19 полоцких храмов – балканский след, католические ордена и два мощных взрыва. Часть вторая

Автор: Елена Верещагина

В первой части мы рассказали о каменных православных церквях древнего Полоцка и загадочных балканских мотивах в их архитектуре. Это была первая волна каменного зодчества в городе, которая резко оборвалась еще в XII веке. Каменные церкви вернулись в Полоцк только через пятьсот лет, уже во времена Речи Посполитой.

Что общего было у Полоцка XVIII века с западноевропейскими городами? И почему тот Полоцк так не похож на сегодняшний?

XVIII век. Католические ордена и новая волна каменного зодчества

Уже с XII века в городе появились католики, которые даже получили привилей на строительство своего храма. А со вступлением Полоцка в ВКЛ его конфессиональная карта начинает еще больше меняться.

Век XVI принес в город религиозные распри. Так, по Карамзину, Иван Грозный, захватив Полоцк в 1563-м году, приказал разрушить костелы, крестить всех евреев, а несогласных утопить в Двине. Через двадцать лет город отбил Стефан Баторий и сделал наоборот: отдал православные храмы католикам. Тоже довольно резкое решение. Однако нам остается лишь констатировать: город стал католическим, а спустя некоторое время – униатским.

Однако мы должны остановиться еще на одном событии в храмовой истории Полоцка, трагичном и знаковом. Во время Северной войны, когда город был занят российской армией, Петр I приказал устроить в Софийском соборе пороховой склад. И первого мая 1710-го года храм разлетелся на куски. По словам кандидата исторических наук, археолога и известного исследователя Полоцка Сергея Тарасова, взрыв был так силен, что плинфу собора до сих пор находят в радиусе шестисот метров.

Но войны ненадолго отступили. И XVIII век вошел в историю Полоцка как новая волна каменного зодчества. В городе появилось четыре храма, один из которых, иезуитский, стал архитектурной доминантой. По словам Сергея Тарасова, по своему архитектурному исполнению эти соборы не уступали западным образцам, которыми мы и сегодня восхищаемся, путешествуя по Европе. В эти же годы в Полоцк вернулась София, пусть и в перестроенном виде.

К 1745-му году на центральной площади Полоцка вырос величественный костел Святого Стефана. Несложно догадаться, что назван он был в честь Стефана Батория, вернувшего город в Речь Посполитую. Костел в стиле барокко входил в архитектурный комплекс иезуитского коллегиума. Позже в храме установили орган.

фото 8.jpg

В 1750-м закончилась перестройка Софийского собора. Таким он дожил до наших дней.

фото 9.jpg

Кстати, а вы замечали на фасаде Софии «всевидящее око»? Очевидно, что в истории Полоцка отметились и масоны.

фото 10.jpg

В следующие двадцать пять лет были построены еще три каменных храма. Они возникли не на пустом месте. Католические ордена – доминиканцев, бернардинцев и францисканцев – давно прибыли в Полоцк и возвели при своих монастырях деревянные костелы. Каменные же храмы XVIII века, полагает Сергей Тарасов, могли действовать уже как униатские.

Итак, в 1769-м году на левом берегу Двины при монастыре бернардинцев появился храм Святой Анны – памятник архитектуры барокко. Сегодня в старинных монастырских стенах психиатрическая больница.

фото 11.jpg

Пятью годами позже при доминиканском монастыре был заложен храм Божьей Матери.

фото 12.jpgОн окончательно сформировал центральную площадь города, став его второстепенной архитектурной доминантой. В храме тоже действовал орган.

К 1775-му году на территории францисканского монастыря уже стоял барочный храм Святого Антония из Падуи. В сохранившихся корпусах монастыря сегодня располагается департамент охраны МВД.

фото 13.jpgЭти монастыри сыграли ключевую роль в жизни Полоцка. Ведь они занимались просвещением. Так, иезуиты основали коллегиум, который через века трансформировался в Полоцкий государственный университет. При учебном заведении действовала типография. Также известно, что в бернардинском монастыре работала философская школа.

Но вспомним о православных храмах XII века. Дожили ли они до века XVIII? Далеко не все. По-прежнему действовали два монастыря: Спасо-Ефросиньевский (с 1667-го по 1820-й он принадлежал иезуитам) и Борисоглебский (униатский – с 1618-го по 1839-й год). Остальных церквей эпохи Полоцкого княжества  в тот период уже не существовало. У нас нет сведений о том, что их уничтожили целенаправленно. Вероятно, древние церкви просто не пережили страшных войн, которые увидел Полоцк.

XIX век. Курс на православие

В конце XVIII века Полоцк вошел в состав Российской империи. При новой власти первый каменный собор появился уже в православном монастыре – Богоявленском. Кстати, именно здесь веком раньше преподавал знаменитый белорусский просветитель Симеон Полоцкий.

фото 14.jpg

фото 15.jpgБуквально через год в городе появилась еще одна каменная православная церковь – Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

А что же католические и униатские храмы? До восстания 1830-1831 гг. империя относилась к ним достаточно спокойно, а вот после…

Первым делом православной церкви отошли собор Святого Стефана и Францисканский костел. Последний в 1861-м году пострадал от пожара, никем не чинился и, по одной из версий, был продан частному лицу на кирпич.

Когда в 1839-м году уния была упразднена, православная церковь получила и остальные храмы города.

Еще одна каменная православная церковь появились в XIX веке на территории Спасо-Ефросиньевского монастыря – Кресто-Воздвиженская. Этот массивный собор в неовизантийском стиле был возведен в 1897-м году.

фото 16.jpg

Также в конце XIX века для лютеран, которых в Полоцке было 850 человек, построили кирпичную кирху. Храм в неоготическом стиле появился в 1888 году и уцелел до сих пор. Сегодня в этом здании работает краеведческий музей.

фото 17.jpg

XX век. В жерновах революции и Второй Мировой войны

XX век не пережили сразу три полоцких храма. То, что не доделала Вторая мировая, завершили коммунисты. 

Если Российская империя перестраивала некоторые белорусские храмы, переназывала их, переводила в православие и этим, как правило, ограничивалась, то советская власть действовала куда более брутально.

фото 18.jpgИзуверством можно назвать уничтожение собора Святого Стефана (в 1833-м его переименовали в Свято-Николаевский собор).

С приходом к власти коммунистов на главной площади города прямо перед храмом установили памятник Ленину. То ли Ильич получился в натуральную величину, то ли Святой Стефан смотрелся слишком внушительно, но новая власть посчитала такой фон невыгодным для вождя революции. Поэтому собору отбили верхний ярус куполов. Чтобы не нависал. Этого, однако, показалось мало. И между остатками куполов повесили растяжку с портретом Сталина.

И все же Вторую мировую войну покалеченный храм пережил. Но в 1964 году по решению исполкома городского совета депутатов собор был взорван. На вывоз камней город потратил 40 тысяч советских рублей. На освободившемся месте построили девятиэтажный дом.

А вот Доминиканский храм Вторая мировая сровняла с землей. В итоге центральная площадь города изменилась до неузнаваемости.

фото 19.jpg

Не вполне ясна судьба костела бернардинцев. То ли его разрушили во время Второй мировой, то ли уже после. Но и сегодня руины храма можно увидеть на левом берегу Двины.

фото 20.jpg

Последний в списке жертв XX века – Борисоглебский монастырь. К тому времени на его территории остались две церкви: Пятницкая и Борисоглебская. Обе они пришли в упадок к началу 20-х годов, и полочане растащили храмы на кирпичи.

фото 21.jpg

Полоцк сегодня. Семь из девятнадцати

Из девятнадцати храмов, о которых мы рассказали, до наших дней дожили шесть: перестроенный в XVIII веке Софийский Собор, три церкви Спасо-Ефросиньевского монастыря, Богоявленский собор и Лютеранская кирха. Кроме того, тринадцать лет назад был восстановлен православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Старая церковь сгорела в шестидесятые годы.

фото 24.jpg

По мнению Сергея Тарасова, городу следует заново построить два храма: иезуитский и доминиканский. Ученые точно знают, где находятся фундаменты обеих церквей и как они выглядели. И если на месте собора Святого Стефана сейчас стоит жилой дом, который нельзя трогать до окончания его «срока годности», то там, где раньше был доминиканский собор, всего-то скамейки и газон. По словам эксперта, такое архитектурное решение вернет городу его центральную площадь.

фото 22.jpg

Это предложение кажется мудрым. Многие города мира, а не только белорусские, попадали в катаклизмы, которые разрушали их до основания. Вспомним хотя бы соседнюю Польшу – после Второй мировой войны Гданьск и Варшава стояли в руинах. Но их восстановили. И сегодня это красивейшие туристические центры Восточной Европы. Может, и нам пора оживить свои города-призраки?  

фото 23.jpg



Смотрите также

Статьи
Беларусь – страна для тех, кто бежит от суеты

Беларусь может предложить спокойствие и природу. Сколько

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые