Наш собеседник – Александр Рак, главный хранитель фондов Историко-культурного музея-заповедника «Заславль». Благодаря ему и другим подвижникам из музея-заповедника, в Заславле собрана богатейшая коллекция «маляваных дываноў», переросшая в отдельный музей, который 18 мая открыл свои двери для посетителей. Помещением для него стал флигель-эрмитаж бывшего дворца Пшездецких. В свое время там находилась картинная галерея: прослеживается определенная историческая преемственность.
– Почему именно в Заславле появился именно такой музей? Ведь насколько нам известно, в нем находится всего одна работа из этой местности.
– Так получилось, что первый предмет, поступивший в музей-заповедник, был именно «маляваны дыван» – расписной ковер работы Язепа Дроздовича.
Музей создавался в конце 80-х годов прошлого века: и рядом что-то существенное для пополнения коллекции было трудно найти. Поэтому первые экспедиции были снаряжены в Витебскую и Брестскую области. Во время такой поездки по Витебщине мы и обнаружили произведения Дроздовича.
«Пейзаж с балюстрадой». Язэп Дроздович, 1950–1954 годы
В 1998-м коллекцию пополнила работа Язепа Дроздовича – «Охотник с собакой». Тему было решено развивать. В 90-е годы я и Юрий Малаш ездили в основном по Глубокскому району, чуть позже узнали еще одно имя художника с Глубоччины, Геннадия Кузавкова. В Глубокском и Шарковщинском районах нашлись небольшие «дыванки» и макатки, авторы которых оставались неизвестными. Коллекция формировалась, росла, в 2004 в ней появилась еще одна работа Язепа Дроздовича, макатка «Лисица».
«Охотник с собакой». Язэп Дроздович, 1950–1954 годы
Позже среди находок преимущественно были ковры артельного производства (конец 1950-х и далее). Авторских произведений, похоже, сегодня практически в свободном доступе уже не осталось…
– А какие регионы оказались самыми «урожайными» на находки?
– Витебская область! Глубокский, Шарковщинский, Миорский районы. Из Поставского также привезли с десяток «дыванкоў». А еще выделяется Случчина с коллекцией работ Алёны Киш. Из более 300 произведений, созданных ею в 1930-1940 годы, сегодня известно 13 работ, 11 из них находятся в фондах нашего музея-заповедника.
«Рай». Алена Киш, 1930–1940 годы
Во время экспедиции по Случчине нам рассказывали о художнице, писавшей ковры, и мы думали, что речь идет об Алёне, но ей оказалась Ядвига Войтешик. Так мы узнали еще одно новое имя. Познакомились с сыном Ядвиги, подарившем нам несколько работ матери, за что мы ему очень признательны!
Еще один любопытный автор, которого мы «открыли», – это Федор Суховила, ученик Дроздовича. У нас в коллекции три его работы.
«Пейзаж с лебедями». Федор Суховила, 1953 год
Не так давно был обнаружен коврик и на Минщине. Случайно, просматривая на «Куфары» объявления о продаже недвижимости, увидели фото интерьера деревенской хаты в Вилейском районе с «маляванкай» на одной из стен. Позвонили: домик уже продан. Но коврик нам удалось купить, он оказался редким, подобных больше не встречалось: на нем изображение ангела, а украшен он осколками битых елочных игрушек.
– Получается практически работа детективов… Что Вы чувствуете в ходе поисков?
– Нам увлекательно искать. Последняя экспедиция на Глубоччину была в 2018 году, находками стали один артельный коврик, один – фабричного производства, три дня ездили безрезультатно, от деревни к деревне, где местные жители рассказывали о двух братьях, писавших коврики, и в конце концов, на стыке с Шарковщинским районом, завернули в хату на отшибе. Дед завел нас на холодную веранду, где, рядом с колбасами, висела маляванка тех самых братьев. Мы узнали, что это Василий и Владимир Кривёнок.
– А кто-нибудь из местных жителей Вам помогает, подключается к «расследованиям»?
– Люди сегодня сами предлагают, присылают рисованные работы, недавно одна женщина привезла коврик от бабушки с Оршанщины.
Когда делали выставку в музее истории театральной и музыкальной культуры, по телевидению прошел небольшой сюжет, в котором мы рассказывали про «маляванки», и о том, что их сегодня очень трудно отыскать – в ответ из Лидского района нам прислали два коврика.
Еще одну выставку с названием “Заслаўе – скарбонка беларускай маляванкі” мы представили в 2016 году в Могилеве во время работы форума музеев Беларуси, и тогда директор Дрогичинского музея Сергей Владимирович Граник пригласил нас к себе.
С этого момента в Дрогичинский район было налажено несколько экспедиций. Здесь мы познакомились с работами Никанора Зосика. С помощью Сергея Владимировича нашли пять ковриков. Кроме того, в средней школе деревни Закозель тоже обнаружились три его работы.
«В лесу». Никанор Зосик, 1955–1965 годы
Судьба Никанора трагична и показательна в контексте истории нашей страны: вступился за односельчанку, у которой «реквизировали» корову во время коллективизации, и получил тюремный срок.
Одна из работ в нашей коллекции написана на простыне, обычно такой материал мастерами не использовался. Стало любопытно, и вот что мы узнали. До 1953 года ее автор, Ипполит Ворса, был в ГУЛАГе, где для руководства лагеря писал картины и ковры. Часто материалом здесь служило постельное белье. По инерции, когда он вернулся в Поставский район, продолжил писать на простынях.
Ипполит Ворса. Работа «Девушка и музыкант»
– Получается, в Историко-культурном музее-заповеднике «Заславль» сегодня – самая большая коллекция «маляванак»?
– Всего у нас более 260 работ, в том числе самая представительная коллекция Язепа Дроздовича и Алёны Киш. Скажу сразу, что настоящих «настенников» народных художников порядка 180 единиц. А в Глубокском музее, например, всего-то ковров 15…
– Так все-таки почему именно вы занялись этой темой? У вас, что, не было на этом поле конкурентов?
– Для поиска необходим транспорт, им владеют немногие музеи. Но это вторично, а в первую очередь, конечно, нужно желание. В начале 90-х можно было найти много чего, но время, увы, прошло, и бабули, у которых эти коврики украшали стены, ушли. Где-то за ненадобностью эти предметы выбросили, где-то их «подобрали» ушлые искатели. Кстати, из Московского музея традиционного искусства народов мира мне привезли набор открыток с нашими маляванками, он так и называется «Белорусские коврики». У них 25 экспонатов на данную тему.
– Насколько сегодня эти работы представляют историческую, культурную, духовную и иную ценность? Символом чего они служат?
– Это яркие образцы инситного (наивного) искусства, одного из направлений примитивизма. Они, к примеру, вошли во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Югославии в 80-х. Среди 800 имен художников из 50 стран, рядом со всемирно известными художниками-примитивистами: французом Анри Руссо, грузином Нико Пиросмани и другими, находится имя нашей Алёны Киш. Как известно, свои настенные ковры художница создавала по заказам во время поездок по Минской области. С начала 1930-х годов она писала ковры на заказ, и часто вознаграждением за них были кров и продукты. Художница любила фантастически-аллегорические темы: «Рай», «Письмо к любимому», «Дева на водах», «В райском саду» и др. В них воплотились стремление людей к лучшей – райской, городской – жизни и надежда на нее.
Дева на водах. А.Киш, 1930–1940 годы
Творения Алёны Киш поражают композиционной смелостью и богатой фантазией. Непосредственные и искренние работы придавали интерьеру жилья яркую декоративность и сказочность, дарили недостижимую мечту. Для заказчиков она создавала разные варианты. Написанные даже по известному сюжету, все ее коврики отличались друг от друга.
Расцвет искусства расписных ковров в довоенное и послевоенное время объясняется тем, что интенсивная перестройка деревни и улучшение интерьера крестьянского жилья требовали его декоративного оформления. После войны набивные и расписные ковры были почти в каждой крестьянской хате.
Макатка «Букет в корзине с котиком», Г.П. Кузавков, 1950–1952 годы
Коврики писали и народные мастера, и артели, в 60-е годы появились работы фабричного производства, которые мы помним по фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика». В основном материалами служило то, что было в наличии у художников или у заказчиков. Это льняное полотно, которое красили в черный цвет или клеенка, картон, бумага. Автор собирал по деревне материалы, ему заказывали сюжеты: мишки на поляне, букет в вазе, лисица или олень, сказочные птицы. А затем он писал и раздавал работы заказчикам. Или, как тот же Дроздович, мог селиться в деревне и писать за «харчи». Кстати, в поисках нам очень помогли опубликованные в 90-е в журнале «Маладосць» «Дзённікі Драздовіча» с подробным отчетом о географии его рисунков.
«Янка и Алена». Автор неизвестен, 1968–1975 годы.
А из Заславля у нас, как уже было упомянуто, всего одна работа, из дома зажиточного портного. У его внучки мы покупали предметы интерьера: шкафы, раскройный стол, настоящий кованный аршин и прочие раритеты – и кое-что она передала нам в дар.
– Назовите, пожалуйста, имена наиболее известных авторов маляванак.
– Это классики, Язеп Дроздович и Алёна Киш, более поздние Никанор Зосик, Ядвига Войтешик, Федор Суховила, Геннадий Кузавков, Михаил Моросько, Сергей Шурпик, Вилюсь Скипар, а еще Полюлян и Туча (возможно, это даже не фамилии, а клички этих авторов).
«Нактюрн». Язэп Дроздович, 1937 год
Работы современных художников, Алексея Марочкина и Виктора Марковца, в подражание «маляванкам» у нас также имеются.
«Скрипачка». Палюлян, 1949 год
С 2000 года в Заславле проводились пленэры общественного объединения «Мастак», куда входили и профессиональные художники, и начинающие, наши заславские дети. В экспозиции представлены и эти современные работы.
– Можно более подробно рассказать нашим читателям о новом музее?
– На площади 300 квадратных метров разместятся 4 раздела.
Первый – “Дываны ў інтэр’еры сялянскай хаты” – ведь появились они не на ровном месте, а стали продолжением традиций вышитых и тканых изделий, а также традиционной инкрустации и росписи сундуков, которые имели широкое распространение в конце ХІХ – начале ХХ веков. Такой расписной «куфар» для «пасагу», найденный в соседней с нами деревне Закаблуки Минского района, можно будет видеть в экспозиции первого раздела.
Второй раздел экспозиции музея – на тему творчества Алёны Киш, где также будут размещены работы Владимира Ломейко в честь художницы: скульптура, гобелены, посуда, расписанная с использованием элементов работ Алёны.
Ковер «Театральный». Язэп Дроздович, 1952 год
Третий зал называется “Сцяжынкі Язэпа Драздовіча” и посвящен мастеру и его ученикам. Время от времени, если под рукой не находилось материалов, на которых можно было писать, художник разрисовывал деревянную мебель. Один из таких шкафов, с яркими попугаями, будет представлен в экспозиции.
Макатка «Музыкант и танцовщица». Автор неизвестен, 1942 год
Четвертый раздел – “Народныя дыванкі”, где есть и авторские, и анонимные работы. Предполагается, что экспозиция будет сменной, ведь наша коллекция большая, и время от времени из фондов музея будут выставляться новые работы.
– Спасибо за интересный рассказ, желаем плодотворной работы новому музею и приглашаем наших читателей в увлекательное путешествие по рисованным мечтам о райской жизни!
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....