en | by

Что нам нужно знать про УНОВИС

Автор: Любовь Гаврилюк

100-летие художественного объединения «Утвердителей нового искусства» собрало в Беларуси немало искусствоведов из разных стран, а ведь юбилейный год еще только на старте. Научно-практическая конференция в Витебском музее художественного народного училища, выставка в Национальном художественном музее «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель», выставка в Музее истории кино «УНОВИС Р.S.» — и это пока начало. Супрематические вечеринки в февральские дни рождения Малевича и Хидекеля, а впереди - очень яркий Международный конкурс плакатов.

Проект #УНОВИС100

Весь юбилейный проект организован при поддержке Центра белорусско-еврейского культурного наследия и компании А1. По поводу этого сотрудничества и его перспектив современная культурная политика определилась устами руководителя главного управления Минкульта Ирины Дриги: «Ваше наследие – это наше наследие, у нас общее культурное наследие, давшее нашим народам много замечательных традиций, имен, достижений».

В первые же дни открытия выставки в Национальном художественном музее можно было пообщаться и послушать лекции потомков Хидекеля, Малевича и Лисицкого — они же представляют фонды своих прославленных родственников в США, Германии и России. В числе гостей — деятели культуры и художники из Нидерландов, Польши (в Лодзинском музее искусств собрано практически все наследие еще одного всемирно известного минчанина Владислава Стреминского!), российских Третьяковской галереи и Союза архитекторов.

Столетний юбилей – хороший повод для осмысления культурного наследия, даже если мы пока не очень хорошо его знаем. Тем более, нужно фундаментальное осмысление, ведь специалисты всего мира подтверждают факт влияния художников УНОВИСА на развитие искусства прошлого века. А теперь уже в XXI веке это влияние оказывается актуальным. Художник и теоретик современного искусства Дмитрий Гутов уверяет, что нет в мире эксперта, который не был бы восхищен УНОВИСом, и не было в искусстве революций, подобных той, что совершили ученики Малевича.

— Искусство развивалось от времени дикарей до Академий. И оно закончилось. УНОВИС начал новую эру, — говорит он

А Валерия Лисицкая продолжает тему революции как инновационную:

— Если наши дедушки были способны к этим идеям и проектам, почему мы не можем развивать искусство и архитектуру будущего уже сейчас?

Добавлю к этому, что Лазарю Хидекелю было в то время 16 лет, Элю Лисицкому — 30.

Бренды, которые мы выбираем

Начну все же с истории, в тот ее момент, когда произошел взлет, который дает нам уникальные шансы для развития образования, культуры, туризма, искусства, дизайна.

Тот самый Витебск, первая четверть века… Витебская и Парижская художественные школы, русский авангард – эти феномены мирового искусства напрямую связаны с Витебском. Место рождения или учебы, личности педагогов, манифесты, многочисленние общества и объединения, переезды и возвращения, репрессии и эмиграция были живой средой, общей реальностью будущих знаменитостей. Многие разъехались по миру, а их идеи и произведения – по лучшим музеям и коллекциям. Первая четверть века — революционный слом эпох и границ — породили этот колоссальный сдвиг в сознании людей, а искусство, как известно, тонкий индикатор. Географический и культурный ландшафт, связи и пересечения судеб, корни, невидимые гении места — на нашей земле, и несмотря на утраты, многое — в наших архивах. Это первое.

Второе – собственно УНОВИС. Исключительный и непревзойденный, он просуществовал около двух лет (1920 - 1922), а затем трансформировался в новые творческие сообщества. Непосредственно события тех лет и идеологию УНОВИСа исследуют во многих странах мира — сейчас это не наша тема, но основное отличие эксперты формулируют так: впервые его участники вывели искусство из музеев и галерей в открытую городскую среду, в жизнь общества. А само это искусство уже было супрематизмом («Черный квадрат» Малевича датируется 1915 годом, «Манифест» – 1918-м). И да, 16-летний Хидекель был активным участником объединения, руководителем архитектурной мастерской. Каким же мы видим его творчество сейчас, на выставке в Национальном музее? Из перспективы сегодняшнего экологического сознания это «зеленые города»: город-сад, аэро-город, город на опорах, космическое поселение. Хидекель проектировал устройство, энергоснабжение, взаимосвязи с климатом своих городов. Чтобы не разрушать природу, размещал их над землей. И даже над водой: чтобы приливы и отливы не затапливали здания, предусматривались конструкции вроде надувных понтонов. Только теперь в Японии построен такой поселок - на меняющейся высоте, над водой. Даже вертикальные сады Хидекель планировал разместить на стенах домов – все это стало революционной супрематической архитектурой, а сейчас - технологией. Кроме того, Хидекель был художником и теоретиком авангарда, основал свою художественную школу. И придумал, кстати значок #, который стал хэштегом и так удобно сейчас ложится в тему открытий и брендов.

hidekel.jpg

Хидекель и города будущего

В советские годы по проектам Хидекеля построено несколько общественных зданий: клубы, Дом радио в Ленингоаде, кинотеатры, производствнные и жилые помещения. Конечно, архитектор пока мало известен беларусам, но его идеи изучаются в мировой профессиональной среде и Союз архитекторов Беларуси назвал свою премию именем Хидекеля. Сына Лазаря Хидекеля – Марка, тоже архитектора, долгое время работавшего в Ленпроекте, а теперь возглавившего собственное арт-бюро в Нью-Йорке, приняли в белорусский Союз архитекторов.

Около 100 эскизов 20-30 годов привезли на выставку Марк и его супруга, доктор искусствоведения Регина Хидекель. Их сын Роман подготовил VR-проект в технологии дополненной реальности, который позволяют увидеть «летающие» города Хидекеля – он и сам говорил, что «нас поймут через 100 лет». Похоже, что процесс начался.

Идеи прорастают через поколения

Если говорить о влиянии УНОВИСа, то преподаватели и студенты кафедры графического дизайна БГАИ как раз на этот вопрос и отвечают. Их выставка в Музее истории беларуского кино «УНОВИС. P. S.» удачно резонирует с ретроспективой Хидекеля. В основном, это плакаты, графика и фотографика, шрифтовые гарнитуры, которые действительно развивают идеи чистой формы, линии, цвета, привнося в них современные смыслы, а часто и юмор, и поэзию нашего времени. Цвет – самый яркий маркер этого дизайна: макеты книг, календарей и другой полиграфической продукции это подтверждают. Опытные мастера и педагоги Юрий Тореев и Анна Мельникова представили работы высокого уровня, а их коллега Руслан Найден – проекты «Арт-книга» и «Арт-упаковка». Но и по студенческим работам видно: влияние УНОВИСа очевидно, философия изучена, хотя она во многом и наше время опережает.

И еще одну выставку молодых я хотела бы включить в этот небольшой обзор. Это «В соответствии с проектом» Артёма Гринцевича и Кати Клёц, которую показал Lo-Fi Social Club. На первый взгляд, она совсем о другом – посвящена ремонту минских зданий, когда на самом деле разрушается архитектурная среда города. Все реконструкции, конечно, идут «в соответствии с проектом» — дежурный ответ чиновников всех уровней. В результате Минск лишается самобытности, авторских архитектурных решений, городской культурной среды. Интересно в этом проекте все: то, что Артём Гринцевич – строитель, и мог снимать непосредственно на участках, где проводились работы; с помощью краудфандинга собраны средства на издание альбома – значит, людям это интересно; экспозиция фотографий дополнена диалогами с жителями, справочной информацией и картой, чтобы все «достопримечательности» можно было найти и увидеть. Конечно, это поселок Тракторного завода и ул. Мясникова, не так часто упоминаемые бульвар Толбухина, дом автозаводцев на Партизанском проспекте, любопытное жилое здание галерейного типа (единственное в Минске) на ул. Бельского. Артём уверен, что проект, на самом деле, о людях: ведь это мы здесь живем, принимаем решения, строим и работаем в сфере реконструкции. Казалось бы, причем здесь УНОВИС? Думаю, ответ простой и одновременно сложный: мы живем в общем поле наследия, приходит новое поколение преемников, которые ценят и хотят развивать его. Как молодое поколение граждан.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
На виртуальной площади Якуба Коласа открылась выставка, посвященная столетию УНОВИС

14 мая полюбившийся многим белорусам городской выставочный проект «Художник и город» открылся в непривычном для себя

Статьи
Как Надя Леже побывала в Минске и хотела за свой счет украсить фасад Дворца спорта

В 1967-м самая известная белоруска в искусстве ХХ века Надя Леже побывала в Минске. Ее сопровождал искусствовед Борис

Статьи
Как выглядит единственный известный сегодня документ, где рядом стоят подписи Шагала и Малевича

Государственный архив Витебской области – это настоящая сокровищница документов и фотографий. Почти все они не имеют

Статьи
Мистицизм Малевича. Как в Витебске и Киеве появился особый интерес к творчеству художника

С одной стороны, Казимир Малевич всем хорошо известен, как и тот факт, что именно он написал «Черный квадрат». Но

Самые популярные Самые обсуждаемые