Ru
En Bl

Где в Витебске можно увидеть самый старый трамвай в Беларуси

Автор: Саша Май
Ссылка: vkurier.by
23.05.2018

Витебск – первый город в Беларуси, где был запущен трамвай.  Это случилось в июне 1898 года.

tramvaj.jpg

К сожалению, сегодня об этом мало кто знает, особенно туристы, приезжающие в Витебск.

— Кроме памятников трамваю, у нас и показать то нечего,  – рассуждает историк Вячеслав Голубев. – Есть  огромный потенциал, но мы его не используем. Ну не интересно людям рассматривать старые фотографии в музее (при желании они могут их найти и в интернете), им хочется что-то потрогать, увидеть, прокатиться, но вся история у нас была порезана по плану на металл.

Вячеслав рассуждает, как было бы здорово, если бы памятник трамваю на территории депо не просто стоял под лучами палящего солнца, проливным дождем и сильным снегопадом, а выполнял бы свою основную функцию – ездил по городу хотя бы на праздники, например, во время «Славянского базара».

Пока же раз в год запускают экскурсионный трамвай, построенный в 1987 году в Риге. А между тем в депо есть более старые вагоны, которые могли бы способствовать привлечению туристов в город.

tramvaj1.jpg

Самый старый сохранившийся до нашего времени трамвайный вагон в Витебске, который можно считать и старейшим в Беларуси, виден через забор трамвайного депо.

tramvaj2.jpg

Во время оккупации Витебска во время Великой Отечественной войны почти весь трамвайный фонд города был или уничтожен, или значительно поврежден. После освобождения довоенные трамваи ремонтировали и реставрировали, и в 1947 году они вновь вышли на линию, в том числе и этот голубой вагон.

tramvaj3.jpg

Для Беларуси это действительно уникальный вагон. Выпуск этих трамваев начался в 1925-1928 годах, а в Витебск они стали поступать в 1931. В одном из номеров «Витебского рабочего» вышла статья о том, что в городе проложена новая широкая трамвайная линия на Марковщину, и по ней пойдут новые вагоны. Этот трамвай – один из них.

Действительно, первые несколько десятилетий трамваи в Витебске ходили по узкой колее, ширина которой составляла 1000 мм, а уже с 30-х годов начался переход на широкую колею (1520 мм), которая используется и сегодня.

Отремонтированные после войны вагоны ходили по витебским улицам до конца 60-начала 70-х годов, затем были списаны. В процессе эксплуатации вагоны модернизировались: например, голубой вагон когда-то имел две кабины управления, но затем вместо одной из них была оборудована пассажирская площадка.

tramvaj4.jpg

— Дело в том, что раньше в Витебске первые трамвайные маршруты заканчивались тупиками, и только в 1930-е появились разворотные кольца. Тогда и стала отпадать необходимость во второй кабине. Однако избавлялись от нее (и, соответственно, от дверей с другой стороны) уже в процессе модернизации. Кроме этого, изначально двери в этом вагоне вручную открывали либо пассажиры, либо кондуктор, зачастую их не закрывали вовсе. А в представленной модели двери уже имеют привод. И, конечно, этому вагону повезло. Когда в Витебске в 70-80-х годах резали старые трамваи на металл и заменяли новыми моделями, потому как нужно было выполнять план, он уцелел благодаря тому, что его приспособили под вагон-буксир, который должен был таскать другие трамваи по территории депо и не только, — говорит Вячеслав Голубев.

Уникальность этого вагона еще и в том, что его можно увидеть в фильме о «Витебске» 1987 года, а еще именно он открывал движение по отремонтированной к столетию трамвая линии по Черняховскому проспекту в 1998 году.

tramvaj5.jpg

— Уверен, что этот вагон и сегодня на ходу, разве что, по имеющейся у меня информации, сточились колеса, но их возможно или заменить, или отремонтировать. Конечно, на это нужны время и средства, зато какая туристическая фишка появилась бы у города, если бы такой трамвай поехал бы по улице, — считает Вячеслав Голубев.

Что касается вагона, который установлен у входа в депо, то он является копией первого трамвая, пущенного в Витебске в 1898 году, и был открыт в 2013 году к 115-летию витебского трамвая.

Не многие знают, что построен трамвай на базе снегоочистителя 50-х годов. В свое время он чистил улицы от снега, затем долго стоял в депо, а в 2010-2012 году решили проверить, на ходу он или его пора списать. Снегоочиститель запустили, а он загорелся: за время простоя некоторое оборудование вышло из строя, потому и случился пожар. В результате пострадала деревянная обшивка, но, главное, – осталась ходовая часть.

По словам Вячеслава, ходовую для создания памятника пришлось заузить, потому как первый витебский трамвай ходил по более узкой колее. Колеса на памятнике также не оригинальные, а сам деревянный корпус делали по аналогии.

Вторым вагоном стала основа одного из списанных витебских вагонов 80-х годов, которую для создания памятника «состарили». Корпус здесь также новодел, но похож на оригинальный. Кстати, открытый вагон использовался только в летнее время, а зимой всем желающим приходилась вмещаться в один вагон, ехать на ступеньках, потому нередки были случаи травматизма.

tramvaj6.jpg

— Я считаю, гораздо интереснее наблюдать памятник в действии. Можно, например, на одной из улиц восстановить участок узкоколейного полотна и катать пассажиров, как это делается в Европе. И очень надеюсь, что это когда-нибудь случится, – подытожил Вячеслав.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
120 лет трамваю в Беларуси. Как он выглядел и ходил раньше

18 июня исполняется 120 лет, как на территории современной Беларуси открыли трамвайное движение. Первым городом, где

Статьи
Шагал, Малевич и УНОВИС: в Витебске открыли самый современный музей

Первых посетителей принял уникальный музей истории Витебского народного художественного училища. Здесь работали и жили

Статьи
Восемь фактов о Витебской ратуше — главном символе города по версии его жителей

В Витебске туристам обычно показывают музей-усадьбу Репина и виды с Успенской горы, угощают вафлями «Витьба» и удивляют

Статьи
10 причин побывать в Витебске

420 лет назад Витебск получил Магдебургское право. Эту значимую дату местные жители отмечают в Ратуше, куда все

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые