by | de | pl | en

Четыре и четверть века унии. Драгоценное ожерелье из бывших базилианских святынь

Автор: Елизавета Хилькевич, Тина Турова
Фото: Сергея Плыткевича

425 лет назад в Бресте представителями духовенства был утвержден акт о создании церковной унии. На два с лишним столетия униатство стало главенствующей религией на белорусских землях. 

Об исторических аспектах этого события «Планета Беларусь» недавно писала, нынче же обратим внимание на архитектурное наследие унии. От прежней россыпи храмов и монастырей базилиан (ордена святого Василия, или Базыля, как называли его в здешних краях) осталось «ожерелье», протянувшееся с северо востока на юго-запад страны. Расскажем лишь о дюжине драгоценных жемчужин – самых ярких.

1. Полоцк

Как известно, древнейший и легендарнейший храм Беларуси – Софийский собор – и во время своего строительства в середине XI века, и на момент прекращения богослужений в 20-е годы XX столетия принадлежал православным. Но был в его прошлом период (и немалый – почти два с половиной века), когда в этих стенах славили бога греко-католики. В 1618 году униатский архиепископ и будущий святой Иосафат Кунцевич частично перестроил переданный новосозданной конфессии собор: согласно его распоряжению были разобраны верхние ярусы угловых боевых башен «как ненужные и церкви никакой красы не придававшие». По совпадению, тот же Кунцевич формально оказался причиной тотальной перестройки храма в следующем, ХVIII-м, столетии.

В 1705 году, во время Северной войны, собор навестил русский царь Пётр Первый и потребовал показать ему мощи Иосафата Кунцевича, о которых к тому времени уже ходили предания. Зная ненависть восточного монарха к унии, полоцкие базилиане заблаговременно отправили раку с мощами в Жировичи. Прямо в стенах храма вспыхнул конфликт, в результате которого Пётр и его свита зарубили настоятеля и четырех монахов. Святая София была закрыта и превращена в пороховой склад, который «случайно» взорвался 1 мая 1710 года, накануне отхода русской армии из Полоцка.

1.jpg

В руинах собор пролежал до 1738 года, когда началось его возрождение (теперь в формах виленского барокко, по проекту создателя стиля Иоганна Глаубица), длившееся 12 лет. Чудом уцелевшие остатки алтаря времен Всеслава Чародея стали боковой апсидой двухбашенной базилики.

1_1.jpg

Именно в этих обновленных древних стенах в феврале 1839 года состоялся Полоцкий церковный собор, «аннулировавший» унию и принявший решение о воссоединении униатов с Русской православной церковью.

2. Витебск

Строительство одной из грандиознейших униатских святынь Беларуси (и до сих пор самого большого храма Витебска) началось в 1743 году и длилось более сорока лет.

2_887.jpg

Каменный Успенский собор на месте бывшей деревянной церкви Пресвятой Богородицы XV века монахи базилианского ордена возводили основательно, на века. Автором проекта стал известный зодчий итальянского происхождения Иосиф Фонтана. За образец постройки был взят римский храм Сан-Карло-аль-Корсо.

Однако на века, увы, не получилось. Уже в 1799 году по приказу императора Павла I храм был передан православным. А в 1936-м, во время печально известной «безбожной пятилетки», закрытый после революции собор взорвали. В 50-х на его месте разместили корпус завода заточных станков. Несмотря на упадочное состояние предприятия, завод был снесен лишь в 1998 году — тогда и началось возрождение храма, которое завершилось в 2011-м. Интересно, что в сохранившемся рядом корпусе базилианского монастыря по сей день прописан станкоинструментальный колледж.

3-1.jpg

В отличие от Успенского собора, восстановленного не совсем в тех барочных формах, в каких его задумывал Фонтана, Воскресенская (или, как ее еще называют, Рынковая) церковь – дитя того же зодчего, также не пережившее архитектурные чистки 1930-х – восстала на прежних фундаментах в витиеватых формах позднего барокко. Храм, изначально (в 1772 г.) построенный как униатский, сейчас принадлежит православной общине.

3 Витебск, рыночная площадь.jpg

На фотографии С. Юрковского, сделанной в конце ХІХ века с башни городской ратуши, хорошо видна рыночная площадь. Слева костел А. Падуанского, за ним вдалеке костел Св. Иосифа и бывший иезуитский коллегиум, а справа Воскресенская церковь. Красивый был город?

3. Глубокое

В 1638 году магнат Юзеф Корсак передал монахам-базилианам родовое имение Березвечь, что рядом с Глубоким (сегодня былое предместье – один из районов города). Первоначально монастырские постройки были деревянными, а в середине XVIII века на их месте появилась каменная обитель с изысканной по своим формам церковью.

