14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы и Демьяна – покровителей кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров – Днем кузнеца.
Кузнечное дело – одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Стать кузнецом вовсе не просто. Делу кузнеца обучались от 3 и до 10 лет. Кузня обычно стояла на обочине деревни и всегда оттуда доносилось звяканье железа – кузнец работал: подковывал коней, выплавлял серпы и косы, ножи и ножницы.
До XII века кузнецы были еще и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения.
Примерно в конце XI – начале XIII века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В XIV – XVII веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники.
До конца XIX века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Работа кузнеца хоть и была тяжела, но всегда хорошо оплачивалась и уважалась, подрастающее поколение в деревне непременно хотело стать кузнецом.
Кузьму (Косму) и Демьяна еще называли божьими или святыми кузнецами. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.
Кузьму и Демьяна также считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел – «рукомесленники». К святым Косме и Дамиану относились с особым почтением во всех восточнославянских землях, им посвящались монастыри и храмы.
Святым также приписывался образ «свадебных кузнецов», курятников. Кузьминки относились к числу девичьих праздников. Ритуальные блюда на Кузьминках, приготовленные из курицы, соотносятся с народным представлением о святых целителях, как о святых, охраняющих кур. Поэтому этот день зачастую называли «Курячьи именины» или «Куриный праздник».
Люди рассылали кур родным в виде подарков. Дареных в этот день кур почитали: кормили овсом и ячменем и не убивали. Приносимые этими курами яйца считались целебными: ими кормили больных, страдающих желчной болезнью. В деревнях этот день ознаменовывался служением молебнов в курятниках или около них, окроплением домашней птицы святой водой, приношением в церковь кур и цыплят. Кроме того, в этот день резали кур и говорили: «На Кузьму-Демьяна куриная смерть». Считалось, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет вестись птица.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....