О том, как по белорусским городам и местечкам с карандашом и ящиком с красками путешествовал художник Наполеон Орда, знают многие. На сотнях его акварелей, переведенных позднее в гравюры, навсегда были запечатлены храмы, усадьбы, парки – те наиболее интересные объекты, которые отличались своими архитектурными достоинствами либо были связаны с историческими событиями и выдающимися личностями. Предшественником Орды в этом деле по праву считается Юзеф Пешка, с фотографической точностью зафиксировавший виды белорусских городов на рубеже XVIII–XIX столетий. А были ли у Пешки и Орды последователи? Ну, конечно же, были. Только знаем мы о них в силу разных причин гораздо меньше.
Одним из таких художников был Игнатий Врублевский. Впрочем, был он не только художником – живописцем, графиком и рисовальщиком, – но также архитектором, гравёром, скульптором-медальером, дизайнером мебели.
Владислав Подковиньский. Портрет художника Игнатия Врублевского. 1893 г. Национальный музей в Варшаве
Родился Игнатий Врублевский 26 августа 1858 года в имении Гольни на Гродненщине. Детские годы провел в Игнатичах на Минщине (теперь это деревня Калинино Минского района). Потом учился в Рисовальной школе Войцеха Герсона в Варшаве. После окончания учебы в Варшаве и остался. Сотрудничал с различными художественными журналами, отправляя в них зарисовки с видами городов, костелов, сценок будничной жизни. В том числе и после своих путешествий по Беларуси, в которые всегда отправлялся с большой охотой. Понятное дело, что после революции такие поездки стали невозможны. Умер Врублевский в 1953 году в Варшаве.
Биография художника подробно изложена в статье сотрудницы Национального художественного музея Беларуси Надежды Усовой, которая была опубликована в журнале «Мастацтва» в 2002 году (№ 7–8, с. 32–35). Мы не будем здесь ее пересказывать, лучше остановимся на нескольких работах Игнатия Врублевского, посвященных Беларуси.
Прежде всего стоит отметить, что биография Игнатия Врублевского была тесно связана с родом Ельских – из этого рода происходила его мать Софья. Об отце художника Яне Врублевском трудно найти какие-либо сведения. Кроме тех, что после восстания 1863 года он вынужден был покинуть Российскую империю «по причинам политического характера». Ян Врублевский уехал во Францию, взяв с собой одного из четырех сыновей – Кароля. Кстати сказать, Кароль Врублевский, окончив университет в Вене и получив диплом химика, в конце 1880-х годов переехал в Австралию. На новом континенте занялся предпринимательством. А еще основал в Сиднее еженедельник на французском языке «Le Courrier Australien» (сам он с легкостью говорил на семи языках). Газета просуществовала до начала XXI века, став одним из старейших изданий Австралии на иностранном языке. Так что имя Кароля Врублевского в соответствующей интерпретации – Charles Adam Marie Wroblewski – попало на страницы «Австралийского биографического словаря». Чего не скажешь о Беларуси, где ни о Кароле, ни о Чарльзе Врублевском даже не слышали.
Однако вернемся к брату австралийского издателя Игнатию Врублевскому. Именно родство с Ельскими обеспечивало ему тесную связь с Беларусью. Отсюда происходит и детство художника в Игнатичах – имении дядюшки Владимира Ельского, а потом его сына Вильгельма, и частые поездки в Замостье к другому родственнику – историку и коллекционеру Александру Ельскому. Владимир и Александр Ельские были женаты на родных сестрах – Софье и Гелене Каленчинских. И когда Владимира в 1863 году власти заподозрили в политической неблагонадежности и выслали на жительство под надзор полиции в Оренбургскую губернию, Александр Ельский не оставил в беде семью родственника и всю дальнейшую жизнь опекал его детей – Вильгельма, Владислава, Петра и Клару.
Игнатий Врублевский написал единственный известный сегодня живописный портрет Александра Ельского. Произошло это в 1888 году. Правда, до наших дней сохранился не оригинал, а только его живописная копия.
Игнатий Врублевский. Портрет Александра Ельского. 1888 г. Копия Эвелины Печильской-Ельской. Частное собрание
С Александром Ельским и его коллекцией была связана еще одна работа Врублевского. Рисунок «Лирник» был сделан в Замостье и опубликован в 1894 году в варшавском журнале «Wisła».
Игнатий Врублевский. Лирник. Журнал «Wisła», 1894 г.
Интересен и комментарий, который сделала к рисунку редакция: «Об инструменте, называемом лира, мы поместим скоро более обширную статью. Пока же, представляя изображение лирника, рисованное Игнатием Врублевским в Замостье под Минском, приводим несколько слов из описания, любезно присланного нам Александром Ельским.
Так называемые лирники поют под аккомпанемент лиры набожные песни, иногда исторические. Настоящие лирники – слепцы, составляют вид старинной корпорации, имеют свой нищенский язык, непонятный другим, проходят посвящение у избранных стариков, учатся песням, игре на лире и разнообразным молитвам. Эти же слепцы, что удивительно, сами изготавливают достаточно приличные лиры; одну такую лиру имеет в своем собрании Ельский, который также записал около тысячи выражений жаргона лирников».
Врублевского-портретиста хорошо представляет изображение еще одного представителя рода Ельских – Людвига, которое хранится в собрании Национального художественного музея Беларуси. Мы видим, что художник был способен придавать модели не только физическое сходство, но и дать ей тонкую психологическую характеристику.
Игнатий Врублевский. Людвиг Ельский. Акварель, 1891 г. Национальный художественный музей Беларуси
Полное название портрета слегка обескураживает: «Людвиг Ельский (Луи Габриель де Гельки)». Это что ж за французистость такая? Откуда среди Ельских «Луи» и «де»? Оказывается, все верно, была и французская линия рода. Родной брат деда Игнатия Врублевского вторым браком сочетался с француженкой Габриелой Розалией Дюпайо. Вот оттуда и пошло-поехало (вплоть до вензеля с инициалами под короной на портрете Людвига-Луи).
Репортажный рисунок, к которому чаще всего прибегал Игнатий Врублевский при изображении архитектурных объектов, выработал у него особый графический стиль – суховатый, документальный, протокольный. Такими были, скажем, его зарисовки имений Ланевских в Борисовщине или Ваньковичей в Рудакове, сделанные во время путешествий по Беларуси.
Игнатий Врублевский. Имение Рудаков Речицкого уезда. 1891 г.
В начале 1900-х художник посещает Италию и Францию и в Париже начинает заниматься офортом. Теперь его стиль – о чудо! – сильно меняется. По своим старым зарисовкам 1890-х годов Врублевский делает и издает в Париже в 1907 году альбом офортов, на обложке которого помещает надпись: «Несвиж. Замок. Рисовал и гравировал Иг. Врублевский».
Фрагмент обложки альбома Игнатия Врублевского «Несвиж. Замок». Париж, 1907 г.
Игнатий Врублевский. Башня замка в Несвиже. Офорт из альбома «Несвиж. Замок». Париж, 1907 г.
Теперь в своих работах художник детально и любовно прорабатывает детали, мягко «рисует» сухой иглой изображение, насыщая его чувством и лирическим переживанием. Особенно хорошо это заметно, если поставить рядом офорт Врублевского и фотографию того же архитектурного фрагмента несвижского замка.
Еще одну ипостась Врублевского – на этот раз скульптора-медальера – представляет медаль, посвященная 500-летию Грюнвальдской битвы. Она была выполнена в 1910 году совместно с Михаилом Ганкелевичем. На аверсе медали изображен профиль короля Владислава Ягайлы, на реверсе – фрагмент битвы. Динамичное движение лошадей в сложных позах, тонкая лепка деталей – явные признаки мастерства авторов и их способностей художников-баталистов.
И в завершении несколько слов о Врублевском-архитекторе. Из сохранившихся проектов мы остановимся только на одном – том, что был реализован в Беларуси. Речь пойдет об уже не раз упоминавшемся имении Игнатичи – милом уголке, где прошло детство художника. До 1914 года – начала Первой мировой войны – его тогдашний владелец Вильгельм Ельский по проекту Врублевского перестроил усадебный дом, заменив старое деревянное сооружение на новое двухэтажное кирпичное, что сохранилось доныне.
Игнатовичи. Усадебный дом, построенный по проекту Игнатия Врублевского. Фото начала ХХ в.
Не поддаваясь модным веяниям эпохи, автор проекта тактично ввел в декорацию здания элементы декора барокко – лепнину, скульптурные украшения, овальное окно над балконом и парадной лестницей главного входа. Дом получился небольшой, но очень уютный, его изысканный декор радует глаз посетителя еще и сегодня. В советское время в здании долго размещалась школа, что и спасло сооружение от разрушения.
Но сейчас дом брошен и даже малодоступен для обозрения, что очень печально.
Игнатий Врублевский, человек художественно разносторонне одаренный, безусловно, заслуживает нашей благодарной памяти. Ну и, конечно, более тщательного изучения его наследия, которое – в этом нет сомнения – таит еще много интересного.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....