Ru
En Bl

Шабаш ведьм, заговоренное золото и другие тайны Лысой горы

Автор: Людмила Дучиц, Ирина Климкович
10.07.2016

Почти в каждом районе на территории Беларуси есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т.п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и «облысели».

Прилагательное «лысый» имеет двоякий смысл. Это может объясняться и как «голый, без растений и деревьев», и как «ясный», «светлый», связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.

k67.jpg

В мире известнейшей считается Лыса Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп. После нее идут Лысая гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной горой.

На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или даже о закопанной в горе золотой карете.

74896161.jpg

В XIX веке в деревне Кроменице Зельвенского района о местной Лысой горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате которой все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора... На Лысой горе у местечка Освея в Верхнедвинском районе, по преданию, похоронены собаки графа Шандурского, а около г.п. Телеханы Ивацевичского района – тело татарского хана. Отсюда якобы и возникло название Телеханы.

Согласно поверьям, на Лысых горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы отправляются на Лысую гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как боялись, что их используют ведьмы для езды на Лысую гору.

В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой горы в деревне Кокотово (современная деревня Кокота), что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид.

2_091.jpg

А в городе Петрикове считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой горе около Припяти. На Лысой горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах ее волшебной пищи вынудил солдата потерять рассудок и оказаться на Лысой горе… А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой горы.

01cfd.jpg

На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится высокая гора. В предании рассказывается: давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка – он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: «Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод!». Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня.

234451.jpg

Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень этот впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.

В одном из преданий, которое касается Лысой горы около деревни Лоточки Браславского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшем наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется лишь тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.

Со временем древние мифы и образы потеряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые сохранили для нас некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь не случайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себя шкуру священного животного, устраивали условные путешествия в потусторонний мир. То же относится и к народным рассказам о шабашах на Лысых горах, которые у наших предков-язычников имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол.

uECZLOvwZfs.jpg

Языческие божества и их слуги теперь жестоко преследовались и карались. В результате древние жрецы потеряли прежнее влияние. Частично их уничтожили, частично они притаились и постепенно превратились в сельских знахарей, ведунов, волшебников и гадалок. Простой же народ еще долго пользовался их услугами…


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
«Дыба, крэсла допыту, слуп ганьбы». Навошта беларус аднаўляе сярэднявечныя прылады катаваньня

Катавальны рыштунак дазваляе зразумець, як мысьлілі ды ўспрымалі пакараньне, напрыклад, у часы інквізыцыі. Людзей

Статьи
Черная история. Дракула из рода Радзивиллов

В белорусской истории есть персонаж, который мог бы стоять в одном ряду с такими изуверами европейского

Статьи
В Березинском заповеднике открылся Центр мифологии

Центр создан Белорусским общественным объединением «Отдых в деревне» и Березинским заповедником в рамках проекта

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые