by | de | pl | en

Исчезнувшая жемчужина рококо на берегу Немана

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Основание гродненского костела и монастыря кармелитов в значительной степени было делом одной семьи, проявившей немалое упорство в осуществлении своего замысла.

1-Храм-кармелитов_1330.jpg Храм кармелитов. Начало ХХ века

Андрей Котович происходил из средней гродненской шляхты, и его род не имел большого значения на общегосударственном уровне. Однако сам Андрей смог сделать неплохую карьеру. Жизнь этого шляхтича была полна интересных событий. В молодости он путешествовал по Европе вместе с будущем польским королем и великим князем литовским Яном Казимиром. Котович был схвачен вместе с королевичем по приказу знаменитого кардинала Ришелье. Яна Казимира обвинили в шпионаже в пользу Испании и вместе со свитой водворили в один из французских замков, откуда после вмешательства посольства Речи Посполитой выпустили. Вышел на свободу и Андрей Котович. Видимо, такое совместное приключение с будущим монархом оказало влияние на продвижение по службе. В 1652 году Котович стал гродненским старостой, а в 1658 году писарем ВКЛ, после чего Андрей курировал отношения с Россией. Предполагается, что и умер гродненский староста в Москве, во время одной из дипломатических миссий.

Андрей Котович и его жена Цецилия в первой половине 70-х годов XVII века скупали участки в Гродно, чтобы потом пожертвовать земли кармелитам. Формальный акт основания монастыря был утвержден в 1676 году. Однако кармелиты появились в городе раньше. Таким образом, широкая датировка появления в Гродно кармелитской святыни, это период с 50-х до 70-х годов XVII века. Именно в это время монахи возвели деревянный костел. Известно, что в 1673 году капитул провинции кармелитов послал в Гродно отца Иософата, который должен был участвовать в создании гродненского филиала.

В 1672 году монастырь получил в дар деревню Казимировка, которую пожертвовал гродненский судья Казимир Ян Газуба. Это пожертвование утвердил гродненский сейм 1678 года.

2_887.jpg Король Ян Собеский, один из меценатов монастыря

В 1679 году король Ян Собеский подарил кармелитам участок земли. Волковысский маршалок Николай Огинский с женой Кристиной в 1681 году даровали гродненским кармелитам одно из своих имений. Кроме того, кармелитов облагодетельствовал еще один представитель рода Котовичей – Грегорий, который подарил монастырю несколько деревень.

Зафиксированный на планах деревянный костел находился напротив участка, позднее занятого каменным храмом.

Путешественник XVIII века В. Шлемюллер осматривал храм во время визита в Гродно. Он называет костел старым и маленьким, но отмечает наличие в нем пяти позолоченных алтарей.

Новый костел тоже был построен на участке Котовичей. По информации кармелитских источников, монахи строили новые здания за свой счет. Однако известны и некоторые меценаты монастыря, совершавшие свои благодеяния в этот период. В 30-х годах XVIII века средства кармелитам передавали: Ян Карп, Адам и Ян Гротусы, Грегорий Котович. В 1752 году тот же путешественник Шлемюллер писал о еще недостроенном костеле, что тот «…будет великолепен. Спереди в стиле романском, весьма сильно украшенный». По мнению В. Толочко, писавшего о костеле в 1915 году: «Был это без сомнения великолепнейший костел кармелитов в диоцезе, а может и во всем крае».

3-Храм-в-начале-XIX-века_800.jpg Храм в начале XIX века

В период нахождения в составе Российской империи строения монастыря служили тюрьмой, а затем и вовсе были переделаны в казармы.

4_984.jpg Храм кармелитов под цифрой 7 на фотопанораме второй половины XIX века

В 1994 году, на заре белорусской независимости, зданию придали черты, призванные напоминать о былом облике, то есть соорудили высокий щит, барочный по очертаниям, контрастирующий с хай-тек элементами фасада.

5-2012-06-02_i9_9734_887.jpg

Новый каменный храм кармелитов относился к виленскому барокко, представляя, таким образом, более редкий для этого стиля вариант безбашенного храма. Приблизительные размеры этой базилики 20 на 30 метров (с учетом помещения за апсидой храма). Главный фасад обладал исключительным по сложности барочным силуэтом, изощренность очертаний которого можно было бы, пожалуй, сравнить в ВКЛ только с весьма небольшим количеством храмов, к примеру, с костелом Св. Яна в Вильнюсе.

6 Главный фасад кармелитоского храма.jpg

Костел имел наиболее пышный лепной декор среди всех гродненских храмов. Рокайльная лепнина обильно покрывала стены. Все лепные элементы, в том числе и капители пилястр, были решены в стиле рококо. Особенно выделялся крупный рельеф по центру фасада, между первым и вторым ярусами. Костел украшали пять ниш для круглых скульптур. Хвалебные отзывы Шлемюллера и Толочко были полностью заслуженными. Архитектура этого храма перекликалась с архитектурой некоторых других костелов Речи Посполитой, к примеру, варшавского храма визиток. Завитки фронтона служили основаниями для барочных ваз.

Храм кармелитов, наравне с виленским костелом Св. Яна, является одним из двух величайших памятников виленского барокко.

7 Интерьер костёла.jpg

В интерьере были установлены несколько крупных каменных алтарей и амвон, эти элементы украшала богатая лепнина. Главный двухъярусный алтарь был решен в стиле рококо. Между сводами и нижним ярусам, по центру алтаря, располагался богатый декоративный элемент, представляющий собой как бы падающий поток сложной «облачной» формы. Две пары колон на высоких постаментах возвышались над богатым порталом, через который можно было пройти в отдельное помещение. Большие пилястры центрального нефа имели исключительно сложные рокайльные капители. Сложный декор в стиле рококо украшал и амвон. Декоративные элементы остальных алтарей гармонировали с оформлением главного алтаря. Рококо в интерьере кармелитского костела было как бы возведено в абсолют, представляя собой крайнюю степень вычурности, свойственной этому стилю, но при том гармоничный ансамбль, с проработкой всех, даже малых, деталей. Благодаря такому решению, в храме удалось создать один из наиболее ярких и целостных рокайльных интерьеров ВКЛ.

С левой стороны храма находится перестроенный корпус монастыря. Архитектором храма иногда называют Доменико Фонтана. Значительно убедительнее, по крайней мере в случае базирования на искусствоведческом анализе, гипотезы об авторстве Гвидо Антонио Лонги (Guido Antonio Longhi) либо Антонио Парака (Antonio Paracca). Лонги приписывают проекты храмов в польских Бжезнье и Кобыльке, которые представляют собой здания со сложными барочными щитами, рокайльным декором и без полукруглой апсиды. Подобное решение имел и гродненский костел кармелитов.

10-2021-12-01-Гродно-DJI_0285pb_1330.jpg

Любопытно, что некоторые элементы бывшего храма гродненских кармелитов якобы сохранились и разбросаны и тут, и там. По некоторым данным, одна из кованных решеток, украшавших костел, используется в качестве части балкона старого дома на проспекте Космонавтов, 24.

9-2021-12-01-Гродно-DJI_0291pb_1330.jpg

Нет сомнений, что восстановление шикарного фасада здания бывшего храма сделало бы эту часть города еще более привлекательной для туристов.

10-2021-12-01-Гродно-DJI_0281pb_1330.jpg

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые