История Дукоры: от Кезгайло, Монюшко, Ошторпов до «Дукорскага маёнтка»

Автор: Андрей Бородин
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Всего в 30 км от Минска, на берегу Свислочи, расположено место с богатейшей историей, которое год от года привлекает все больше туристов. Речь идет об усадьбе, которая ведет отсчет своей истории с XIX века. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что имение под названием Дукора упоминается еще 1581 году.


В самом начале XVI столетия Дукора входила в волость Бакшты. Это название, типичное, скорее, для северо-западной Беларуси, свидетельствует о том, что когда-то здесь проживали представители балтских племен. И именно в балтийских языках стоит, очевидно, искать корни самого названия местечка (dūkrà – по-литовски «падчерица»).
Волость Бакшты принадлежала знатному дворянину Великого княжества Литовского Николаю Кезгайло, земскому литовскому маршалку, а затем его сыну Станиславу. 

1-Портрет-Станислава-Кезгайло.-Рисунок-Йозефа-Полковского-1862-года-с-более-древнего-родового-портрета.-rescale-enhance-700h.jpg Портрет Станислава Кезгайло. Рисунок Йозефа Полковского 1862 года с более древнего родового портрета

Владельцами Дукоры побывали представители многих знатных родов, включая Завишей, Шеметов, Огинских.

В конце XVIII века Речь Посполитая и Великое княжество Литовское переживали не лучшие времена. Один за одним происходили разделы государства между соседями. В этих условиях последний великий гетман литовский Михал Казимир Огинский передал свои земли Михалу Клеофасу Огинскому, который прославился легендарным полонезом «Прощание с Родиной».

2-Портрет-Михаила-Казимира-Огинского-неизвестного-художника-18-века.-rescale-enhance-887h.jpg Портрет Михаила Казимира Огинского неизвестного художника XVIII века

В итоге Дукора, как и соседние Смиловичи, досталась одновременно двум арендаторам: Станиславу Монюшко (не путать со знаменитым композитором, который приходится ему внуком) и Франтишку Ошторпу. Именно с его потомками и связан весь последующий расцвет Дукоры.

Станислав Монюшко и Франтишек Ошторп были не только соседями, но и родственниками. Во многом благодаря этому они долгое время совместно управляли Дукорой и другими имениями. Но после того, как Михал Клеофас Огинский был вынужден отдать эти земли за долги своим арендаторам, они решили их разделить.

Удивительно, но произошло это с помощью вытягивания жребия. Именно он определил, что Дукора должна отойти Франтишку Ошторпу, тогда как Станиславу Монюшко достались Смиловичи. При этом партнеры учли наличие в местечках христианских храмов. Поскольку в Смиловичах уже имелся большой и красивый костел, то Станислав Монюшко пожертвовал средства на строительство храма в Дукоре.

Франтишек Ошторп, который из арендатора превратился в настоящего помещика, показал себя рачительным хозяином. Благодаря его знаниям и энергии Дукора приносила хороший доход. Это позволило начать строительство роскошного дворца Леону Ошторпу, унаследовавшему имение. Он был действительным статским советником, а также носил титул командора Мальтийского ордена. Не удивительно, что Леон Ошторп нуждался в резиденции, которая соответствовала бы его положению в обществе.

Строительство дворца завершилось в начале XIX века, тогда же был разбит парк, который по моде того времени состоял из двух частей: пейзажной и регулярной. Выделялась парадная брама, представлявшая собой настоящую башню с помещением для стражи. На первом ярусе висел колокол, а второй украшали часы. Завершал картину высокий шпиль, на котором развевалась гербовая хоругвь.

Сразу за брамой начиналась въездная аллея, вдоль которой стояли хозяйственные постройки. Одна из них использовалась как конюшня, там же хранилась карета, предназначенная для торжественных выездов, в другой жил управляющий имением. Усадьба представляла собой целый производственный комплекс, который включал кузницу, винокурню, водяную мельницу, амбары, три корчмы и т.д. Однако настоящей гордостью Леона Ошторпа был конезавод. Имена многих выращенных здесь жеребцов (Зодиак, Яшма и др.) до сих пор на слуху у специалистов, в свое время они были настоящими звездами.

Что же касается дворца, то его отделка отличалась особой пышностью, при нем имелись собственный оркестр, цирк, богатая библиотека и даже картинная галерея. Собрание включало в себя две картины Яна Дамеля, друга Леона Ошторпа. Этот человек прославился своими легендарными балами и не менее легендарными пирами (согласно книге «Живописная история», они продолжались неделями – вряд ли это большое преувеличение). Стоит ли удивляться, что Дукора быстро превратилась в настоящее место притяжения, где любили бывать образованные люди со всей округи.

Однако в 1812 году все благополучие Дукоры оказалось под угрозой. Леон Ошторп стал одним из тех представителей литовской шляхты, кто активно поддержал Наполеона.

Он командовал минским полком жандармерии наполеоновской армии. Во время наступления войск Наполеона на Москву полк охранял стратегически важные дороги в тылу от диверсий российской армии. Также есть сведения, что именно он помогал Наполеону налаживать переправы на Березине, по одной из которых французский император впоследствии успешно ускользнул от российских войск. Для успешной деятельности на своем посту Наполеон даже выделял Ошторпу в подчинение отряд из 40 кавалеристов своей личной гвардии!

Леону Ошторпу очень повезло, что российский император Александр I был к нему милостив. Иначе ему пришлось бы жить далеко за пределами своих родных земель, а мы бы не узнали той Дукоры, какой она стала в дальнейшем.

А превратилась она в крупный культурный центр. Со временем здесь появился музыкальный салон, считавшийся лучшим на землях бывшего Великого княжества Литовского, при Дукорском имении начал действовать свой театр. Рос и авторитет Леона Ошторпа среди дворян Минской губернии. В 1823 году он становится предводителем этого дворянства. По воспоминаниям современников, Леон Ошторп на своем посту отличался исключительной справедливостью ко всем, кто к нему обращался, стремился создать в крае атмосферу дружбы и взаимопомощи. Он делал все возможное, чтобы шляхта Минской губернии могла спокойно жить и развиваться.

5-Портрет-Леона-Ошторпа.-Художник-Фалецкий-1830-г.-rescale-enhance-887h.jpg Портрет Леона Ошторпа. Художник Фалецкий 1830 г.

Минчане и гости города, которые посещают старинное Кальварийское кладбище, должны знать, что так оно выглядит именно благодаря Леону Ошторпу. При его содействии в 1830 и 1841 годах были построены входная брама и новый каменный костел с несколькими часовнями, а получить разрешение на строительство костела в те годы было очень и очень непросто. К общему портрету Леона Ошторпа на должности предводителя минского дворянства можно дополнить и такой факт, что с 1840 года он регулярно перечислял значительную часть дохода своего имения в Дукоре на нужды минских госучреждений. Ошторп фактически содержал за свой счет все минские суды.

Леон Ошторп трагически погиб в 1851 году. Возвращаясь в своей карете из Минска с младшей дочерью Леокадией, он проезжал мост через Свислочь у деревни Пески (недалеко от современной железнадорожной станции Михановичи). Во время проезда по мосту лошади, запряженные в экипаж, внезапно чего-то испугались и бросились вместе с каретой в воду…

3-Портрет-Леона-Ошторпа.-Литография-из-«Виленского-альбома»-Яна-Казимира-Вильчинского-rescale-denoise-enhance-887h.jpg Портрет Леона Ошторпа. Литография из «Виленского альбома» Яна Казимира Вильчинского

На Леоне Ошторпе его род пресекся, поскольку он не оставил наследников мужского пола – лишь трех дочерей, которые в течение следующих 20 лет совместно управляли имением. По всей видимости, делали они это не самым лучшим образом, поскольку в 1874 году, когда Дукору приобрел Константин Гартинг, имение находилось в запущенном состоянии. Этот выходец из обрусевшей голландской семьи сделал успешную карьеру в российской армии, дослужившись до чина полковника.

6-Барон-Константин-Мартинович-Гартинг-rescale-denoise-enhance-887h.jpg Барон Константин Мартинович Гартинг

Местная шляхта в основном недружелюбно отнеслась к новому соседу. Однако благодаря его жене Юзефе Неселовской из древнего литовского рода отношение начало постепенно меняться. К тому же Константин Гартинг вызывал уважение своим эффективным управлением, сумев восстановить имение, которое смогло достичь былого блеска, а где-то даже превзойти его.

9-Антоний-Константинович-Гартинг-rescale-denoise-enhance-887h.jpg Антоний Константинович Гартинг

После того, как Константин Гартинг скончался в 1891 году, хозяином Дукоры стал его старший сын по имени Антоний. Он служил офицером в гусарском полку и был женат на Ванде Дерналович. При новых владельцах имение продолжило развиваться. К тому моменту вместе с садами оно занимало внушительную площадь – 40 га. Помимо собственно дворца и многочисленных хозяйственных построек имелись два флигеля.

4-Дворец-в-Дукоре.-Рисунок-Наполеона-Орды-1876-г.-rescale-enhance-984w.jpg Дворец в Дукоре. Рисунок Наполеона Орды, 1876 г.

Благодаря тому, что в 1876 году здесь побывал Наполеон Орда и зарисовал усадьбу, сегодня можно получить представление о том, как она выглядела в период своего расцвета. На акварели изображен каменный двухэтажный дворец в стиле классицизм, чей главный фасад украшал портик с четырьмя колоннами. Однако Гартинги решили расширить дворец.

Так у него появились крылья, которые хорошо видны на фотоснимке, датированным 1904 годом. Бросаются в глаза широкие окна. Это было сделано специально для того, чтобы пропускать как можно больше света, поскольку в крыльях размещались оранжерея и зимний сад, который могли позволить себе лишь очень богатые люди. Кроме того, правое крыло занимала семейная часовня.

8-Дукорский-дворец.-Фотография-времён-Первой-мировой-войны.-rescale-denoise-enhance-984w.jpg Дукорский дворец. Фотография времен Первой мировой войны

Среди комнат дворца особенного внимания заслуживал так называемый царский зал. По разным сведениям, одна из стен этого зала была полностью зеркальной, на полу из паркета был выложен узор, изображающий тропические растения и животных, а потолок расписан образами мифологических героев. Некоторые исследователи пишут, что этот зал назывался царским, потому что якобы в нем планировался прием царя Николая II, но это не так. Царским этот зал назывался из-за картин друга Леона Ошторпа, художника Яна Дамеля. Это огромного размера полотна «Павел I освобождает из тюрьмы Тадеуша Костюшко» и «Александр I дарует амнистию участникам войны 1812 года». Об этих картинах рассказывают интересную историю, связанную с визитом в 1857 году в Минск императора Александра II. В честь его приезда в минском доме губернатора, который находился на Соборной площади (современной площади Свободы) давали бал. В дверях российского царя встречала… Людвика Ошторп! Та самая старшая дочь Леона Ошторпа, которая стала женой его наследника на посту губернского предводителя дворянства – Оттона Горватта. Людвика провела императора в кабинет, в котором находились богато украшенные цветами те самые картины, специально привезенные по такому случаю из Дукоры! Такой тонкий намек был дан минским дворянством самому царю: ведь с одной стороны на них были изображены особы императорского дома, а с другой стороны там изображались сюжеты, где эти особы совершали действия весьма благоприятные для патриотов бывшей Речи Посполитой.

7-Ян-Дамель.-Павел-I-освобождает-Тадеуша-Костюшко-из-тюрьмы.-Эта-картина-некогда-висела-в-дукорском-дворце.-rescale-denoise-enhance-887h.jpg Ян Дамель. Павел I освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы. Эта картина некогда висела в дукорском дворце

Гордостью усадьбы был также большой парк. Роль своеобразной центральной оси выполняла аллея шириной 8 метров, которая связывала два въезда, расположенных на его противоположных сторонах. Аллея была обсажена старыми кленами. К усадебному дому примыкала регулярная часть парка. Однако имелись здесь и свободные композиции, созданные на основе естественных насаждений.

При Антонии Гартинге и парк, и сам дворец подверглись основательной реконструкции. При этом были утрачены многие декоративные элементы, украшавшие его раньше, о чем последующие владельцы имения сожалели.

Последнее крупное изменение произошло в 1912 году, когда была построена часовня, призванная служить родовой усыпальницей Гартингов. Ничего подобного раньше на территории усадьбы не было, поскольку Ошторпов хоронили в приходском костеле (в 1863 году он был передан православной общине).

Последним владельцем Дукоры стал Георгий Гартинг. В 1917 году ему исполнилось 18 лет, и он сразу же отправился в Санкт-Петербург, чтобы, как и все его предки, пройти обучение в Пажеском корпусе. Он успел закончить аккурат последний его выпуск уже после Февральской революции при временном правительстве Керенского. А потом случился большевистский переворот – и Гартинг оказался на фронтах гражданской войны. Он воевал с большевиками до последнего, был в составе Русской Армии барона Врангеля в Крыму и эвакуировался вместе с ее остатками во Францию из Севастополя в ноябре 1920 года…

С этого момента начался постепенный упадок усадьбы, который растянулся на десятилетия. Дворец, который вскоре после отъезда последнего владельца, приспособили под школу, был взорван партизанами в июне 1944 года. Однако большая часть построек, включая флигель и парадную браму, все же уцелела, сохранился и старинный парк.

10 Дукора, панорама.jpg

Возрождение Дукорского дворцово-паркового комплекса началось лишь в 2015 году. Благодаря предприятию ЗАО «Пуховичский продукт» в Дукоре был создан великолепный туристический и музейный комплекс, который с каждым годом привлекает все больше и больше туристов.

aec6134e7f1b39c3a801c7c189f319_1330pb.jpg

Гости «Дукорскага маёнтка» могут остановиться в одном из гостевых домов, расположенных на территории имения. При его создании ставилась цель познакомить как можно большее число туристов с традициями белорусской шляхты, а также сохранить исконные ремесла. В течение всего года на базе музейного комплекса «Дукорскi маёнтак» проводятся развлекательные мероприятия, приуроченные к различным праздникам народного календаря.

12 Дукора, перевернуты.jpg

Еще одним аттракционом, который пользуется популярностью среди гостей Дукоры, является дом-перевертыш. Он спроектирован так, что стоит не на фундаменте, а на крыше. Внутри все также перевернуто вверх ногами. Так, например, мебель свисает с потолка. Это вполне соответствует желаниям белорусской шляхты, которая стремилась всеми возможными способами удивить гостей.

Традиция продолжается…



Смотрите также

Статьи
История Дукоры: возрождение

Сегодня название этого населенного пункта знают все, кто любит

Статьи
Брамы неўміручасці. 10 самых интересных ворот стародавней Беларуси

Легендарные и никем из ныне живущих не виденные, выдуманные и

Достопримечательности
Усадьба Ошторпов в Дукоре

У местечка Дукора давняя история. С XVI века его хозяевами были

Самые популярные Самые обсуждаемые