Ru
En Bl

Завод «Оливария»: миллионы литров удовольствия

Автор: Екатерина Мухина
27.01.2017

28 января (по другим данным 29) 1864 года в Минске открылся пивоваренный завод, известный сегодня не только в Беларуси, но и за рубежом, завод, ни разу за полтора века не прервавший работу, завод, производящий от 20 до 90 миллионов литров пива в год — «Оливария».

Инициатором открытия стала минская мещанка Рохля Фрумкина, которая обратилась к императору Александру Николаевичу с прошением построить деревянный дом «с устройством в оном пивоваренного завода». Предприимчивой минчанке было милостиво выдано разрешение Минским губернским правлением, а текст ее прошения сохранился в музее завода до наших дней. Здание, построенное на пересечении Александровской и Загородной улиц, стало первым на территории завода. Почти двадцать лет (до 1882 года) в нем варили и продавали пиво, а после смерти владелицы между ее наследниками началась судебная тяжба за право владения этим прибыльным бизнесом.

alivaria foto raznyh let.jpg

Ни к чему хорошему (для наследников) суд не привел, и уже в 1885 году завод сменил владельцев. На восемь лет ими стали минские купцы 2-й гильдии Арон и Невах Боруховы – Фрумкиновы. При них завод насчитывал порядка 30 рабочих и выпускал 80 000 ведер пива в год. Хотя принято считать, что пивоварение было ручным процессом, на заводе уже появился двигатель мощностью в две лошадиные силы. Именно в эти годы минское пиво получило первую награду — золотую медаль «От Виленского скакового общества». И хотя назвать ее крупной нельзя, повод для гордости у купцов появился. Однако вместе с популярностью пришло и расточительство, владельцы погрязли в долгах и были вынуждены продать завод на публичных торгах, где его приобрел граф Карл Эмирикович Чапский.

На тот момент Чапский являлся городским головой Минска и смог с легкостью выплатить 32 000 рублей серебром, что было огромной суммой. Вскоре после сделки завод получил новое имя и стал Паровым пивоваренным заводом «Богемия». С первых же дней производство начали модернизировать: вместо деревянного здания построили каменное, дом графа соединили с управлением завода телефонной линией, на территории построили гостиницу, а в цеху установили паровой котел. Результаты не заставили себя ждать — количество производимого товара возросло в разы, а качество не понизилось. Именно за отменное качество продукция была удостоена медали и грамоты на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Увы, несмотря на солидную занимаемую должность и материальное благополучие, графу также пришлось расстаться с заводом. В 1899 году, не сумев оформить акционерное общество, Чапский продал завод Францу Лекерту.

evolucia butylki2.jpgАвстрийские купцы, которыми являлись братья Лекерт, занимались пивоварением давно и масштабно. На момент сделки у них уже были в собственности аналогичные предприятия в Могилеве и Гомеле, а также четыре железнодорожных вагона-ледника, служивших для быстрой транспортировки пива в Брест, Вильно, Белосток, Гродно и Бобруйск. В музее завода и сейчас хранятся бутылки того времени, обнаруженные в подвалах цеха. На них, прямо на стекле, делался оттиск с информацией о названии продукта, владельце и адресе предприятия.

Вскоре этикетки были усовершенствованы: к стеклянному штампу добавилась привычная нам бумажная версия. На ней, впервые в истории завода, появился герб, изображающий орла, несущего бочку. Этот символ не использовался в советские годы и вернулся в обиход лишь в 90-х годах прошлого века.

«Минский паровой пивоваренный завод № 3 Франца Лекерта» был устроен с поистине немецкой педантичностью, причем после смерти самого купца и вступления в дело его вдовы и сыновей порядок не изменился. Каждый рабочий при устройстве на завод получал расчетную книжку с условиями труда. В правилах оговаривалась не только зарплата за день, месяц, год и т.д., но и условия пользования заводской гостиницей, баней, число выходных, распорядок дня и объемы продовольствия, предоставляемые предприятием.

Казалось бы, проживание, питание и своевременная оплата — что еще можно пожелать? Однако условия труда на заводе были далеки от идеала. Шестидневная рабочая неделя с 11-часовым рабочим днем и всего 19 выходных за год изматывали наемных пивоваров. Трудиться они начинали в 6 утра, а заканчивали лишь в 19:00, правда на завтрак и обед делали часовые перерывы. А вот отпусков не было, как и больничных — отдохнуть можно было лишь в дни церковных праздников. Наравне с нормами оплат в 1904 году ввели и нормы штрафов за неопрятность, курение, опоздание и прочие нарушения. 33 человека, трудившиеся на заводе на начало XX века, производили пива на 120 тысяч рублей. Кстати, в 1905 году, как и на множестве других предприятий, здесь произошла забастовка. Основным требованием было повышение зарплаты и уменьшение рабочего дня на два часа. На уступки вдова Лекерт пошла только по второму пункту, да и то на один час, а в 1908 году все вновь вернулось к прежним цифрам.

pivzavod belarus1.jpgВ начале XX века завод активно наращивал обороты и расширялся. Был построен ледник для хранения льда из Свислочи в теплое время года (с его помощью напитки охлаждались и хранились до транспортировки), принято решение о производстве лимонада и прохладительных напитков, открыт популярный трактир. Всего этого семье Лекерт пришлось лишиться в одночасье — в 1917 году завод национализировали. Он получил название «Пивзавод Беларусь» и начал снабжать напитками молодое государство.

В годы Великой Отечественной, когда почти все здания Минска оказались в руинах, пивоваренный завод не только уцелел, но и не прекратил своей работы. Почему? Ответ прост: немцы, и рядовые, и офицеры, ценили пенный напиток и были рады получить возможность регулярно пить свежее пиво. Надпись «BRAUEREI MINSK», обнаруженная под слоем побелки на здании завода со стороны улицы Киселева, подтверждает этот факт. Впрочем, минское пиво не всегда шло захватчикам на пользу, ведь среди рабочих и членов их семей были участники подпольной группы патриотов.

В послевоенный период завод выпускал не только общесоюзное «Жигулевское», но и уникальные сорта пива «Граф Чапский», «Троицкое», «Бархатное» и другие. Некоторое время разливалась здесь и минеральная вода, но особой популярности она не имела.

К 80-90-м годам завод пришел в бедственном положении — оборудование износилось, здания обветшали, дизайн устарел, а качество напитка ухудшилось. Кроме того, появились крупные конкурирующие предприятия в Бобруйске, Речице и в том же Минске (в Дражне). Минпищепромом БССР было принято решение о закрытии завода, вошедшего в объединение «Криница» и ставшего нерентабельным. На том история старейшего белорусского пивзавода могла и закончиться, но его коллектив принял иное решение.

656ea7024370be2b54c58160e362.jpg

323454473cc6267665d9cfa.jpg

В 1994 году предприятие стало открытым акционерным обществом, вернуло дореволюционный торговый знак (орла с бочкой в когтях) и стало именоваться «Пивзавод «Оливария». В первый же год были выпущены новые сорта пива, разработана новая этикетка, а бренд «Алiварыя» стал активно продвигаться на белорусский и зарубежный рынок. Уже в 1996 году началась очередная модернизация производства, в результате которой продукция стала соответствовать всем требованиям Европейской пивоваренной Конвенции (ЕВС). Новое оборудование позволяет производить до ста миллионов литров пива в год.

Акциями обновленного завода заинтересовалось сразу несколько холдингов и, в результате ряда сделок, контрольный пакет акций (67,8 %) оказался у Carlsberg Group. Сейчас у завода более двух десятков медалей с международных конкурсов, самые ценные из которых получены в Бельгии, Австралии, Соединенных Штатах.

nagrady2.jpg

В XXI веке «Оливария» не просто производит пиво, но и проводит социальные и экологические мероприятия, принимает экскурсии, основала «Академию пива», устраивает интеллектуальные игры и участвует в конкурсах по всему миру.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Топ 10. Промышленный туризм в Беларуси: пиво, трактора и мороженое

Экскурсии на производство в Беларуси пока не самое раскрученное направление: от силы два десятка предприятий в стране

Статьи
2,5 литра «пенного» в день!.. Вспоминаем белорусские пивные традиции

11 августа в Лошицком парке пройдет праздник хмеля, солода и еды А-Fest, а там не за горами и другое эпохальное событие

Статьи
У Лідзе ўсталявалі памятны знак у гонар першага ў горадзе піваварнага завода

Ініцыятыва стварэння помніка заводу, які функцыянаваў у горадзе больш за паўтара стагоддзі, належыць найстарэйшай з

Статьи
Что-то стало холодать, или ТОП-7 любимых белорусами с древности горячительных «напояў»

Когда холодно, да и заняться особенно нечем, тянет согреться не только снаружи, но и изнутри. Что в таком случае делали

Самые популярные Самые обсуждаемые