Главной достопримечательностью местечка Друя является костел Святой Троицы.
Католический приход в Друе был основан в 1633 году, после того как подканцлер литовский Казимир Лев Сапега основал здесь монастырь бернардинцев.
Место для строительства было выбрано очень удачно – на высоком берегу реки Двины.
Неподалеку в те времена находился Друйский замок и оживленный тракт.
Костел принадлежал ордену бернардинцев и был возведен в 1643–1646 годах в стиле раннего барокко на средства Казимира Льва Сапеги (1609–1656), подканцлера Великого княжества Литовского, основателя кафедры права Виленской академии.
Во второй половине XVIII века храм был перестроен, тогда же была сооружена колокольня в позднебарочном стиле. В этот же период была построена ограда с воротами (брамой) и перестроено здание бернардинского монастыря.
Специально для Троицкого костела из Кракова было привезено два колокола: «Зигмунт» и «Казимир», которые по традиции доставили в город на санях.
В основном пользовались лишь «Зигмунтом». «Казимир» же звучал лишь в особых случаях – когда начиналась война, становилось известно о смерти короля или Папы. Примечательно то, что оба колокола пережили как Первую мировую войну, так и Вторую, однако были уничтожены в мирное время по приказу советской власти.
Именно здесь в XVI веке было создано рукописное Друйское евангелие, которое во время войны в 1654 году было выкрадено из монастыря и увезено в Россию. Сейчас оно хранится в сборах Национальной библиотеки Санкт-Петербурга.
В 1852 году российские власти закрыли бернардинский монастырь, но храм Святой Троицы остался у верующих, исполняя функции приходского.
В 1944 году храм серьезно пострадал от прямого попадания авиабомбы. После войны он был закрыт и формально числился за местным мелиоративным предприятием, а в реальности был заброшен и постепенно разрушался. Ценные предметы интерьера либо были разворованы, либо погибли в пожаре. Были уничтожены орган в стиле рококо, иконы XVII и XVIII веков, деревянная резьба, старинные колокола и пр. Сохранился позднебарочный главный алтарь XVIII века, несколько боковых капелл и часть оригинального лепного орнамента на сводах.
В 1989 году здание храма в полуразрушенном состоянии вернули католической церкви. Начался длительный период реставрации, в ходе которой было в основном восстановлено внутреннее убранство.
После длительного периода реставрации костел был восстановлен. С восточной стороны к храму примыкает двухэтажное жилое здание монастыря, которое образует внутренний закрытый дворик.
Возле главного входа находится уникальный для Беларуси памятник всем священникам, которые стали жертвами тоталитарных режимов XX столетия: коммунистического и фашистского.
В архитектурном смысле костел – это однобашенная трехнефная базилика. Высокая пятиярусная башня завершена фигурным куполом. Костел имеет высокий центральный неф и более низкие боковые, которые на главном фасаде прикрываются небольшими пристройками, завершенными пластическими волютами. Внешний декор здания довольно сдержанный, что характерно для памятников раннего барокко. Интерьер храма, выполненный в конце XVIII века в стилях позднего барокко и рококо, наоборот, отличается пышностью и богатством. Главный трехъярусный алтарь украшен колоннами, пилястрами, извитыми карнизными поясами, скульптурой. Особенно богата лепнина стен, колонн и сводов. Храм внутри оставляет впечатление легкости, возвышенности.
Костел относится к Миорскому деканату Витебского диоцеза.
Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....