В Полоцке и Новополоцке подвели промежуточные итоги работы проекта «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси».
Семинар «Разработка перспективных направлений по зеленому градостроительству в Республике Беларусь» преследовал сразу три цели: во-первых, объединить и систематизировать то, над чем работали разные группы специалистов целый год; во-вторых, показать представителям небольших белорусских городов, что проект действительно работает и приносит пользу; в-третьих – обсудить будущее проекта и нюансы, которые обнаружились в процессе работы.
Сейчас в проекте участвуют три города – Новогрудок, Полоцк и Новополоцк, но судя по количеству слушателей из всех регионов страны, кажется, скоро количество участников вырастет.
Ирина Усова, руководитель проекта ПРООН-ГЭФ-Минприроды «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» (Зеленые города), говоря о запланированных результатах, отметила сокращение выбросов СО2 на 91,1 тысячу тонн, сбережение 112,2 ТДж электроэнергии за счет вложений в модернизацию городского транспорта и энергоэффективность и 21 423 ГДж экономии энергоресурсов за счет модернизации уличного освещения, контрольной аппаратуры и информационных систем.
Руководитель проекта высказала надежду, что локальный и во многом пока пилотный проект станет «вакциной» для нашей страны, запустит развитие зеленого движения в малых и средних городах.
Эксперты подчеркивали, что каждый город требует отдельного рассмотрения, особого подхода. Конечно же, проблемы малых городов не уникальны, но всегда присутствуют определенные особенности. Например, в рамках проекта Полоцк и Новополоцк в основном рассматриваются как единый объект – это обусловлено их тесным взаимодействием.
Города расположены очень близко, буквально в 10 километрах друг от друга, и жители активно этим пользуются. Поэтому первостепенной задачей для специалистов проекта стало усовершенствование транспортной системы этой агломерации. В ближайшие два года будет улучшена большая часть городского транспорта, велосипедные сети Полоцка и Новополоцка будут расширены и объединены, будут созданы равные условия перемещения для всех групп жителей. Результатом станет увеличение скорости сообщения с помощью общественного транспорта.
А вот для Новогрудка более актуальным вопросом оказалось сбережение энергоресурсов, поэтому здесь усилия будут сосредоточены на замене уличного освещения на светодиодное, введение новых систем контроля и управления. Прогнозируется, что такая модернизация позволит сэкономить до 90 тысяч долларов текущих выплат.
Кроме этого, в городе выявились проблемы с энергоэффективностью жилых зданий, и сейчас рабочая группа занимается поиском оптимального решения вопросов отопления. Усложняется положение тем, что жилой фонд очень неоднороден – разные материалы стен, окон, время постройки – все это влияет на энергопотребление. Следовательно, и меры, принимаемые для изменения схемы расходования, должны быть разными.
Следует сказать, что определение самых болезненных точек города – непростая задача. Для этого была разработана специальная система, учитывающая около десяти показателей. На выбор влияет не только то, насколько остро стоит проблема или количество жителей, которых она затрагивает, но и то, насколько сложным может быть решение, реально ли получить финансирование на проработку вопроса.
Чем больше докладчиков говорили о своей работе, тем яснее становилось: невозможно решать отдельные разрозненные проблемы. Каждая из них плотно связана с другими. Кристина Гауче, международный консультант по разработке плана устойчивой городской мобильности в этой сфере работает с 2003 года. За это время защитила диссертацию и уже многое успела сделать для развития родного Вильнюса. Доклад Кристины был сосредоточен на особенностях развития устойчивой городской мобильности при ограниченном бюджете и отсутствии системы долгосрочного планирования, что очень актуально для подобных локальных проектов. Специалистка высоко оценила ту работу, которую проводят белорусские рабочие группы, и предупредила, что приехала не «учить и наставлять», а поделиться опытом совершенных ошибок, помочь избежать неверных шагов.
Самым ценным советом, получившим одобрение среди публики, оказался такой: «Целью небольших городов должно быть желание горожан оставаться жить и рожать детей в своем городе, а не стремиться уехать в мегаполисы. Тогда все зеленое градостроительство, транспортная система, водопровод, освещение и отопление становятся задачами, а не целью, и решать их немного проще».
Кристина Гауче говорила и о том, что нужно направлять усилия на то, чтобы привлечь и заинтересовать жителей этих самых небольших городов, ведь они могут захотеть поучаствовать в улучшении, в том числе и финансово. Но для обывателя цель «снизить количество выбросов СО2» практически ничего не значит, это слишком абстрактно и не вызовет интерес у большинства. А вот формулировка «мы хотим сделать воздух чище, чтобы дети могли спокойно и безопасно для здоровья играть во дворе» уже гораздо сильнее воздействует на людей.
Литовская специалистка предостерегла также от ошибки, с которой когда-то столкнулась сама. Кристина Гауче напомнила, что устойчивая мобильность – это в первую очередь управление спросом, а не создание нового предложения. То есть в попытках достичь целей устойчивого развития первым шагом должен быть всесторонний анализ инфраструктуры города, чтобы избежать ситуации, при которой все важные пункты сосредоточены в центре или на каком-то одном участке. Если сбалансировать насыщенность города необходимыми жителям объектами, не придется добавлять транспорт, например. Ведь устойчивая мобильность – это не только и не столько про транспорт, сколько про то, что все жители должны иметь стабильную возможность удовлетворять самые разнообразные свои потребности.
Они могли затеряться среди множества других, но решили
Глубоко под землей, под скатными кирпичными сводами, археологи
Теперь каждый гость старинного города, которому исполнилось 1155
За свою почти тысячелетнюю историю Новогрудок побывал первой
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....