16 ноября. Белорусская железная дорога

Автор: Надежда Суслова
Фото: из открытых источников

16 ноября 1871 года открылось регулярное железнодорожное сообщение по маршруту Москва – Брест. Данное событие имело важное значение для социально-экономического развития нашей страны и стало знаковой вехой в летописи Белорусской железной дороги.

13956799954ef.jpg Брестъ-Литовскъ. Центральный вокзалъ. 1910-1914

В этот день было открыто регулярное движение на участке Смоленск – Орша – Борисов – Минск – Брест (632 версты). Сегодня расстояние от Москвы до Бреста поезд прямого сообщения через Минск преодолевает всего за 13-14 часов. А первоначально путешественникам требовалось «прожить» в поезде 79,5 часа (почти 3,5 суток)!

Правда, многие историки утверждают, что истинным днем рождения БЖД является 15 декабря 1862 года, когда на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву.

В нынешнем году также отмечается и еще одна дата, связанная с железной дорогой: 135 лет со дня строительства Брестского железнодорожного вокзала, памятника архитектуры ретроспективно-русского стиля, занесенного в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Все гости, которые приезжают в Брест по железной дороге, обращают внимание на красоту и уникальность здания железнодорожного вокзала.

Его строительство началось в 1883 году по указу Александра II. Пассажирское здание было общим для сходящихся в Бресте железных дорог. Усилиями архитектора Б. Лорберга при помощи инженеров Л. Николаи и Я. Горбунова вокзал стал самым крупным и красивым в Российской империи. К 1886 году было построено первое здание вокзала. В присутствии императора Александра III, царской семьи, в том числе и будущего императора Николая II, открытие состоялось 28 мая того же года.

В этот же день из него была отправлена первая телеграмма, в которой говорилось, что железнодорожное сообщение в Бресте теперь налажено, и для жителей будут доступны новые пути передвижения. Телеграмму с текстом: «После молебствия, сего числа с двух часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», 28 мая 1886 года получил член правления Московско-Брестской железной дороги Петерс от начальника службы ремонта путей и зданий Лямина.

1395678812d95.jpgБрестский вокзал. 1929

Первым зарубежным гостем, который оценил здание, стал принц Вильгельм, сын канцлера Германии. Император Фридрих III отправил наследника в Брест, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Высокие гости дали на вокзале роскошный бал. С этого времени и началась история Брестского железнодорожного вокзала.

Вокзал был возведен с четырьмя водонапорными башнями и напоминает средневековый замок. Площадь вокзала в то время составляла более 4 тыс. квадратных метров. В нем присутствовало водяное отопление, в залах высшего класса были рояль, буфет и паркетные полы, а в залах для простого люда положены дощатые. С восточной стороны здания были пристроены помещения для царской почты, связи, жандармерии и царские комнаты отдыха. Железнодорожный вокзал был первым среди других железных дорог, где установили электрическое освещение. Длинные пассажирские платформы по бокам вокзала были покрыты асфальтом и обладали для защиты от непогоды широкими навесами, установленными на кованных металлических опорах.

В начале XX века тысячеверстный путь от Москвы до Брест-Литовска занимал уже не 79 часов, а всего 24. До Варшавы 200 верст преодолевались пассажирскими поездами за 8 часов. В 1913 году был разработан план большого переустройства всего Брестского железнодорожного узла, чтобы адаптировать его к возрастающей нагрузке. Планам этим так и не удалось воплотиться в жизнь. Первая мировая война, встреченная в империи патриотическим подъемом, оказалась для Брест-Литовска роковой: здание вокзала было разгромлено в момент отступления русских войск. Польское правительство не оставило на произвол судьбы вокзал, и в 1929 году был введен в эксплуатацию обновленный вокзальный комплекс.

so_big.jpg Грузовой паровоз серии СО поступил на железные дороги Беларуси в 1938 году.

В 1945 было принято решение перестроить вокзальный комплекс, учитывая пожелание Иосифа Сталина: «Несмотря на послевоенную разруху страны, в Бресте нужно построить такой вокзал, чтобы была мощь и гордость Советского Союза». 

И в 1953 году начались строительные работы. В результате реконструкции появились всем известные шпиль и пятиконечная звезда, возникли новые пристройки. «Советский ампир» – так назывался стиль построенного здания. Строительные работы были окончены в 1957 году. В облицовке внутренних помещений и фасадов здания были применены цветные породы мрамора и гранита, доставленные из разных регионов СССР.

В 2014 году на вокзале завершились работы по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция пассажирского комплекса вокзала станции Брест-Центральный», которые затронули все здания и помещения, инженерные коммуникации, прилегающие территории и путевую инфраструктуру. Максимально был сохранен исторический облик вокзала, при этом был создан современный уровень комфорта. Появились благоустроенные парковки для легкового транспорта, просторный центральный зал ожидания на 240 посадочных мест, зал пограничного контроля и таможенного оформления, зал повышенной комфортности, уютные номера отдыха: от эконом-класса до люксов. К услугам пассажиров – ресторан, бар, бистро, парикмахерская и аптека, автоматические и стационарные камеры хранения, пункты оказания банковских и страховых услуг.

brest6.jpg

Благоустроены перроны, подземный переход, связывающий Варшавскую и Московскую стороны, который оборудован подъемниками для людей с ограниченными возможностями. Площадку перед вокзалом украсили фонари, небольшие фонтаны и скульптура дамы времен Александра III.

Сегодня вокзал станции Брест-Центральный входит в число памятников архитектуры Республики Беларусь, является действующим «музеем мрамора под открытым небом». Уникальное сооружение здания вокзала гармонично вписывается в стиль современного города.



Самые популярные Самые обсуждаемые