Малые архитектурные формы: лавочки, беседки, фонтаны и, конечно же, парковые скульптуры – являются важнейшими элементами дизайна городских улиц. Украшают город и величественные памятники героям прошлых эпох, напоминающие белорусам XXI века об их корнях. Но среди этого многообразия эстетически совершенных и идеологически наполненных предметов есть особая категория работ, а именно криптопамятники. Что это такое и где найти эти необычные произведения искусства в Гродно?
Приставка «крипто» означает тайну, что-то скрытое от глаз. Далеко не каждый турист и житель города над Неманом знает, что в Гродно есть целый ряд особых произведений искусства, как бы скрывающих свою сущность от непосвященных. Вот перечень этих интересных объектов.
Скульптура горожанина XVIII века, известная как памятник Жилиберу
Эта работа установлена на входе в центральный парк Гродно, носящий имя французского ученого XVIII столетия Эммануэля Жилибера.
Одаренный специалист заложил в Гродно ботанический сад, ставший одним из лучших в Восточной Европе, поэтому память об особом эмигранте вполне логично решили почтить красивым памятником. Изготовил монументальное произведение ведущий гродненский скульптор Владимир Пантелеев. Установили эту работу в 2007 году, но официально изваяние, созданное именно как памятник Жилибера, а в представленном облике человека легко можно узнать внешность ученого, получил другое название и не имеет подписи, сообщающей, что перед прохожими действительно Жилибер. Быть может дело в том, что для установки памятника, а не парковой скульптуры, разрешение гродненцам необходимо получать в Минске. Думал ли кто-то, что увековечивание памяти заметного французского ученого, имя которого носит центральный парк Гродно, может быть нежелательным? Так или иначе, но фактически являющаяся памятником скульптура не стала им официально и, соответственно, как бы прячет свою сущность, а значит, вполне заслуженно именуется криптопамятником.
Объект размещен между домами 11 и 15 по улице Ожешко. И снова памятник прославленному эмигранту, которого логично помнить и уважать в Гродно за его вклад в формирование архитектурного облика города. Памятник как бы мимикрирует под парковую скульптуру, при этом в сознании многих горожан являясь именно памятником итальянскому зодчему XVIII века. Есть, правда, альтернативное мнение, гласящее, что на лавочке по улице Ожешко спокойно сидит известный гродненский староста и реформатор Антоний Тызенгауз.
Кое-кто из горожан даже считает, что скульптура в треуголке представляет Петра I. Установленный в 2008 году объект создан скульптором Александром Антипиным, и, разумеется, показывает не российского царя, а собирательный образ архитекторов ансамбля Городницы. Однако очевидно, что наиболее известным мастером и своего рода лицом гродненской архитектурной команды тех времен был именно де Сакко.
Расположена на площади Тызенгауза. В 2021 году в Гродно появился своеобразный дублер «Зодчего Городницы», работа, именуемая «Скамья архитекторов». Тут автор, как можно понять из названия, показал двух зодчих эпохи Тызенгауза, которыми, очевидно, являются наиболее известные архитекторы Городницы, а именно: саксонский мастер Мезер и итальянский Сакко. Создатель скульптуры Вадим Мацкевич не смог или же не захотел реализовать свою работу именно как памятник конкретным мастерам, а не скульптурную группу, представляющую некие более абстрактные образы зодчих XVIII века. Это привело к тому, что горожане называют двух людей на лавке, выходцев из периода «изящной эпохи», разными именами, при этом чувствуя, что эти работы должны увековечивать память неких вполне конкретных личностей.
Находится рядом с универмагом. Живописная работа, конечно же, не является скульптурой, однако близка по сути к упоминаемым выше криптопамятникам. Художник Алексей Наумчик изобразил молодого еще Василя Быкова во время гродненского периода его жизни. При этом изображение не имеет какой-либо подписи.
Как известно, тема памятника Быкову в Гродно уже не раз была на повестке дня, и хотя официально книги и само имя писателя не находятся в Беларуси под запретом, все же увековечивание его памяти идет как-то исключительно медленно, а крупные изображения литератора в публичном пространстве, как можно видеть на примере Гродно, появляются в виде неподписанных и как бы, в некотором роде, скрытых работ.
Криптопамятники отражают целый ряд психологических и социальных феноменов белорусского общества, в котором почему-то не увековечивают память тех творцов прошлых эпох, имена которых официально не запрещены, а даже, в некоторых случаях, уже увековечены ранее. Так или иначе, кратко описанные в статье произведения искусства стоят внимания туристов и горожан и могут порадовать прохожих даже в том случае, когда людям неизвестно, кого именно представляет скульптура или картина. Тут уместно вспомнить слова Шекспира, вложенные поэтом в уста его Джульеты: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».
P.S. От редакции «Планеты Беларусь»: проводя фотосъемку гродненских криптопамятников, мы не смогли пройти мимо романтичной скульптуры на берегу речки Городничанка.
Евгений Асноревский не упомянул ее в своем материале.
Но нам кажется, что она тоже напоминает какую-то известную белорусскую личность. Как думаете, кто бы это мог быть?
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....