До Захарьевской не изволите? Самые интересные экспонаты минской «Каретной»

Автор: Юлия Барило

В историческом центре Минска становится все интереснее: пока на Зыбицкой одно за другим открывают модные заведения, на Кирилла и Мефодия современно и увлекательно рассказывают об истории Минска.

Недавно здесь заработала экспозиция «Минская конка», а несколько лет назад появилась экспозиция «Каретная», о которой до сих пор почему-то мало знают минчане.

Экспозиция «Каретная» (как и новый Музей конки, Городская ратуша и многие другие объекты) входит в состав Музея истории города Минска. «Каретная» открылась в столице в мае 2014 года. Там насчитывается около 100 оригинальных экспонатов и можно узнать еще больше занимательных историй, связанных с транспортом горожан Минска прошлого века. Послушать их будет интересно не только туристам, но и самим минчанам.

Возовня монастырского комплекса

«Каретная» работает на территории бывшего бернардинского комплекса, который занимал часть современного Верхнего города. Именно в этом месте, где сегодня открыт музей, находилась возовня монастыря, другими словами – гараж. То самое место, где монахи хранили свои телеги для перевозки груза, тарантасы, на которых объезжали окрестности и собирали милостыню в пользу монастыря.

Музей располагается в новом здании, возведенном во время реконструкции территории бывшего бернардинского монастыря (2007–2012 гг.) В основе архитектурного проекта – чертежи каретного сарая конца ХІХ в. Обратите внимание на большие двустворчатые двери, которые были нужны, чтобы лошадь и повозка легко попали внутрь. Каретная была пристанищем для любого вида гужевого транспорта. И сейчас в небольшом музее представлены именно такие средства передвижения.

IMG_3424.jpg

Коляска и телеги

Первое, что бросается в глаза в «Каретной», – это экспонаты, которые когда-то были средством передвижения для белорусов с разными доходами. Например, коляска западноевропейского производства конца XIX века. На такой могли ездить только состоятельные горожане.

повозка (1).jpg

Есть здесь также произведенные в Беларуси повозки, достаточно узкие, чтобы можно было проехать по когда-то нешироким минским улицам. Отдельное внимание – саням, которые зимой заменяли колесный транспорт. И что интересно, на санях ездили не только зимой. Радзивиллы, например, любили развлекаться, съезжая летом на санях с соляных горок. Да и сани отлично могли передвигаться летом по траве и мху, особенно если натереть полозья воском. Вряд ли к такому способу прибегали часто, все же воск и соль обходились не дешево. Но тем не менее сохранились миниатюры «Радзивилловской летописи», запечатлевшие сани на дорогах летом.

сани.jpg

Пословицы и поговорки

Гужевой транспорт для горожан остался в прошлом, а пословицы и крылатые фразы, связанные с ним, совсем не потеряли актуальности. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Что такое гуж? Кожаная петля, которой нужно было скрепить основные детали упряжи: хомут, дугу, оглоблю. Эти крепкие ремни и дали название всему виду транспорта.

О людях, которые обременили себя разными хлопотами часто говорят, что они «надели себе хомут на шею». Хомут же в прямом смысле – это покрытый войлочным или соломенным валиком деревянный остов (клещи), который надевали на шею лошади. Не менее популярно сейчас и выражение «охомутать» или «захомутать» в отношении мужчин, покоренных девушками. А модные нынче шарфы-снуды также иногда называют хомутами.

homut.jpg

Хомут стягивался под шеей лошади ремнем под названием «супонь», отсюда и «рассупониться», что также означает «расстегнуть на себе одежду, раздеться». 

Чтобы лошадь не пугало движение на улице, к уздечке со стороны глаз крепили специальные пластинки, шоры, которые ограничивали обзор по сторонам. Так появилось выражение «зашоренность взглядов» как неспособность видеть всю ситуацию в целом, и совет «снять шоры с глаз».

Длинную деревянную жердь, которая крепилась к повозке и разделяла двух лошадей, называли дышлом. Вот и популярная фраза о разном толковании законов: «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло».

Каретная мастерская

В уголке музея воссоздана небольшая каретная мастерская с манекеном мастера и самыми необходимыми и часто используемыми инструментами для работы. Здесь можно увидеть снимок 1912 года, сделанный во время экспедиции на Полесье учителем Минской гимназии, на котором изображен специалист колесного дела, которого раньше называли «стельмах», возможно, вы встречали среди белорусов такую фамилию.

         стельмах.jpg

А в окне мастерской, то есть на экране, виднеется Минск прошлого века. По старой фотографии перекрестка улиц Захарьевской и Петропавловской (сегодня пр. Независимости и ул. Энгельса) был отмоделирован в формате 3D небольшой видеоролик «Гужевой транспорт старого Минска».

Кстати, в Минске с 1863 года на современной улице Интернациональной работала известная каретная фабрика Лейбмана, в которой можно было купить или отремонтировать экипаж. Так что в каком-то смысле она послужила прототипом для музейной мастерской.

майстэрня (1).jpg

Старинное колесо

Это деревянное колесо от телеги XVIII-XIX столетия было найдено в районе Немиги во время раскопок археолога Сергея Тарасова. Усилиями реставраторов Музея истории города Минска Марьяны Житкевич и Дмитрия Сманцера колесо стало доступно для эскпонирования.  Его уникальность в том, что колесо нашли целиком. Части колес во время раскопок попадаются постоянно, но найти целое колесо со спицами среди археологов считается большой удачей.

колесо.jpg 

Инфокиоск

В музее установлен инфокиоск, где собрано много полезной информации, в том числе документы, памятные книжки Минской губернии, фотографии губернского Минска. Здесь есть информация с расценками за проезд по городу, например, проехать из конца города до центра на коляске когда-то стоило 10 копеек. Осенью и весной, когда дороги были труднопроходимыми, цены росли. Есть также словарь со всевозможными терминами, связанными с гужевым транспортом, фото Минска прошлого столетия, которые особенно интересно посмотреть тем, кто хорошо знает город и может легко угадать места. Также в инфокиоске есть раздел «Колесо истории», где собрана информация о развитии гужевого транспорта с момента появления колеса. А напоследок здесь можно сыграть в веселую игру «Собери экипаж», вспомнив все, что вам рассказывали на экскурсии.

тач скрин (8).jpg 

Музей карет располагается по адресу улица Кирилла и Мефодия, 8. Контактный номер телефона – 8 (017) 321-24-30. Стоимость билета - 3 рубля, школьники – 1 рубль, студенты – 2 рубля. Время работы: среда – воскресенье, 11.00 – 19.00.



Смотрите также

Статьи
ТОП-5 бесплатных развлечений на выходных в Минске

Краткий гид по самому интересному на улицах белорусской

Статьи
Где в Минске будут отмечать День города

Отправляйтесь на праздник города 8 и 9

Статьи
Minsk design week: самые важные места и при чем здесь Бона Сфорца

Открытые композиции и выставки в Верхнем городе — до 10 мая в

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые