Эвзебиуш Лопатинский – любитель старины из Сарьи

Автор: Л. Хмельницкая
Фото: С. Плыткевича, из открытых источников

05.04.2022

Эвзебиуш-Мариан-Ян-Станислав Лопатинский (1882–1961), последний владелец имения Сарья, родился в Киеве, где тогда работал адвокатом его отец, широко известный на Витебщине общественный деятель Станислав Лопатинский (1851–1933). Мать Эвзебиуша Текля из рода Борхов умерла в Швейцарии, где, видимо, находилась на лечении, когда мальчику было всего только 10 лет. Могила ее так и осталась в той далекой стране.

1-2_920.jpg Станислав Лопатинский, отец Эвзебиуша (фото около 1915 года) и Текля из Борхов Лопатинская, мать Эвзебиуша (фото около 1870 года). Национальный музей в Варшаве

Эвзебиуш сначала окончил гимназию в Риге, в 1903–1904 академическом году учился в Ягеллонском университете в Кракове, позднее – в Дерпте (современный Тарту в Эстонии). Много лет путешествовал по Европе, посетил Францию, Швейцарию и Италию, что послужило ему еще одним, кроме учебы, источником знаний.

Молодого Эвзебиуша Лопатинского Янина Желтовская, автор мемуаров, которые вышли в Лондоне в 1959 году, впервые увидела в Вильно осенью 1905 года. Зиби был «приятный в разговоре, очень интеллигентный, может, немного оригинальный из-за старосветских манер, – писала о нем Желтовская. – Он казался серьезным и уравновешенным и соответствовал мнению, распространенному о литвинах. (...) Молодого человека, казалось, окружали чары романтической натуры, он первым среди знакомых начал задумываться о значении рода, традиции, рассказывал о генеалогии, о старых портретах, которые висели в Сарье».

3-Эўзебіюш-Лапацінскі-ў-маладым-веку.jpg Эвзебиуш Лопатинский в молодости

Осенью того же 1905 года Эвзебиуш Лопатинский познакомился со своей будущей женой Ядвигой из Потворовских. Помолвка состоялась в новый, 1906 год. Свадьбу назначили на 3 (16) июня, местом проведения торжества выбрали кафедральный собор в Вильно. Свое свадебное путешествие молодые начали с посещения Леонполя, где к свадьбе сына Станислав Лопатинский восстановил старый дворец, который еще во время восстания 1863 года сожгли русские казаки, тем самым мстя представителям рода за участие в вооруженной борьбе против власти. После короткого пребывания в Леонполе молодые направились в свадебное путешествие в Швейцарию.

4 Палац у Лявонпалі.jpg Бывший дворец Лопатинских в Леонполе в 30-е годы прошлого столетия и этой зимой

5 Палац у лявонпалі.jpg

Эвзебиуш с молодости был увлечен чарами старины, которые особенно ощутимы были в леонпольском дворце. Янине Желтовской не раз приходилось бывать в Леонполе, и она так писала об этом: «Эвзебиуш Лопатинский родился хронистом и историком, поэтому увлекался рассказами, полными одновременно надменности и руин. (...) В большом салоне, где мы находились, а голос звучал звонче из-за отсутствия занавесок, под дождь, бивший в рамы, эти рассуждения о прошлом казались очень меланхолическими».

Призванием Эвзебиуша Лопатинского была история, и, заинтересовавшись научными исследованиями, он в 1911 году переселился в Варшаву. Работая в отделе рукописей библиотеки Красиньских, он собрал там большой научно-документальный материал, а также коллекцию рисунков, медалей и картин.

1918 год застал Э. Лопатинского в Вильно, где он вместе с Вацлавом Студницким организовал архив. Во время эвакуации виленского архива царскими властями часть самых древних документов была вывезена из города, а часть, из-за недостатка времени, попросту брошена во дворах нескольких домов. Лопатинский со Студницким с необыкновенной самоотверженностью смогли организовать спасательные работы и уберегли документы от уничтожения и рассредоточения по разным собраниям.

Октябрьская революция сделала возвращение в Сарью невозможным. Некоторое время Эвзебиуш жил в Торуни, однако позднее вернулся в Вильно и до 1927 года работал на должности вице-директора Государственного архива. В это время он много занимался древними актами, откуда делал выписки, относящиеся к истории культуры Речи Посполитой. Итогом работы стала серия статей в периодических изданиях и рукопись основательного справочника под названием «Материалы по истории художественных ремесел в Великом Княжестве Литовском XV–XIX вв.», который был опубликован в 1946 году в Варшаве в Государственном Институте Искусства. Следует отметить, что эта книга, где под одной обложкой собраны тысячи выписок из старых документов, в которых упоминаются имена мастеров, работавших в Великом Княжестве Литовском, приводятся годы их работы и указываются выполненные художественные объекты, является источником, который еще до сих пор должным образом не оценен белорусскими историками искусства.

В 1910-е годы фамильные собрания Лопатинских еще хранились в Сарье под опекой отца Эвзебиуша пана Станислава Лопатинского. Ими потихоньку начали интересоваться специалисты-историки, а также составители разного рода справочников и энциклопедий. Станислав и Эвзебиуш Лопатинские и сами были неутомимыми популяризаторами исторического и культурного наследия рода.

6 Помнік поду Лапацінскіх у Сар'і.jpg Памятник роду Лопатинских в Сарье

Особую благодарность отец и сын заслужили от историка Оттона Гедемана, автора «Истории Браславского уезда». Приводя в начале книги перечень источников и использованной литературы, автор упомянул и сарьянский архив Лопатинских. Эвзебиуш Лопатинский, который оказал О. Гедеману профессиональную помощь как опытный исследователь-архивист, получил от автора особую признательность: «Сердечную благодарность хочу выразить пану Эвзебиушу Лопатинскому за возможность получить доступ к богатому семейному архиву Лопатинских, однако еще большую – за проведение долгих часов в параллельных с автором поисках; целые стопки сделанных им выписок являются немыми свидетелями того, как многим обязана история уезда его благородным намерениям, счастливо соединенным со знанием предмета».

По сведениям исследователя Эдварда Хвалевика, который в 1926–1927 годах выпустил два тома справочника «Польские собрания», сарьянская библиотека Станислава Лопатинского в начале ХХ века насчитывала около 9000 томов с изданиями преимущественно ХVІІ–ХVІІІ веков, имелись даже старопечатные издания  ХV века. Много было книг на французском языке. Богатый семейный архив включал имущественные документы, относившиеся в сарьянскому, леонпольскому и другим владениям. Хранилось здесь и около 300 писем разных известных лиц преимущественно ХVІІІ века. На стенах комнат усадебного дома в Сарье висели картины из художественной коллекции Лопатинских: произведения Яна Регульского, Яна Рустема и других известных мастеров.

7-Экслібрыс-Тамаша-Ігнація-Лапацінскага.jpg Экслибрис Томаша-Игнатия Лопатинского (1753–1827)

После революции сарьянское имение было разграблено большевиками. 16 декабря 1919 года при загадочных и невыясненных обстоятельствах сгорел леонпольский дворец, который после восстановления стен Эвзебиуш Лопатинский передал настоятелю местного костела для устройства в здании бывшего дворца католического храма. Сарья также была разграблена, а большая часть семейных собраний в ней погибла.

9 Сар'я.jpg Храм в Сарье, построенный Игнатием Лопатинским в 1851–1857 годах

Э. Хвалевик отмечал, что хозяева спасли 1725 архивных дел и более 2000 томов книг, которые Станислав Лопатинский пожертвовал «Обществу друзей науки в Вильно». Теперь бывшее архивное собрание «Общества друзей науки» хранится в Государственном историческом архиве Литвы. Документы рода Лопатинских объединены в нем в 399 единиц хранения и хронологически охватывают почти три с половиной столетия – от 1571 по 1912 годы. Еще 349 дел из архива Лопатинских, датированные 1575–1846 годами, хранятся теперь в библиотеке Литовской Академии наук.

8 Пешаходны мосцік у Сар'янскім парку.jpg Пешеходный мостик в Сарьянском парке

В годы между двумя войнами Эвзебиуш Лопатинский жил главным образом в Вильно, где до сих пор в библиотеке университета хранятся документы его частного фонда за 1907–1941 годы. До 1944 года он работал в Государственном архиве в Вильно, а позднее, до июля 1945-го – в Управлении Репатриации в отделе искусства и культуры уполномоченного польского правительства.

С 1945 года и до конца жизни Эвзебиуш Лопатинский жил в Варшаве. Сразу после переезда в польскую столицу он начал работать в Государственном Институте истории искусства и инвентаризации памятников при Главной Дирекции музеев и охраны памятников. Необычайно продуктивным итогом его работы на этой должности в 1945–1961 годах были так называемые «папки Лопатинского», которые теперь насчитывают около 150 единиц хранения и находятся в Центре документации памятников на улице Бжозовой в Варшаве. В этих папках собраны выписки с материалами из разных варшавских архивов и библиотек, относящиеся к истории и культуре (меценатству, памятникам культуры, произведениям искусства и т. д.).

11 Эўзебіюш Лапацінскі.jpg Эвзебиуш Лопатинский

По отзывам современников, Эвзебиуш Лопатинский очень охотно делился с коллегами итогами своих архивных поисков. «Трудолюбивый, доброжелательный, услужливый и полный скромности, он со страстью оказывал свои услуги каждому, кто имел необходимость в его помощи. Радовался искренне и просто, если видел, что итогами его усилий пользовались другие», – писал об исследователе Станислав Шиманский, который в собственных исследованиях также не однажды опирался на архивные находки Э. Лопатинского.

Умер Эвзебиуш Лопатинский 19 апреля 1961 года в Варшаве. Похоронили его на столичном кладбище Повонзки.

10-Магіла-Э.-Лапацінскага-на-могілках-Павонзкі.jpg Могила Э. Лопатинского на кладбище Повонзки в Варшаве. Современное фото

Сегодня имя Эвзебиуша Лопатинского на Беларуси знают единицы. Зато итог работы прежнего литвина, как его называла Янина Желтовская, ценят и уважают в соседней Польше. При своей жизни Эвзебиуш каждый год в день смерти матери посылал цветы на ее могилу в Цюрихе и позаботился об этом даже в своем завещании. Кто знает, ложатся ли до сих пор эти грустные и нежные знаки на могилу Текли из Борхов, как своеобразный символ единства и неразрывности цепочки времени...

Из книги Людмилы Хмельницкой “На Белай Русі ў Сар’і… (нарыс з гісторыі маёнтка і роду Лапацінскіх)”
(Санкт-Петербург – Минск, 2001).



Смотрите также

Статьи
Лявонпаль

Амаль 200 гадоў Лявонпаль быў уладаннем Лапацінскіх, менавіта яны

Статьи
Леонполь в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения – ключевое время в истории культуры Европы.

Статьи
Герои трех полотен Яна Рустема

Наш разговор – о полотнах знаменитого виленского художника

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые