Гродненская большая хоральная синагога являлась важнейшим центром еврейской жизни, причем не только Гродно, но и всего региона. Инициатива строительства этого важнейшего здания якобы шла от крупного религиозного деятеля Речи Посполитой XVI века – Мордехая бен Абрахама Яффе.
Родился Мордехай в 1530 году в Праге. После изгнания евреев из этого города, Яффе переехал в Италию, где изучал математику, астрономию, философию и другие науки, став весьма образованным человеком.
В период с 1572 по 1578 год Мордехай переехал в ВКЛ, обосновавшись в Гродно. Здесь он построил главную синагогу и прожил достаточно долго – до 1588 года, пока не переехал в Люблин. Дальше раввина Яффе ждала еще более блестящая карьера в Речи Посполитой. Возведенная пражанином синагога еще очень долго украшала Гродно.
Существуют разногласия относительно материала, из которого было построено то здание: кирпич или дерево. Так или иначе, строение сгорело в пожаре в первой четверти XVII века, после чего синагога была восстановлена. Видимо, именно это здание с некоторыми изменениями дожило до самого конца XIX века.
Посетивший Гродно в 1752 году немецкий путешественник Вильгельм Шлемюллер назвал гродненскую синагогу «главной после виленской».
В середине XIX века синагога представляла собой массивное строение с высоким щитом и двумя крупными алькежами со стороны главного входа. Эти объемы были накрыты шатровыми крышами. Архитектура здания перекликалась своим обликом с храмами в стиле так называемого сарматского барокко и богатыми шляхетскими резиденциями Речи Посполитой XVII века, то есть имела черты местных вариаций ренессанса, подверженных некоторому влиянию оборонительного зодчества.
В самом конце XIX века случился пожар. Гродненская синагога пострадала в нем не так уж сильно. На фотографии, запечатлевшей здание после пожара, видно, что оно лишилось крыши, но стены все еще стоят и, судя по снимку, вполне могли быть восстановлены. В начале XX века синагогу действительно отстроили. Архитектором этого храма историк Мечислав Супрон считает некоего Моисея Любича, хотя в более старых публикациях автором называют Илью Фрумкина. В данном случае интересна судьба тех самых стен старой синагоги, которые хорошо видны на фото после пожара. Сохранность синагоги позволяла именно восстановить храм, а не строить заново. Однако анализ стен нового здания показывает, что это кладка XX века. На кирпиче часто попадается клеймо «Гродно».
Таким образом, это дает основания полагать, что стены старой синагоги все-таки разобрали.
Но зачем были разобраны еще вполне крепкие стены и куда делся кирпич от них? Неужели славящиеся рачительным отношением к финансам евреи, просто выбросили такой ценнейший материал? Предполагается, что старые стены были обложены новым кирпичом – и здание таким образом получило своего рода «шубу» для старых каменных стен. Уместно и предположение о разборке старых стен и частичном использовании старинного кирпича, так как кладка выглядит несколько неоднородной. Так или иначе, новая синагога в значительной степени повторяет план старой и построена на ее фундаментах.
Во время нацистской оккупации города синагога оказалась на территории гетто № 1. Здесь находились более квалифицированные еврейские рабочие, чем на территории другого гетто. Главный вход в гетто размещался на улице Замковой, неподалеку от синагоги. В ее подвалах был сделан запас картофеля, который понемногу распределяли между узниками. Возле синагоги собирали узников перед отправкой в концлагеря, а кроме того, нередко проходили расстрелы евреев. Почти все узники гродненского гетто погибли.
В плане стиля гродненская синагога является памятником эклектики. Фасад ее декорирован очень пышно. Эклектика здания весьма продумана и тонко сплетает в себе элементы ренессанса, псевдорусского стиля и так называемой мавританской архитектуры. Стены синагоги покрыты сложной рустовкой. Оконные проемы декорированы богатыми и разнообразными обрамлениями, с различными фронтонами. Особенно выделяются большие арочные окна боковых и заднего фасада. Фронтоны этих проемов имеют сложную форму и могут быть отнесены к псевдорусскому стилю, но и в архитектуре ренессанса можно встретить сходные формы. Завершения окон поддерживают богатые лепные кронштейны, опирающиеся на изящные коринфские колонки с канелюрами. Подоконники имеют собственный кронштейны. Над окнами боковых фасадов проходит фриз с розетками. С двух сторон здания имеются галереи, которые до пожара конца XIX века, видимо, имели открытые колоннады. В центре заднего фасада располагается полукруглая апсида, появившаяся во время реконструкции начала XX века. Ее объем прорезан остроконечными окнами в духе псевдорусской архитектуры. Завершен задний фасад щипцом с гранеными башенками, имеющими небольшие шпили.
Главный фасад имеет лоджию между алькежами, которые после пожара получили как бы дополнительные башнеобразные части, завершенные округлыми фронтонами с крупными мавританскими розетками.
Над центральной лоджией, ранее имевшей кованную решетку, помещен щипец, представляющий собой упрощенный вариант щипца заднего фасада. Он украшен башенками и двумя звездами Давида, одна из которых размещена в нише, а вторая на кованом бортике. Лоджия могла служить для выступлений перед собравшимися у здания прихожанами.
Интерьер синагоги украшает сложный лепной декор в мавританском стиле, в основном он сконцентрирован на сводах главного зала.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....