще. До­вольные «цари», маршируя под пес­ню «Посею лебеду на берегу», отправ­ляются дальше собирать аппетитную «дань». Ночью шествие выглядит особенно завораживающе, пото­му что «цари» берут в руки горящие факелы. В старину этот обряд длил­ся всю ночь.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые