Недавно СМИ сообщили о том, что старинный дворец Горваттов в Наровле (точнее, то, что от него осталось: стены да прогнившие перекрытия) местные власти продали группе неравнодушных к истории памятника граждан, одним из которых оказался известный писатель Андрей Горват. И хоть сам литератор отрицает родство с дворянским семейством (мол, просто совпадение фамилий), интригующий штрих к истории усадьбы данное обстоятельство бесспорно добавило.
При этом прошлое двухэтажного каменного здания эпохи позднего классицизма покрыто туманом, начиная с факта, что даже имя его архитектора неизвестно. «Планета Беларусь» собрала воедино немногочисленные сведения о «звездной» истории дворца в период его расцвета – до того, как он после революции превратился в школу, после войны – в школу-интернат, а после Чернобыльской катастрофы – в ветхую «заброшку».
Хронисты не располагают точной датой закладки дворца, однако доподлинно известно, что строительство завершилось в 1850 году – об этом свидетельствовала, увы, не сохранившаяся рельефная надпись на главном фасаде здания: литеры “D I H (Daniel, Ifigenia Horwatt)” и цифры 1850. А в «Статистическом описании имения Наровля», составленном в самом конце 1849 года, встречаем запись следующего содержания: «Жилой господский дом каменный новый о двух этажах, с двумя большими крыльцами и железными над ними балконами, имеющий под собою 8 погребов. На первом этаже 16, а на втором 10 комнат».
Польский исследователь Роман Афтанази в своей «Истории резиденций на давних окраинах Речи Посполитой» подробно описал интерьеры усадьбы: «Основными элементами, определявшими характер репрезентативных помещений дома, были паркетные полы, выложенные разными способами, из разных пород деревьев и в каждой комнате – индивидуального рисунка, а также люстры, обрамления дверей, камины и разнообразные по форме, узору и качеству разноцветные кафельные печи. (…) Панели в комнатах, лестничные клетки были сделаны из светлого дуба. Кроме того, Горватты любили всякого рода надписи и художественные изречения, написанные на стенах маслом».
По воспоминаниям современников, стены дворца были плотно завешены множеством семейных портретов, а также пейзажами и картинами на военную тематику. Позже некоторые залы украсил штукатурный лепной декор, выполненный в виде рам, внутри которых размещалась живопись. Ну чем не художественная галерея? Один из залов наровлянского гнезда Горваттов использовался под музей природы: огромные стеклянные шкафы были наполнены коллекциями чучел зверей и птиц, змей и рыб. А вход во дворец украшали львы – правда, не чучела, а отлитые из бронзы, в натуральную величину. Похожие, только поменьше, сохранились в усадьбе Пусловских Альбертин под Слонимом.
Каждая комната дворца в Наровле имела свой стиль, но особо, подчеркивает Афтанази, среди них выделялись «красный» и «голубой» салоны. Главным украшением первого был необыкновенной красоты паркет, своим затейливым узором напоминавший восточные ковры. Стены «голубого» салона (служившего по совместительству будуаром хозяйки) были обиты атласом синего цвета, а потолок выкрашен в небесные тона и декорирован золотыми звездами. Паркетный пол представлял собой стилизацию под водоем. Об этом вспоминает в своих мемуарах Антоний Киневич, близкий родственник Горваттов, писавший, что создавалось «такое впечатление, будто вместо пола в центре зала – глубокое дно реки, в котором плавают разные рыбы большей и меньшей величины». Он же описал прекрасный стюковый потолок в другом зале, украшенный двумя аллегоричными фигурами – символами двух великих рек этого края: Днепра и Припяти.
Резиденция Горваттов также славилась своим собранием книг – говорят, столь богатой коллекции не было ни у кого в соседних имениях, а ближайший «конкурент» располагался аж в Гомеле, во дворце Румянцевых-Паскевичей. Напомним, что книжное собрание последних в свое время стало основой для создания Российской государственной библиотеки (экс-«ленинки») в Москве.
Шкафы библиотечного зала усадьбы Горваттов были заполнены тысячами изданий, преимущественно ХVIII–ХIХ веков. Помимо собственно книжной коллекции, там размещались рукописи и семейные архивы рода. Живописные плафоны зала были выполнены художником Марьяном Жеготой. А расположенное справа от библиотеки светлое помещение с тремя окнами, украшенное картинами голландских художников, служило читальным залом. Его окна выходили в парк – еще одно произведение искусства в наровлянском имении.
Горватты, как и многие помещики той эпохи, стремились следовать модным тенденциям не только при постройке резиденции, но и в организации парка, окружавшего дом. Заложенный на ровной террасе Припяти в месте впадения в нее реки Наровлянки и занимавший площадь более восьми гектар, в начале 1930-х этот пейзажный парк был назван профессором А.Л. Новиковым «самым красивым в Белоруссии». Его великолепие составляли в основном местные породы деревьев: дуб, ясень, клен, липа, ольха, ель… Лишь парадную часть близ усадьбы украшали несколько экзотов. Пейзажи вдоль аллей представляли собой чередование небольших древесных групп, клумб и полян. С прибрежной части парка открывались великолепные виды на Припять.
Помимо дворца, на территории парка в разное время были возведены семейная часовня (увы, эта интересная постройка в стиле неоготики не сохранилась), брама, парадная конюшня, дом охранника, оранжерея. Интересный памятник архитектуры малых форм – поставленная на холме у излучины реки парковая беседка в стиле ампир. Она имеет высоту около 11 метров и хорошо видна с водного подхода к Наровле, являясь своеобразным маяком-ориентиром.
Одним из необычных мест на территории парка был фонтан. Казалось бы, просто струи воды, что тут такого? Но внешне он не походил ни на один фонтан в старинных усадьбах Беларуси. Чтобы попасть к нему из дворца, нужно было спуститься по широкой лестнице, которую с обеих сторон стерегли сфинксы. Сам фонтан был взят в тиски с запада и востока двумя полукруглыми каменными скамьями, в центре каждой из которых возвышался массивный трон в римском стиле – на львиных лапах, с украшенными гирляндами высокими спинками. Со дна бассейна вырастала небольшая колонна, увенчанная вазоном и двумя русалками, поддерживавшими чашу. Возможно, троны у фонтана были своеобразным «местом силы» для хозяев усадьбы, возможно, местом медитаций или просто уединенного отдыха… Одно несомненно: когда дворец и фонтан будут отреставрированы, на этих каменных креслах туристы станут загадывать желания. И они, наверняка, сбудутся – уж больно место энергетически необычное.
Кстати, неподалеку от фонтана жители Наровли видели привидение. Случилось это 22 июня 1941 года – призрак ходил по реке. Сразу же пошел слух, мол, это недобрый знак, а вскоре сюда долетела весть, что началась война…
Еще одно таинственное место, будоражащее фантазию наровлянцев, – подземный туннель, якобы соединяющий дворец с кондитерской фабрикой в северо-западной части имения. Издалека благодаря башням из красного кирпича та напоминает средневековый рыцарский замок.
Горватты построили свою конфетную мануфактуру накануне Первой мировой, а сегодня она известна далеко за пределами Гомельщины как фабрика «Красный мозырянин». Остается надеяться, что расположенный по соседству панский дворец в своей новой жизни (а свежеиспеченным хозяевам отводится 5 лет на реставрацию) вскоре также окажется «в шоколаде».
P.S. Если вы хотите внести свою лепту в возрождение чудесного и незаслуженно забытого памятника архитектуры, можете перечислить средства на карту Приорбанка (номер 4916 9896 4961 7379, действительна до 08/22, владелец ANDREI HORVAT). Для тех, кто находится за пределами Беларуси, инструкция здесь. Давайте восстановим и отшлифуем наровлянский бриллиант толокой!
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....