de | en | by | pl

Игнатий Врублевский – человек, заслуживший нашу благодарную память

Автор: Милена Бо
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

О том, как по белорусским городам и местечкам с карандашом и ящиком с красками путешествовал художник Наполеон Орда, знают многие. На сотнях его акварелей, переведенных позднее в гравюры, навсегда были запечатлены храмы, усадьбы, парки – те наиболее интересные объекты, которые отличались своими архитектурными достоинствами либо были связаны с историческими событиями и выдающимися личностями. Предшественником Орды в этом деле по праву считается Юзеф Пешка, с фотографической точностью зафиксировавший виды белорусских городов на рубеже XVIII–XIX столетий. А были ли у Пешки и Орды последователи? Ну, конечно же, были. Только знаем мы о них в силу разных причин гораздо меньше.

Одним из таких художников был Игнатий Врублевский. Впрочем, был он не только художником – живописцем, графиком и рисовальщиком, – но также архитектором, гравёром, скульптором-медальером, дизайнером мебели.

1-Владислав-Подковиньский.-Портрет-художника-Игнатия-Врублевского.-1893_887.jpg Владислав Подковиньский. Портрет художника Игнатия Врублевского. 1893 г. Национальный музей в Варшаве

Родился Игнатий Врублевский 26 августа 1858 года в имении Гольни на Гродненщине. Детские годы провел в Игнатичах на Минщине (теперь это деревня Калинино Минского района). Потом учился в Рисовальной школе Войцеха Герсона в Варшаве. После окончания учебы в Варшаве и остался. Сотрудничал с различными художественными журналами, отправляя в них зарисовки с видами городов, костелов, сценок будничной жизни. В том числе и после своих путешествий по Беларуси, в которые всегда отправлялся с большой охотой. Понятное дело, что после революции такие поездки стали невозможны. Умер Врублевский в 1953 году в Варшаве.

Биография художника подробно изложена в статье сотрудницы Национального художественного музея Беларуси Надежды Усовой, которая была опубликована в журнале «Мастацтва» в 2002 году (№ 7–8, с. 32–35). Мы не будем здесь ее пересказывать, лучше остановимся на нескольких работах Игнатия Врублевского, посвященных Беларуси.


Прежде всего стоит отметить, что биография Игнатия Врублевского была тесно связана с родом Ельских – из этого рода происходила его мать Софья. Об отце художника Яне Врублевском трудно найти какие-либо сведения. Кроме тех, что после восстания 1863 года он вынужден был покинуть Российскую империю «по причинам политического характера». Ян Врублевский уехал во Францию, взяв с собой одного из четырех сыновей – Кароля. Кстати сказать, Кароль Врублевский, окончив университет в Вене и получив диплом химика, в конце 1880-х годов переехал в Австралию. На новом континенте занялся предпринимательством. А еще основал в Сиднее еженедельник на французском языке «Le Courrier Australien» (сам он с легкостью говорил на семи языках). Газета просуществовала до начала XXI века, став одним из старейших изданий Австралии на иностранном языке. Так что имя Кароля Врублевского в соответствующей интерпретации – Charles Adam Marie Wroblewski – попало на страницы «Австралийского биографического словаря». Чего не скажешь о Беларуси, где ни о Кароле, ни о Чарльзе Врублевском даже не слышали.

2-Первый-номер-еженедельника-«Le-Courrier-Australien»,-который-вышел-30-апреля-1892_1330.jpg Первый номер еженедельника «Le Courrier Australien», который вышел 30 апреля 1892 г.

Однако вернемся к брату австралийского издателя Игнатию Врублевскому. Именно родство с Ельскими обеспечивало ему тесную связь с Беларусью. Отсюда происходит и детство художника в Игнатичах – имении дядюшки Владимира Ельского, а потом его сына Вильгельма, и частые поездки в Замостье к другому родственнику – историку и коллекционеру Александру Ельскому. Владимир и Александр Ельские были женаты на родных сестрах – Софье и Гелене Каленчинских. И когда Владимира в 1863 году власти заподозрили в политической неблагонадежности и выслали на жительство под надзор полиции в Оренбургскую губернию, Александр Ельский не оставил в беде семью родственника и всю дальнейшую жизнь опекал его детей – Вильгельма, Владислава, Петра и Клару.

Игнатий Врублевский написал единственный известный сегодня живописный портрет Александра Ельского. Произошло это в 1888 году. Правда, до наших дней сохранился не оригинал, а только его живописная копия.

3 Игнатий Врублевский. Портрет Александра Ельского. 1888 г. Копия.jpg Игнатий Врублевский. Портрет Александра Ельского. 1888 г. Копия Эвелины Печильской-Ельской. Частное собрание

С Александром Ельским и его коллекцией была связана еще одна работа Врублевского. Рисунок «Лирник» был сделан в Замостье и опубликован в 1894 году в варшавском журнале «Wisła».

4-Игнатий-Врублевский.-Лирник.-Журнал-«Wisła»,-1894_887.jpg Игнатий Врублевский. Лирник. Журнал «Wisła», 1894 г.

Интересен и комментарий, который сделала к рисунку редакция: «Об инструменте, называемом лира, мы поместим скоро более обширную статью. Пока же, представляя изображение лирника, рисованное Игнатием Врублевским в Замостье под Минском, приводим несколько слов из описания, любезно присланного нам Александром Ельским.

Так называемые лирники поют под аккомпанемент лиры набожные песни, иногда исторические. Настоящие лирники – слепцы, составляют вид старинной корпорации, имеют свой нищенский язык, непонятный другим, проходят посвящение у избранных стариков, учатся песням, игре на лире и разнообразным молитвам. Эти же слепцы, что удивительно, сами изготавливают достаточно приличные лиры; одну такую лиру имеет в своем собрании Ельский, который также записал около тысячи выражений жаргона лирников».

Врублевского-портретиста хорошо представляет изображение еще одного представителя рода Ельских – Людвига, которое хранится в собрании Национального художественного музея Беларуси. Мы видим, что художник был способен придавать модели не только физическое сходство, но и дать ей тонкую психологическую характеристику.

5-Игнатий-Врублевский.-Людвиг-Ельский.-Акварель,-1891_887.jpg Игнатий Врублевский. Людвиг Ельский. Акварель, 1891 г. Национальный художественный музей Беларуси

Полное название портрета слегка обескураживает: «Людвиг Ельский (Луи Габриель де Гельки)». Это что ж за французистость такая? Откуда среди Ельских «Луи» и «де»? Оказывается, все верно, была и французская линия рода. Родной брат деда Игнатия Врублевского вторым браком сочетался с француженкой Габриелой Розалией Дюпайо. Вот оттуда и пошло-поехало (вплоть до вензеля с инициалами под короной на портрете Людвига-Луи).

Репортажный рисунок, к которому чаще всего прибегал Игнатий Врублевский при изображении архитектурных объектов, выработал у него особый графический стиль – суховатый, документальный, протокольный. Такими были, скажем, его зарисовки имений Ланевских в Борисовщине или Ваньковичей в Рудакове, сделанные во время путешествий по Беларуси.

6 Игнатий Врублевский. Имение Рудаков Речицкого уезда. 1891 г..jpg Игнатий Врублевский. Имение Рудаков Речицкого уезда. 1891 г.

В начале 1900-х художник посещает Италию и Францию и в Париже начинает заниматься офортом. Теперь его стиль – о чудо! – сильно меняется. По своим старым зарисовкам 1890-х годов Врублевский делает и издает в Париже в 1907 году альбом офортов, на обложке которого помещает надпись: «Несвиж. Замок. Рисовал и гравировал Иг. Врублевский».

7-Фрагмент-обложки-альбома-Игнатия-Врублевского-«Несвиж.-Замок».-Париж,-1907_650.jpg Фрагмент обложки альбома Игнатия Врублевского «Несвиж. Замок». Париж, 1907 г.

8-Игнатий-Врублевский.-Башня-замка-в-Несвиже.-Офорт-из-альбома-«Несвиж.-Замок».-Париж,-1907_887.jpg Игнатий Врублевский. Башня замка в Несвиже. Офорт из альбома «Несвиж. Замок». Париж, 1907 г.

Теперь в своих работах художник детально и любовно прорабатывает детали, мягко «рисует» сухой иглой изображение, насыщая его чувством и лирическим переживанием. Особенно хорошо это заметно, если поставить рядом офорт Врублевского и фотографию того же архитектурного фрагмента несвижского замка.

9-10.jpg Замок в Несвиже. Фото начала ХХ в. и офорт Игнатия Врублевского из альбома «Несвиж. Замок» (Париж, 1907 г.)

Еще одну ипостась Врублевского – на этот раз скульптора-медальера – представляет медаль, посвященная 500-летию Грюнвальдской битвы. Она была выполнена в 1910 году совместно с Михаилом Ганкелевичем. На аверсе медали изображен профиль короля Владислава Ягайлы, на реверсе – фрагмент битвы. Динамичное движение лошадей в сложных позах, тонкая лепка деталей – явные признаки мастерства авторов и их способностей художников-баталистов.

11-Игнатий-Врублевский,-Михаил-Ганкелевич.-Медаль,-посвященная-500-летию-Грюнвальдской-битвы.-1910-г..jpg Игнатий Врублевский, Михаил Ганкелевич. Медаль, посвященная 500-летию Грюнвальдской битвы. 1910 г.

И в завершении несколько слов о Врублевском-архитекторе. Из сохранившихся проектов мы остановимся только на одном – том, что был реализован в Беларуси. Речь пойдет об уже не раз упоминавшемся имении Игнатичи – милом уголке, где прошло детство художника. До 1914 года – начала Первой мировой войны – его тогдашний владелец Вильгельм Ельский по проекту Врублевского перестроил усадебный дом, заменив старое деревянное сооружение на новое двухэтажное кирпичное, что сохранилось доныне.

12-Игнатовичи.-Усадебный-дом,-построенный-по-проекту-Игнатия-Врублевского.jpg Игнатовичи. Усадебный дом, построенный по проекту Игнатия Врублевского. Фото начала ХХ в.

Не поддаваясь модным веяниям эпохи, автор проекта тактично ввел в декорацию здания элементы декора барокко – лепнину, скульптурные украшения, овальное окно над балконом и парадной лестницей главного входа. Дом получился небольшой, но очень уютный, его изысканный декор радует глаз посетителя еще и сегодня. В советское время в здании долго размещалась школа, что и спасло сооружение от разрушения.

13-A29V9785pb_1330.jpg

Но сейчас дом брошен и даже малодоступен для обозрения, что очень печально.

14-A29V9804pb_1330.jpg

Игнатий Врублевский, человек художественно разносторонне одаренный, безусловно, заслуживает нашей благодарной памяти. Ну и, конечно, более тщательного изучения его наследия, которое – в этом нет сомнения – таит еще много интересного.

15-A29V9802pb_1330.jpg


Самые популярные Самые обсуждаемые