Гродненский фарный костел, безусловно, является одной из красивейших жемчужин архитектуры барокко на землях Беларуси.
Первым иезуитским храмом города должна была стать так называемая Фара Витовта, которую на самом деле построил король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Однако иезуиты отказалась принять королевский храм, хотя монарх был очень настойчив. После отказа правитель вынужден был ограничиться тем, что завещал иезуитам деньги на строительство их нового храма.
В завещании Батория записано следующее: «Из денег на освобождение пленников остается 30 000 злотых, из этой суммы 10 000 я отдаю на строительство гродненского костела и коллегиума». Иезуиты взялись за создание гродненского коллегиума только в 20-х годах XVII века. В 60-е годы этого же века члены ордена построили в Гродно костел Святых Петра и Павла, который позднее, как считают некоторые исследователи, был переделан в один из корпусов коллегиума. А в 70-е годы XVII столетия, когда Гродно был назначен местом проведения сеймов Речи Посполитой и превратился в фактическую столицу ВКЛ, иезуиты решили построить более впечатляющий храм, который бы лучше соответствовал новому статусу города.
Так началась история костела Св. Франциска Ксаверия. Храм строили до самого начала XVIII века. Освятили величественную базилику в 1705 году, в присутствии двух монархов: Петра I и Августа Сильного.
Теперь иезуиты могли быть довольны, ведь гродненский храм стал главной доминантой центральной площади Гродно.
В последующие годы иезуиты занимались отделкой интерьера и вносили некоторые изменения в облик святыни, в частности: в 50-х годах XVIII века были надстроены башни костела. В 1782 году костел получил статус «фарного» храма, то есть стал главным католическим собором города.
Храм представляет собой одну из самых больших барочных базилик Восточной Европы, его длина 60 метров, а ширина в трансепте 33 метра. По образцу гродненского иезуитского костела построен костел доминиканцев в польском Ружаностоке.
В интерьере 13 алтарей и амвон. Главный фасад костела украшен рядами пилястр с лепными капителями. Верхние ярусы башен, созданные в XVIII веке, имеют вогнутые формы в духе рококо. Под центральным, треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, в которой находится скульптура святого покровителя костела Франциска Ксаверия. На фронтоне установлены две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.
Кроме того, у входа установлена достаточно крупная скульптура Христа, несущего крест.
Диаметр главного купола костела более 12 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды храма. На башне помещен уникальный механизм – одни из старейших действующих башенных часов Европы.
Главный зал храма украшали многие известные мастера. Высота алтаря составляет приблизительно 21 метр. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы. Автором этого выдающегося произведения искусства является немецкий скульптор Ян Кристиан Шмидт из Вармии.
С учетом распятий, главный алтарь гродненского иезуитского костела украшают более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений.
Деньги на создание алтаря выделили Самуэль и Констанция Лозовые, поэтому скульптуры святых покровителей этих двух меценатов помещены по краям алтаря.
Слева от главного алтаря, в каплице Св. Михаила, помещается крупный образ этого архангела. Полотно восходит к работам выдающегося итальянского живописца Гвидо Рени и творчеству великого Рафаэля. Под полом каплицы размещен склеп, закрытый большой каменной плитой с гербами «Лис» и «Абданк». Тут погребен благодетель иезуитов Элияш Римвид, предположительно происходящий из того же рода, к которому относил себя великий поэт Адам Мицкевич.
В каплице правого нефа размещен алтарь Матери Божией Снежной (Студенческой).
Сам образ Матери Божией считается чудотворным. Его украшает ценнейший серебряный оклад в стиле рококо, созданный гданьскими мастерами.
Фресковая роспись состоит из многофигурных композиций, расположенных в нишах над арками нефа и на парусах купола.
Ранее расписаны были еще и пилястры центрального нефа, и некоторые элементы сводов, которые позднее покрасили в белый цвет.
В интерьере костела выделяются: высокохудожественная лепнина на своде пресвитерия, автором которой был, предположительно, выдающийся скульптор Пьетро Перти, кенотаф Антония Тизенгауза предположительно авторства львовского скульптора Томаша Дикаса, единственный каменный алтарь храма, расположенный в капелле Матери Божией Снежной, создателем которого являлся известный в ВКЛ мастер Томаш Подхайский.
Кроме того, в алтаре Св. Казимира находится образ этого святого авторства выдающегося живописца Валентия Ваньковича, а первый алтарь левого нефа вмещает образ Матери Божией и Св. Симона Стока кисти талантливого мастера Антония Грушецкого.
В 1990 году Папа Римский пожаловал костелу титул «малая базилика», который присваивается только самым значительным католическим храма мира.
Святыня является главным храмом всей Гродненской диоцезии и одним из важнейших духовных центров католиков Беларуси.
Возвышающийся в центре города храм, без сомнения, является
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....