В 1307 г. Полоцкая земля окончательно входит в состав Великого княжества Литовского, но при этом остается территориально и политически обособленной единицей со своими местными правами и привилегиями.
Наместник Великого князя в Полоцке назначался только с согласия горожан, которые были защищены от его самовольства, имели право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, были освобождены от уплаты торговых пошлин на всей территории ВКЛ и подсудны только полоцкому суду.
Особую роль в политическом устройстве и системе власти играли полоцкие бояре и мещане, которые на вечевых сходах («соймах») решали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Суд наместника также не мог проходить без участия полоцкой городской элиты, значение которой подтверждалось великокняжескими грамотами.
Так, в грамоте 1486 г. говорится: «…абы бояре и дворяне городские и все поспольство в згоде межи собою были, а дела наши господарские вси згодою посполу справляли по давному, а сымались бы вси посполу на том месте, где перед тем соймовались здавна. А без бояр мещаном и дворяном городским и черни соймов не надобе чинить».
Эксклюзивным правом полочан была возможность самостоятельно заключать международные договоры.
К примеру, в 1478 г. был заключен договор между Полоцком и Ригой о дружбе и торговле, который регулировал правовые нормы торговых операций и механизмы разрешения спорных вопросов. Также полочане могли принимать послов из сопредельных земель (Пскова, Новгорода, Риги) и на месте регулировать конфликтные ситуации либо договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере торговли.
В XIV в. самой яркой звездой на политическом небосклоне Полоцкой земли стал князь Андрей Альгердович, который занял полоцкий престол в 1345 г. Одним из основных направлений внешней политики Андрея Полоцкого стало активное противостояние немецкой агрессии.
Ливонский орден представлял серьезную угрозу для Полоцка – в период с 1324 по 1386 гг. было совершено 12 военных походов в пределы Полоцкой земли. Ответом стали удачные рейды полоцкого князя на Динабург в 1373 и 1375 гг., в результате которых немецкой крепости был причинен значительный ущерб и захвачена богатая добыча. В августе 1376 г. полоцкие дружины совершили нападение на замок Розиттен, а в 1377 г. князь Андрей участвовал в походе русско-литовских войск в Курляндию.
На восточном направлении Андрей Полоцкий выступил против расширения влияния Смоленского княжества в Верхнем Подвинье и в 1368 г. предпринял поход на города Ховрач и Рудню. Совместно с отцом князь Андрей участвовал и в походах на Москву (1368, 1370 гг.), целью которых было установление политического контроля в тверских землях.
После смерти Альгерда в 1377 г., когда власть в Великом княжестве Литовском досталась не Андрею, а его младшему брату Ягайло, полоцкий князь был вынужден уйти в московские земли. На службе у князя Дмитрия Ивановича Андрей Полоцкий подтвердил свой авторитет талантливого полководца и храброго воина в сражениях с войсками Золотой Орды. В 1378 г. Андрей участвовал в разгроме русскими дружинами 50-тысячного войска золотоордынского темника Бегича в битве на реке Вожа, а в 1380 г. сражался вместе с братом Дмитрием на Куликовском поле.
Русское войско встречает литовских союзников – князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского, миниатюра XVI в.
Значимость и авторитет Андрея Полоцкого в восточноевропейской политике того времени подчеркивается тем фактом, что и в полоцких актах, и в московских грамотах он именуется «великим князем». Приверженность полочан князю Андрею, как и стремление к политической самостоятельности древнего города, отчетливо проявились в событиях 1381 г., когда горожане с позором изгнали из Полоцка Скиргайлу, бывшего в то время язычником, посадив его на кобылу задом наперед и привязав к хвосту. В этом же году князь Андрей возвращается в Полоцк.
После того, как Ягайло принял католическую веру и заключил Кревскую унию с Польшей в 1385 г., Андрей Полоцкий открыто выступает против центральной власти и принимает титул Великого князя Полоцкого. Однако уже в 1387 г. Полоцк был взят штурмом великокняжескими войсками, а князь Андрей попал в плен. Погиб 79-летний князь в трагической битве на реке Ворскла (1399 г.), когда коалиционное войско Витовта и удельных князей было наголову разгромлено конницей Золотой Орды.
С 1392 г. Полоцком управляют великокняжеские наместники, но при этом давние права полочан соблюдаются.
В 1399 г. Витовт издает специальный привелей, по которому назначение наместника великим князем должно согласовываться с горожанами.
На время гражданской войны в Великом княжестве Литовском (1432–1438 гг.), развернувшейся после смерти Витовта, приходится последняя попытка полочан восстановить полную независимость Полоцкой земли.
Предполагаемый портрет великого князя литовского Свидригайлы, провозгласившего в 1432 г. Великое княжество Русское с центром в Полоцке.
Спасаясь от заговорщиков, великий князь Свидригайло вынужден был бежать в Полоцк, который становится столицей Великого княжества Русского, которое просуществовало всего лишь 4 года. Тем не менее, особый статус Полоцкой земли в составе ВКЛ подтверждается многочисленными великокняжескими привелеями на протяжении XV – начала XVІ в.
Такой же порядок сохранился и после административной реформы 1504 г., когда Полоцк становится центром одноименного воеводства, а великокняжеские наместники получают статус воеводы. В Уставной грамоте Полоцкой земли декларируется от имени великого князя «давати нам воеводу нашого полочаном по их воли. А которыи будеть воевода наш нелюб, и нам им воеводу нашого дати по их воли» (Полоцкие грамоты).
В 1498 г. по привелею великого князя литовского Александра Полоцк получает Магдебургское право на самоуправление. Полномочия великокняжеского наместника ограничивались, исполнительная и судебная власть переходила к магистрату, который состоял из 20 радцев, бурмистров и лавников-судей, а главой городской администрации являлся войт.
Фрагмент Привилея великого князя литовского Александра на Магдебургское право городу Полоцку, 1498 г.
Магистрат принимал деятельное участие в социальной и экономической жизни города, регулировал вопросы налогообложения и имущественных прав, рассматривал гражданские иски и судебные дела. Кроме того, привилей на Магдебургское право существенно ограничивал права иноземных купцов в пользу полоцких и подтверждал право последних на беспошлинную торговлю на всей территории Великого княжества Литовского.
Также устанавливались дни больших двухнедельных полоцких ярмарок, которые проходили со дня святого Якуба, на Крещенье и на Пасху.
Социально-экономическое развитие Полоцка с приобретением Магдебургского права получило дополнительный стимул, что выявилось в значительном увеличении торговых и финансовых оборотов.
В 1506–1507 гг. полочане заплатили в государственную казну торговых сборов на сумму 1519 коп грошей литовских, в то время как вместе взятые Гродно, Новогрудок, Минск, Брест – только 900 коп грошей. Таможенные пошлины от торговли солью в эти годы составили почти 4000 коп грошей, что составляло пятую часть подобного рода выплат на всей территории Великого княжества Литовского.
Гербом магдебургского Полоцка стало изображение трехмачтового корабля, плывущего на Запад по серебрянной воде, а городской ландшафт дополнила ратуша – место заседаний магистрата, построенная на городском рынке.
Рост Полоцка и его благосостояния благотворно влияли и на развитие культуры и образования в городе.
Полоцкие печати 1587 г. и 1791 г.
Часть огромных денежных средств, полученных от ремесла и торговли, полочане инвестировали не в собственное благополучие, а в европейское образование своих детей, что указывает вектор культурной ориентации города.
Ярким примером «путешествия за наукой» является Франциск Скорина, в настоящее время известный всему миру как первопечатник восточнославянских народов.
Несомненно, что дорогу в далекий Краковский университет, проживание и обучение на чужбине оплачивал его отец, полоцкий купец Лука, что еще раз подчеркивает ориентацию полоцких торговых элит не только на получение прибыли, но и на обеспечение своим детям современного, по меркам той эпохи, образования. Не думается, что Франциск Скорина был единственным полочанином в европейских университетах.
Получив начальное образование в Полоцке, в школе монахов-бернардинцев, Франциск продолжил обучение в известном Краковском университете, где в 1506 г. получил степень доктора вольных искусств. После этого Франциск Скорина еще 5 лет учится на медицинском факультете, а экзамены на степень доктора медицины блестяще сдает в 1512 г. в Падуанском университете (Италия), о чем имеется запись в университетских актах.
«…прибыл некий весьма ученый бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдаленных стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин…».
Во время Пражского периода своей деятельности Франциск Скорина издает 23 книги Ветхого Завета (первая выходит в 1517 г.) Являясь одним из ярких представителей эпохи Возрождения, он в силу своих гуманистических убеждений рассматривал Библию не только как кодекс христианской морали, но и как источник знаний, предназначенных простым людям: «Богу ко чти и ледем посполитым к доброму научению».
Титульный лист Библии, изданной Франциском Скориной, 1517 г.
Переехав в Вильно, Франциск Скорина в 1522 г. организовал первую типографию на своей родине, в Великом княжестве Литовском, где издает «Апостол» и «Малую подорожную книжицу».
Не могут не впечатлять патриотизм и искренняя любовь к Полоцку, который упоминается в предисловиях Скорины не как простая точка на карте, но как ценность высшего порядка – центр Мира. Практически в каждом предисловии к библейским книгам читатель встречал формулу: «Выложены доктором Франциском, Скорининым сыном из славнаго града Полоцька».
Неслучайно в текстах Скорины родной Полоцк и богатая далекая Прага характеризуются различным образом: «Зуполне выложены и пильне вытиснены у великом месте Празком повелением и працею доктора Франциска Скорины из славного града Полоцька…». Смысл в том, что категории «великий» и «славный» далеко не синонимичные, поскольку обращены к ценностям различного рода: земным (материальным) и духовным (моральным).
Особого внимания заслуживают гравюры в изданиях Франциска Скорины, поскольку его Библейский цикл иллюстраций является первым в Восточной Европе: изображения не имеют ничего общего с летописными миниатюрами, а выполнены по канонам западноевропейского изобразительного искусства. Уникальным является портретное изображение самого Скорины – едва ли не единственный случай, когда в сакральной книге христианской церкви размещен реалистический портрет ученого-гуманиста.
Непреходящим заветом истинного патриотизма и любви к Родине звучат слова Великого Полочанина, не утратившие свою актуальность и в современности.
«Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – тако же и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
Памятные монеты Национального банка РБ “Шлях Скарыны. Кракаў” и “Шлях Скарыны. Вільня”.
К середине XVI в. Полоцк становится крупнейшим городом на территории Беларуси того времени, вторым по значимости после столицы Вильни урбанистическим центром Великого княжества Литовского, демонстрирующим удивительный экономический и социально-демографический рост, а также высокий уровень культуры его населения.
Проспект Франциска Скорины в Полоцке.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....