Белорусы не самый экстремальный народ, однако и среди наших соотечественников есть немало тех, кто делает драйв и приключения не просто своим хобби, но и профессией.
Вот уже второе десятилетие в Минске работает уникальная «Федерация приключенческих гонок», организующая экспедиции, марафоны, триатлоны, спортивные корпоративы и другие мероприятия, позволяющие испытать свою выносливость и силу духа в самых разных видах спорта и любых уголках страны.
В начале 2000-х у истоков Федерации стояли несколько человек, спортсменов и просто сторонников активного отдыха. Сперва речь шла о малочисленных некоммерческих велосипедных выездах за город, однако уже тогда было понятно, что число участников возрастает с каждым разом. Если в 2000-м на гонки выбиралось пара десятков желающих, то в 2006-м их число уже достигло пятисот, а в настоящее время членами Федерации себя считают тысячи человек.
В 2002-м, когда договариваться устно стало уже слишком сложно, был создан форум «Поехали», на котором сперва велосипедисты, а затем и поклонники других видов спорта стали планировать выезды, обсуждать маршруты, выбирать снаряжение и просто общаться. «Столичным» форум пробыл недолго — вскоре к нему присоединились жители самых удаленных уголков Беларуси, а аналогичные команды активистов были организованы в Мозыре, Гомеле, Барановичах. Сейчас костяк этих групп активно участвует в проведении региональных гонок.
В 2007-м был организован первый крупный кубок «ПромвадТур», включивший в себя пешие, велосипедные, водные, веревочные и даже болотные гонки. Это стало абсолютно новым опытом для белорусских спортсменов, ведь не было похоже ни на турслет, ни на официальные соревнования, да и растянулось на весь сезон.
После столь удачного старта стало понятно, что в скором времени число желающих будет исчисляться тысячами и возникла сама Федерация, начали проводиться многочисленные открытые гонки, а после – и корпоративные мероприятия. Сейчас Федерация приключенческих гонок не имеет аналогов или конкурентов в Беларуси. В ежегодных соревнованиях принимают участие как местные жители, так и зарубежные гости, причем различные форматы трасс позволяют испытать свои силы даже людям без особой подготовки и семьям с детьми.
Прежде чем принять для себя решение об участии (или отказе от него) в гонках, стоит понять, что же это такое и кому может быть интересно. Итак, по словам самих организаторов, это командное соревнование, цель которого – прохождение определенного маршрута за минимальное количество времени. Преодоление дистанции гонки проходит со сменой этапов в различных дисциплинах (бег по пересечённой местности, скалолазание, горный велосипед, гребля и многие другие).
Обязательными условиями приключенческой гонки является:
· наличие не менее 2-х способов передвижения или технических этапов;
· запрет на использование механических транспортных средств и посторонней помощи;
· прохождение маршрута от одного контрольного пункта до следующего с использованием различных видов ориентирования;
· движение по маршруту в режиме нон-стоп (беспрерывно).
Команды могут состоять из 2-х или 4-х человек, причем в «четверке» должна быть как минимум одна женщина, а «двойки» могут быть как смешанными, так и однородными. Длительность гонок варьируется от нескольких часов (спринт) до нескольких дней (экспедиционная гонка). Обычно соревнование продолжается даже в темное время суток, а участники сами выбирают место, время и продолжительность отдыха.
Принять участие в любом этапе гонок могут все желающие, причем каждое соревнование имеет разные уровни сложности — для новичков, людей со средним уровнем подготовки и профессионалов. В последние годы появились также этапы гонки, которые могут пройти группы поддержки или семьи с детьми — они гораздо проще и короче основных трасс, но позволяют попробовать себя в тех же дисциплинах и на той же местности.
За полтора десятка лет проведения соревнований удалось вывести определенную статистику и сформировать примерный «образ» участника. Итак, большинство «гонщиков» — это мужчины (порядка 70%), в возрасте от 25 до 40 лет, серьезно относящиеся к своему здоровью и тратящие солидное количество времени, сил и средств на спорт и подготовку в гонкам. Около 85% участников — белорусы, но есть также гости из России, Украины, Узбекистана и даже Японии. И главное, больше половины новичков приходят на участие в гонках повторно.
Разумеется, каждая гонка требует серьезной подготовки от организаторов и солидной материальной базы. Это и снаряжение, и призы, и разметка/маркировка трассы, и работа специалистов, и многое другое. К сожалению, спонсоров у Федерации пока нет, поэтому участие в мероприятиях платное. Размер взноса участника зависит от длительности и сложности гонки, удаленности от населенных пунктов, числа желающих. В среднем, это от 10 до 50 рублей с человека, но есть и более дорогие варианты, например, когда небольшая компания друзей хочет разработать маршрут именно под себя.
За прошедшие годы у Федерации приключенческих гонок прошло немало успешных мероприятий, побивших все предполагаемые рекорды. Одним из главных достижений можно считать летний марафон «Налибоки», который проходит с 2009 года.
В 2016-м на старт пришло более тысячи участников, а в этом году их число еще увеличится. С чем связан такой ажиотаж? Вероятно, с удачным сочетанием всех факторов — теплое время года, живописная Налибокская пуща, интересные и разнообразные трассы, возможность проживания в комфортном хуторе и множество других плюсов. Кстати, для тех, кто предпочитает водный спорт, «Налибоки» есть и в гребном варианте.
Не менее живописен, но не так доступен зимний «Люты марафон», проходящий в конце февраля. Несмотря на разные уровни сложности, это скорее вариант гонки для профессионалов, ведь кататься на велосипеде по заснеженным полям — развлечение не для слабых телом и духом. Ноябрьский марафон «Дрыгва», предлагающий покорить несколько болот, также пользуется популярностью, правда, в основном среди тех, кто не боится испачкаться.
Есть и более гуманные гонки, проходящие в теплое время года и сочетающие в себе бег, велосипедные трассы, сплав на байдарках и каяках, плавание, веревочные переправы, квесты и анимационные этапы, например, «Купалье» и «Партизанский рейд».
Планы на начавшийся год у Федерации, как и всегда, огромные. Уже сейчас полным ходом идет регистрация на «Жук-Трейл», который должен состояться 8 апреля в деревне Жуковка Минского района. Две дистанции (беговая и велосипедная) замкнуты в кольца, можно попробовать свои силы на любой или обеих по очереди. Почему это именно «трейл», а не просто гонка? Потому что этот термин подразумевает соревнования на пересеченной местности, холмах, в лесу или в горах. К сожалению, гор в Минской области нет, а вот холмов и леса будет достаточно.
30 апреля вернется в столицу замечательная городская гонка «MinskCityRace» – для сильных и выносливых спортсменов, для активных любителей, для корпоративных команд, для дружных и крепких семей, для новичков и любителей загадок и квестов.
20 и 21 мая традиционный марафон «Налибоки» приглашает на восемь разнообразных дистанций по окрестностям Налибокской Пущи.
Любителей водных процедур ждет гребной марафон «Налибоки» 10-11 июня.
Последний уикенд июня стоит провести на гонке «Active Zone Adventure Race». Организаторы обещают, что «снова горячие пески пляжей и изумруд прохладных озёр буду обделены вашим вниманием в угоду азарту и неповторимой атмосфере гонки. Вас ждут новые горизонты и сутки длинною до 30 часов. Здесь каждому уготован его брод. Здесь каждый преодолеет свой рубеж».
11 августа ФПГ и турклуб «Альтаир» готовят знойную гонку «Западня Альтаира», обещая «Извилистые берега рек, прохлада лесов, теплые воды озер, солнце полей… и, конечно же, самое главное испытание – не застрять в кустах черники и малины!»
В конце сентября мозырский турклуб «Ориентир» и ФПГ приглашают на самую длинную и сложную гонку – «Полесье». Более 2-х суток движения в режиме нон-стоп на дистанции ПРО-класса – отличное завершение приключенческого сезона.
Приезжайте на мероприятия Федерации приключенческих гонок, путешествуйте с теми, для кого приключения стали больше чем просто увлечением!
Впереди множество выходных с опен-эйрами, праздниками, активными
Этот канал - уникальный образец гидротехнического строительства
Трескучие морозы отступают, снег из белого становится бурым,
Этот маршрут мы разработали специально для тех, кто уже знаком с
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....