В минувшую субботу передо мной стоял обычный вопрос: куда поехать? В Минске в рамках закрытия мотосезона возле Дворца спорта должна была экспонироваться моя фотовыставка «Планета Беларусь». В Воложинском районе международный фонд поддержки дикой природы «Красный бор» был одним из организаторов очистки реки Ислочи. В Гродно проходило важное для издательства «Рифтур» туристическое мероприятие, а в национальном парке «Припятский» в субботу должен был состояться этнофестиваль «Зов Полесья»…
Но на самом деле проблемы выбора на этот раз не было – Лясковичи и еще раз Лясковичи! И не только потому, что сам являюсь полешуком, фестиваль проходит на моей малой родине и ответственность за него несет уважаемый мною генеральный директор национального парка «Припятский» Степан Бамбиза.
«Зов Полесья» – то мероприятие, которое обязан посетить хотя бы раз в жизни каждый белорус и даже иностранный гость Беларуси, потому что именно в этом фестивале живет дух настоящего Полесья, в нем есть то, ради чего полешуки готовы отказываться от более интересных предложений. Фестиваль идеально вписался в обновленный Лясковичский пейзаж. Не так давно прорытый канал к самому центру деревни, заасфальтированная дорога по высокому берегу этого канала, уходящая почти к Припяти, позволили создать идеальные условия для строительства подворий разных районов Полесья. В каждом из них может звучать музыка, проходить различные представления, но они не будут мешать друг другу. Центральная сцена позволяет проводить основные конкурсные мероприятия, присутствие воды в канале и пойме реки, без которой Припятское Полесье просто немыслимо, придает особый колорит мероприятию. Но самое главное – настоящая аутентика! Именно ради нее и будут готовы приезжать сюда иностранные туристы, если, конечно, мы сможем этот продукт грамотно преподнести.
После этих хвалебных слов, показывающих мое реальное отношение к фестивалю, есть смысл поговорить о проблемах, которые могут свести на нет все усилия организаторов этого красочного мероприятия.
Во-первых, статус праздника и его экономический фундамент. Не секрет, что инициатором фестиваля выступил директор национального парка «Припятский» Степан Николаевич Бамбиза, он же добился поддержки этой инициативы на самом высоком государственном уровне, что позволило привлечь солидных спонсоров. Разумеется, в этом есть свои плюсы и минусы. Плюс, что по одной команде может начать крутиться госмашина, все районы должны будут построить свои подворья. Минус – никогда нет уверенности, что эта команда будет отдана вовремя и гарантировано финансирование проекта. Это приводит к тому, что в последние годы организаторы до последнего момента не знают, состоится ли их мероприятие или будет отменено из-за отсутствия средств. К чему это ведет? К тому, что фестиваль не может быть привлекательным для тех же туристических фирм, которые занимаются въездным туризмом и готовы привезти сюда своих клиентов. Они этого сделать не могут, так как такие туры рекламируются и продаются заранее.
Не могут на фестиваль попасть и многие корпоративные клиенты из Беларуси, которые тоже уже научились планировать свое время. А раз нет иностранных и национальных туристов, бронирующих проживание и заказывающих экскурсии, фестиваль превращается в мероприятие для «своих». Это, конечно, классно – возможность пообщаться друг с другом в обстановке праздника, но потенциал у «Зова Полесья» гораздо больший.
Во-вторых, когда есть финансирование извне, всегда появляется масса желающих освоить выделенные средства. И не факт, что ближе всех к столу окажутся те, кто по-настоящему владеет темой, имеет достаточный уровень профессионализма. Например, на этот раз меня просто в ступор привело оформление центральной сцены фестиваля. Как можно настолько не знать и не любить Полесье, чтобы не найти ни одной достойной картинки Припяти, а разместить в самом сердце нацпарка «Припятский» виды с горы Маяк в Браславском районе Витебской области? Как можно составлять программу выступлений, когда на настоящие полесские аутентичные коллективы выделялись одна-две минуты, а прыгающие в современных нарядах дети из Мозыря показали чуть ли не все свое представление? Как можно так относиться ко всем участникам фестиваля, громогласно крича в микрофон: «Так, министр стоит здесь. А где ганаровыя полешуки? Что вы стали, идите на сцену! Куда вы идете, не туда!». Понятно, что репетиции всегда нужны. Но не нужно так рьяно показывать, что все это делается только для начальников, которые позже подойдут, к открытию. Ведь праздник-то задумывался для всего Полесья…
В-третьих, суть фестиваля. Если он придуман для сохранения этнографических традиций Припятского Полесья, то давайте это делать! Тогда на главной сцене в лучшее время – при всем моем уважении к красивым полесским девушкам – должны быть не они, а народные коллективы, которые показывают тот или иной старинный обряд. И конкурс должен быть не между девушками, а между районами, которые выдвинут свои творческие коллективы. Вот тогда все станет на свои места. Иностранным туристам это будет любопытно, и они сюда поедут. Людям, которые сохраняют традиции своих предков, это тоже станет интересно. Они будут готовиться к мероприятию целый год и приложат максимум усилий, чтобы победить. Примеров таких масса – чего стоят фестиваль самбы в Бразилии, костюмированный фестиваль в Венеции, Октоберфест в Германии и так далее, и так далее. Мы ведь имеем возможность продвинуть часть своей родины, почему этого не сделать? А для красивых девушек и рекламы шуб со свадебными платьями есть масса других достойных площадок.
В-четвертых, если мы ставим во главу угла сохранение полесских традиций, то и поддерживать надо тех, кто это делает. Победил какой-то коллектив на фестивале – ему выделяются деньги на костюмы и приобретение необходимого инвентаря, финансируются поездки на подобные фестивали в других странах, разрабатывается туристский маршрут – и в эту местность привлекаются иностранные туристы, издается рекламная брошюра или фотоальбом. Вот тогда это будет настоящим стимулом для сохранения традиций предков и прекрасной рекламой нашего Полесья. Тогда, возможно, появятся похожие фестивали в Витебском Поозерье, в Понемонье или Поднепровье…
Несколько слов хочется сказать и о тех, кто мог бы поспособствовать популяризации и развитию не только фестиваля «Зов Полесья», но и всех других событийных мероприятий на территории Беларуси. Министерством спорта и туризма в минувшую субботу был организован информационный тур в нацпарк «Припятский», состоялся круглый стол на тему «Интеграция культурно-этнографического наследия Полесья в туристический продукт Республики Беларусь». Но программа пребывания представителей турфирм и преподавателей из специализированных вузов была построена так, что участники тура практически не имели возможности посмотреть сам фестиваль и принять участие в нем. Прогулка в сентябре на теплоходе по Припяти – в тот самый момент, когда вода в реке катастрофически упала, а сам «Зов Полесья» проходит раз в два года, и это уникальный шанс его увидеть – по-моему, является антирекламой и фестивалю, и Припяти. И не только потому, что Припять, как и вкусную еду, надо подавать вовремя, а фестиваль надо было прочувствовать. Потому что последующие выступления на круглом столе показали: некоторые ораторы так и не поняли, где они оказались. Иначе они не критиковали бы туристические объекты Беларуси, в которых сами ни разу не бывали, не рассказывали бы полешукам об особенностях туристов из Турции. Да, разговор об интеграции культурно-этнографического наследия Полесья в национальный туристический продукт Республики Беларусь необходим, но участвовать в нем должны заинтересованные профессионалы – те, кто обладает знаниями, как надо делать, и те, у кого есть полномочия все предложенное реализовать.
Но организаторам «Зова Полесья» больше нужны не разговоры, а конкретная помощь. На эту тему долго говорить не буду, начну с нашей компании: именно для продвижения любых интересных мероприятий в Беларуси мы создали на сайте www.planetabelarus.by специальный раздел «События», куда могут быть внесены любые праздники, массовые акции, фестивали. На этой же странице может быть размещена информация обо всех объектах размещения и питания в регионе, ближайших достопримечательностях, интересных людях, а также туристских маршрутах, которые проходят через этот населенный пункт. Таким образом, мы предоставляем возможность всем заинтересованным сторонам разместить информацию о себе, чтобы потенциальные клиенты могли с ней ознакомиться. Кроме того, мы готовы издать красочную литературу о фестивале, сделать наружную рекламу и привлечь профессионалов турбизнеса из Беларуси и других стран.
Кто еще готов помочь организаторам фестиваля «Зов Полесья»?
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....