Проясним историю архитекторов семьи Фонтана и некоторую путаницу с персонажами…
Когда-то именно на месте этого монастыря стоял древний православный храм. Пречистенская церковь размещалась вне укрепленного детинца и в позднем средневековье стала главным православным (греческим) собором города. Остатки этого храма были найдены только в 1980 году. Тогда-то исследователи и получили достоверные данные для датировки церкви. Перед ними был еще один памятник гродненской школы зодчества, а значит – церковь существовала тут с XII века. Какое посвящение имел храм во времена Гродненского княжества, историки не знают, но в эпоху ВКЛ храм упоминается как Пречистенский. В период позднего средневековья и раннего нового времени эту церковь, как и Коложу, реставрировали. Храм служил усыпальницей для православных членов могучего гродненского рода Воловичей. Погиб храм в XVII веке. Его остатки были засыпаны, а на территории церкви построили униатский монастырский комплекс.
Монастырь сестер базилианок на землях старинной Пречистенской церкви был основан еще в первой половине XVII века, но строительство каменного храма было начато только в 20-е годы XVIII века. До этого деревянные здания монастыря и каменная Пречистенская церковь успели пострадать в пожарах. Считается, что серьезный урон строениям комплекса нанесли действия московских войск в 50-х годах XVII века, а затем пожар, случившийся в первой четверти XVIII столетия. После этого и было начато строительство нового каменного храма. В публикациях существует путаница, касающаяся создателя проекта униатской церкви: автором нередко называют итальянского зодчего Иосифа Фонтану III.
Монастырь на рисунке Н.Орды, XIX век, и на фотографии 2006 годаРод архитекторов Фонтана был хорошо известен в Речи Посполитой и внес поистине огромный вклад в развитие архитектуры разных ее регионов. В частности, Иосиф Фонтана III преобразил облик Витебска, построив один из самых больших и интересных в художественном плане барочных храмов ВКЛ – витебский Успенский Собор.
Был ли гродненский храм делом рук Фонтаны III? Нет! На момент создания проекта гродненского храма архитектор был еще очень юн. Как предполагают некоторые исследователи, на самом деле гродненский храм проектировал отец Иосифа Фонтаны III – Иосиф Фонтана II. Получается, что в истории строительства гродненского униатского монастыря отца перепутали с сыном. Иосиф Фонтана II был, однако, не менее значительным архитектором. Он внес серьезный вклад в архитектурный облик Варшавы, в частности, участвовал в строительстве главной барочной базилики польской столицы – базилики Св. Креста.
Монастырь Рождества Богородицы в начале XX века
Интересно, что гродненский храм строился почти в то же время, что и скромный варшавский костел бонифратов, автором которого тоже был Фонтана. Архитектура этого здания представляет собой как бы несколько упрощенный облик гродненской униатской церкви.
Однако на этом путаница с архитекторами семьи Фонтана не заканчивается. Согласно некоторых новых публикаций, автором гродненского униатского храма был Доменик Фонтана – брат упоминаемого выше Иосифа Фонтаны II. Братья вместе приехали в Речь Посполитую, и старший, Иосиф, выбрал Варшаву, а младший, Доменик, поселился в Гродно. Поделив между собой сеймовые столицы Речи Посполитой, братья приступили к работе.
Монастырь в 30-е годы XX века
Гродненскому Доминику Фонтане приписывают строительство храма доминиканцев в Лишкяве (Лишкове). Этот костел весьма похож на гродненский храм базилианок и на варшавский костел бонифратов авторства Иосифа Фонтаны. Стиль братьев был по сути идентичен – и вполне можно допустить обмен проектными решениями между этими архитекторами.
Храм в Гродно имеет центральный купол и небольшие башенки, увенчанные довольно оригинальными деревянными куполами. Фасад украшают простые дорические пилястры и треугольный фронтон.
Интерьер собора был расписан уже во времена независимой Беларуси достаточно качественными фресками, в традиционной манере, и напоминает некоторые расписанные интерьеры старинных униатских храмов Украины.
На территории комплекса находится небольшая классическая часовня XIX века, построенная на средства имевшего плохую репутацию губернатора Муравьева-Виленского, известного как «Вешатель».
Любопытно размещение открытых археологами остатков Пречистенской церкви. Они погребены как раз под плиткой главного монастырского двора. Тут планируют сделать прозрачное окно с целью демонстрации фрагмента этих ценнейших руин.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....