4_960.jpg

Руководителем строительства ансамбля стал уже известный нам по реконструкции полоцкой Софии виленский архитектор Глаубиц. После упразднения базилианского ордена, с 1839 года в комплексе действовал православный мужской монастырь, а позднее – женская обитель со школой. С 1939-го здесь держали политзаключенных. Уцелевший во время войны костел варварски взорвали в 1970 году, а в частично сохранившихся «базилианских мурах» по сей день действует исправительная колония особого режима.

4-1.jpeg

Любопытный факт: в польском Белостоке в 90-е годы прошлого века была построена почти точная копия утерянной березвечской святыни – на основе обмерных чертежей и старых фотографий. Тогда как аналогичная инициатива глубочан, собравших в 2015-м подписи за восстановление своего греко-католического храма, так и осталась мечтой, не найдя поддержки в государственных коридорах.

5.jpg

4. Толочин

В отличие от Березвечья, а также соседней с Толочином Орши, где от прежнего униатского монастыря остались одни печальные руины, бывшая обитель базилиан в Толочине неплохо сохранилась: как барочная церковь (1796 г.), так и двухэтажный жилой корпус (1779).

6.jpg

Согласно преданию, Покровская церковь возводилась на фундаментах храма, основанного еще в 1604 году самим великим канцлером Львом Сапегой. Другой легендарный исторический деятель, император Наполеон Бонапарт, во время кампании 1812 года останавливался на ночлег в толочинском базилианском монастыре – как в самом благоустроенном на тот момент здании местечка. 

5. Минск

Основателем минского монастыря ордена базилиан в Верхнем городе считается митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Антоний Селява (ученик Иосафата Кунцевича, с которым он некоторое время жил в одной келье). В своем завещании Селява даже просил похоронить его в минской Свято-Духовой церкви при униатской обители. Однако во время раскопок храма в 2009 году в крипте под алтарем были обнаружены не его останки, а Екатерины Сапеги — первой игуменьи монастыря, дочери канцлера Льва Сапеги.

7.jpg

Свято-Духова церковь — архитектурный шедевр начала XVII века, сочетающий элементы готики, ренессанса и барокко — служила местом священнодействий для насельников и мужского, и женского корпусов, примыкавших к храму. Вместе творили молитву, вместе занимались опекой нищих и вместе защищали свою обитель от непрошенных гостей: в лихие времена оба крыла, между которыми была «ограда каменная и бои верхние и нижние», в одночасье образовывали замкнутую вокруг двора мини-крепость. К слову, если мужское крыло в ХIХ веке было существенно перестроено, церковь и вовсе снесена в 1936-м (восстановлена в 2009-2011 гг.), то здание бывшего женского корпуса (а ныне детской музыкальной школы) является самым старым из сохранившихся в городе. Считается, что при его строительстве в 1640-х использовались как основа готические дома ХVI века.

8.jpg

Еще один минский монастырь базилианок был заложен в тот же период на другом берегу Свислочи, в Троицком предместье. Деревянную церковь уничтожил пожар 1809 года, спустя 5 лет был создан и утвержден проект нового каменного храма, но средств на его строительство так и не нашлось. О прежней обители напоминает лишь кирпичный корпус конца ХVIII века, чья реконструкция ведется сегодня.

6. Боруны

Появление в этом небольшом местечке богатого монастыря связано с чудотворной иконой Божией Матери, которую местный шляхтич Николай Песляк получил в дар от своего родственника, настоятеля полоцкой униатской обители. Говорят, под впечатлением от творимых иконой чудес Песляк принял духовный сан и возвел здесь в 1692 году деревянный храм. В течение последующих ста лет костел Святых Петра и Павла и появившийся при нем монастырь четырежды перестраивались в камне (в основном из-за пожаров), пока не приобрели известный нам ныне внешний вид.

9.jpg

В 1700 году при монастыре была открыта школа, просуществовавшая без малого полтора века. Среди ее учеников – такие известные деятели культуры как Игнатий и Леонид Ходько, Антоний Одынец, Юлиан Корсак. С 1845 года в здании монастыря размещалось духовное училище, а в 1920-1922 гг. действовала белорусская учительская семинария, директором которой был поэт, публицист и политический деятель Симон Рак-Михайловский.

7. Новогрудок

Здешняя Борисоглебская церковь, хоть и была возведена как православная, но своим нынешним обликом все же обязана в основном униатскому периоду. В 1624-1632 гг. храм основательно перестроили в стиле сарматского (аскетического) барокко: значительно увеличились его размеры, на фасаде здания появись две башни с бойницами и винтовыми лестницами внутри, углы были укреплены контрфорсами… Почти до середины ХIХ века при церкви-крепости действовали мужской и женский базилианский монастыри, поэтому улицу Почтовую, где расположен храм, местные аксакалы то и дело да и назовут по-старому – Базилианской.

10.jpg

8. Гродно

История гродненского женского монастыря базилианок началась в 1633 году, с приездом из Вильни игуменьи Василисы Сапеги и четырех монашек. Они поселились при древней Пречистенской церкви – этот памятник зодчества ХII столетия, к сожалению, не дошел до нас, погибнув в огне в середине ХVII века, но контуры его фундаментов и сегодня можно обнаружить во дворе бывшего униатского (а ныне Рождества Богородицы) монастыря. Сохранившийся же барочный храм с узнаваемыми фигурными головками построил для базилианок в 1726 году наш старый знакомый Иосиф Фонтана. В 1843-м церковь и обитель были переданы православной церкви. В 1958 году советские власти закрыли монастырь, а монахинь переселили подальше от глаз, в Жировичи. В архитектурном комплексе разместили гараж ДОСААФ, затем передали его Республиканскому музею атеизма и истории религии. Только летом 1992-го храм и монастырские постройки были возвращены верующим.

11.jpg

9. Жировичи

Основанный в конце XVI столетия, монастырь в Жировичах стал духовным центром униатов в 1609 году. В XVII-XVIII веках здесь появились капитальные каменные строения, определившие облик обители: Успенский собор, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви, а также жилые, учебные и хозяйственные постройки. Жировичи стали духовным и административным центром белорусских греко-католиков, а обитель снискала славу «новой Ченстоховы». В 1652 году местечко, привлекавшее многих влиятельных людей Речи Посполитой, в том числе королей и великих князей, получило магдебургское право.

В 1828-м здесь была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. В 1839 году монастырь перешел в юрисдикцию православной церкви. Занятно, что в ХХ веке сюда «на покой» (а фактически — в ссылку) высылали неугодных епископов РПЦ. На сегодняшний день комплекс в Жировичах является крупнейшим православным мужским монастырем в Беларуси.

12.jpg

10. Бытень

Униатский монастырь в Бытени некогда не уступал в своей славе и богатстве соседним Жировичам. Его основали в 1607 году на средства слонимского маршалка Григория Тризны, а уже в 1615-м обитель получила привилегию от Папы Римского на открытие духовной школы. Через некоторое время здесь появилась и больница. Во время Тринадцатилетней войны (1654-1667) Бытень приютил базилиан из Вильни, Полоцка, Витебска и Минска. В 80-е годы XVII века в монастыре обучался и вступил в орден будущий униатский митрополит ВКЛ Лев Кишка. К сожалению, монастырские постройки не перенесли Первую и Вторую мировые войны. Единственный уцелевший элемент ансамбля – малая Успенская церковь, построенная в 1673 году как часовня.

13.jpg

11. Вольно

Насладиться изысканной униатской архитектурой по-прежнему можно в этой деревушке недалеко от Барановичей. Точнее, в бывшем парке усадьбы, принадлежавшей роду Каменских, а затем Домысловских. И если представители первого семейства в 1632 году профинансировали строительство базилианского монастыря в Вольно, то отпрыски второго спустя 130 лет предложили снести порядком обветшавшие стены обители и возвести новый комплекс, с акцентом на великолепной двухбашенной базилике в стиле рококо. Так в 1768 году появился один из ярчайших архитектурных памятников Беларуси. Интересная деталь: расположение контрфорсов и их форма переняты у другого шедевра национального зодчества – Троицкого костела, что находится в соседней деревне Ишколдь и старше вольновской церкви на 300 лет. На фасаде последней также обращает на себя внимание нехарактерная для храмов лепнина с изображением воинской атрибутики.

14.jpg

12. Ружаны

Петро-Павловская церковь в комплексе с монастырской постройкой занимает одну из сторон центральной площади поселка. Ее автором считают придворного архитектора Сапег – саксонца Яна Самуэля Беккера. Несмотря на то, что минувшие после освящения храма в 1781 году два столетия были до отказа заполнены войнами, восстаниями, религиозными гонениями, святыня не только дошла до наших дней, но и сохранилась почти в том же виде, в котором задумывал ее зодчий – в переходном от барокко к классицизму стиле, названном реставратором Валентином Калниным «станиславовским» (в честь последнего короля Речи Посполитой). Сам Станислав Август Понятовский, как известно, не раз посещал резиденцию Сапег в Ружанах и наверняка любовался базилианским храмом-статуэткой. После присоединения к Российской империи святыню ждала типичная для униатских церквей судьба: храм был передан православным и подвергнут реконструкции в соответствии с архитектурно-религиозными канонами восточных соседей.

15.jpg

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые