17 мая. Минская конка

Автор: Надежда Суслова
Фото: С. Плыткевича, из открытых источников

Первая практическая идея о строительстве конки в Минске появилась в 1887 году. Это была частная инициатива и исходила она от Оршанского купца Сергея Самуиловича Пергамента. В том же 1887 году его проект был утвержден и подписан. На практическую реализацию проекта ушло 5 лет.

7437215_original.jpg

К январю 1913 года в обслуживании минской конки было задействовано 99 лошадей. В специальной конюшне на улице Базарной в штате обслуживания были конюхи и ветеринары.

В 1921 году минская конка была восстановлен после трехлетнего перерыва и именовалась уже красной конкой в соответствии с веяниями времени. Тогда же было создано Объединенное управление местного транспорта Белоруссии. В него вошли два вагонных парка, один из которых находился на улице Базарной, 170 лошадей и 2 хозяйства для обслуживания имеющегося имущества: Людамонт и Михалово.

7437456_original (1).jpg

Минская конка состояла из двух линий: вокзальной, соединявшей Брестский и Либаво-Роменские вокзалы, и более протяженной линии – центральной. Общая протяженность путей была 8 км. С появлением этого нового вида транспорта появились и новые профессии, к примеру, кондуктор. Его главной обязанностью было обилечивание пассажиров. В то время было два вида билетов. Более дорогие – на сидячие места – и подешевле, предназначенные для студентов и учащихся, на места стоячие. Также в обязанности кондукторов входило следить за порядком в вагонах. В конке запрещался проезд трубочистам и людям в грязной одежде.

Вагон тянули по рельсам 2-3 лошади со скоростью 5 километров в час. Двигалась конка с большим шумом, кучер беспрестанно звонил в колокол и покрикивал на зазевавшихся прохожих. Работала конка до 11 вечера, а вагоны освещались керосиновыми фонарями. 

«Па Мiнску iмчыцца i бразгае звонка
Завулкамi цеснымi цесная конка,
I шлёпаюць моцна тры моцныя сiлы,
Ад пугi уцякаюць старыя кабылы».

В Минске есть музей, посвященный конке. Постоянная экспозиция «Минская конная железная дорога» открылась для посетителей 3 марта 2017 года в день 950-летия первого летописного упоминания о Минске.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты, отражающие историю становления и развития общественного транспорта города Минска.

807c4250d50528a275a0d3fde9cbd668.jpg

Расположен по адресу: Минск, ул. Кирилла и Мефодия, 6а.



Самые популярные Самые обсуждаемые