Ru
En Bl

Путешествие из Москвы в Варшаву: каким был придорожный сервис в Беларуси в XIX веке

Автор: Ольга Янушевская
13.06.2018

Рядом с деревней Симоновичи Глусского района, почти у самой трассы, стоит здание середины XIX века — почтовая станция. Его построили еще при российском императоре Николае I, примерно с 1847 по 1850 годы.

Находится здание бывшей почтовой станции на старой Московско-Варшавской трассе, одной из старейших в Беларуси. Теперь эта дорога на всех картах и в навигаторах обозначена Р-43.

В XIX столетии Московско-Варшавское шоссе имело большое стратегическое значение. Об этом свидетельствует то, что ему уделяли особое внимание российские императоры Николай I и его преемник Александр II.

В декабре 1846 года был подписан указ императора Николая I о «именовании сооружаемого от Москвы до Брест-Литовска шоссе Московско-Варшавским». Сейчас эту дорогу называют по-разному: Варшавское шоссе, Брест-Литовское, Москва-Брест, Москва-Бобруйск. Но чаще всего кратко — Старая Варшавка. Движение, или, как раньше говорили, гоньба, по Варшавскому шоссе было открыто 2 января 1850 года.

Для своего времени дорога была хорошо спланирована: с обочинами, кюветами, мостами и придорожными насаждениями. В сентябре 1849 года вышел указ об устройстве на Московско-Варшавском шоссе заставных домов шоссейного сбора, «единообразных по внешнему виду и удобных для путников почтовых станций». Конечно же, любая благоустроенная дорога в те времена была неполной без почтовых станций. Ведь надо было где-то менять и кормить лошадей, отдыхать ямщикам и путешественникам. Еще одной функцией почтовых станций был контроль. Почтовый смотритель проверял документы (подорожные и другие): власти Российской империи хотели знать, кто, куда и зачем (по личным делам или по казенным) ехал. А еще от цели поездки зависела и оплата дороги для проезжающего.

В те времена регулярно публиковались так называемые «Почтовые дорожники», в которых целый раздел был посвящен белорусским губерниям. В таком аналоге современного туристического путеводителя можно было найти информацию по всем местным почтовым станциям — о расстоянии между ними, количестве лошадей на той или иной станции, а также цене за проезд.

Инженеры XIX века, проектировавшие дорогу, стремились привязать почтовые станции к возможно большему числу населенных пунктов. Их построили на расстоянии 20-30 км друг от друга на всем протяжении шоссе из Москвы в Варшаву. На каждой станции были смотритель, староста, ямщики и лошади.

Почтовая станция была не просто единичным строением, а целым комплексом, включавшим в себя центральное здание, флигель (где жили ямщики), хозяйственные постройки (кузница, конюшни, сараи для телег и карет, для хранения фуража, сена), корчму, а на территории Симоновичской станции еще стояли пожарная каланча и колодец.

Приезжие знали, что на станции можно подкрепиться, переночевать, а лошади отдохнут и будут накормлены. В кузнице могли отремонтировать или заменить сломанное колесо, подковать лошадь, смазать дегтем оси, починить упряжь.

В центральном здании почтовой станции размещалась комната станционного смотрителя (который мог там жить), помещение для записи проезжающих, а также комнаты, где они отдыхали или ночевали. Было и общее помещение, где путешествующим предлагали чай с бубликами.

В Беларуси до наших дней сохранилось 37 зданий почтовых станций, две из них в Стародорожском районе и одна — на Глусчине. Сохранились они в почти неизменном виде только благодаря тому, что после Октябрьской революции помещения использовались в качестве жилых домов или магазинов.

В книге «Памяць. Глускі раён» сообщается, что в 1897 году рядом с деревней Симоновичи расположен был одноименный поселок, в котором имелась шоссейная сторожка, где был один двор и 12 жителей. Также здесь была почтовая станция — два двора и 23 жителя, а в 1917 году здесь уже семь дворов и 33 жителя.

После Октябрьской революции в здании Симоновичской почтовой станции в разное время размещались почта, правление организованного в 1930-е годы колхоза, а потом здесь жили две семьи. До наших дней хорошо сохранилось центральное помещение станции. Теперешний его владелец планирует здесь обустроить придорожное кафе, но, к сожалению, ремонтные работы пока приостановлены.

На территории бывшего станционного двора есть еще часть кирпичной ограды и два здания, вернее то, что от них осталось. Одно помещение, возможно, было флигелем для ямщиков, а второе, скорее всего, хозяйственная постройка.

simonovichi1_1330.jpg

А на фасаде почтовой станции хорошо виден нивелирный репер за номером 1597.

simonovichi-2_1330.jpg

В геодезии это знак, который закрепляет определенную точку земной поверхности с известной абсолютной высотой, например, уровнем моря. Представляет он собой чугунный диск весом от одного до двух килограммов, который геодезисты закладывали, как, например, в случае Симоновичской станции, в стену строения, которое, предполагалось, будет стоять долгие годы. Судя по обозначенной на знаке дате, установили его в 1926 году. Такая метка нужна для работы геодезистов, строителей. И хотя сейчас в основном пользуются данными спутника, такие реперы не убирают, и даже больше того — они охраняются государством.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Как Наполеон сражался за Глуск и проиграл

Эти события подробно описаны в исторической хронике Владимира Лякина «Мозырь в 1812

Статьи
Пустые дороги, кровожадные жители и ослики: фотограф из Москвы делится впечатлениями о Беларуси

Михаил Марков, фотограф из Москвы в мае этого года больше недели путешествовал по Беларуси на машине, в общей сложности

Статьи
Как белые пятна на карте Беларуси становятся местом притяжения

Есть в Беларуси регионы, которые и для опытных путешественников остаются неизвестными. Чтобы исправить эту ситуацию, мы

Наследие
Дворянские захоронения на старом кладбище Глуска

Глуск – маленький городок на юге Беларуси, бывшее местечко, в истории которого еще много нераскрытых тайн и

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые