Ru
En Bl

Дожинки гауляйтера Кубе в Минске

Автор: Нелла Назарова
31.08.2017

Дожинки – языческий культовый обряд. Его корни уходят в далекое прошлое, в дохристианскую эпоху. Наши предки, занимаясь земледелием, считали, что судьба урожая зависит от благосклонности богов и духов, поэтому обращались к ним, совершая особые ритуалы поклонения во время уборки урожая.

После революции 1917 г. обряд Дожинок изменился. В начале 1930-х был учрежден профессиональный праздник – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Его отмечали во второе воскресенье октября. Эта дата узаконена и в настоящее время. Однако сакральное ядро праздника было изъято из него в ходе борьбы с «религией – опиумом для народа». Это уже был социалистический обряд.

Когда во время Великой Отечественной войны Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, гауляйтер Вильгельм Кубе организовал масштабное празднование Дожинок со включением религиозных элементов. Зачем?

Минск был занят фашистами 28 июня 1941 года. Вскоре (17 июля) Гитлер лично назначил Вильгельма Кубе на должность генерального комиссара Генерального округа Белоруссия (Белорутения). Штаб-квартирой округа был определен Минск: Генеральный комиссариат «Белорутения» разместился в бывшем здании Присутственных мест (ныне – областной Дом профсоюзов на пл. Свободы).

Фото №2.jpg

Вильгельм Кубе появился в Минске 1 сентября 1941 года и практически сразу же занялся «заигрыванием» с местным населением – гауляйтеру было необходимо срочно завоевать его симпатии, таков был один из основных принципов деятельности нового начальства. Уже в сентябре в столице громко открывается театральный сезон с пьесами белорусских авторов, начинают функционировать белорусскоязычные школы, создаются организация Белорусской народной самопомощи для заботы о детях-сиротах и бездомных семьях, а также Белорусское научное сообщество и профсоюз... Только попытка создать автокефальную белорусскую церковь с целью оторвать население от Московского патриархата провалилась.

Но вернемся к Дожинкам. Весной 1942 года В. Кубе занимается земельной реформой. Колхозы распущены, землю отдают крестьянам. 

Наделив крестьян землей, Кубе организовывает кооперативы как более рациональную форму ведения сельского хозяйства. И наступает момент истины – время сбора урожая. Зная, что любимым праздником селян по этому поводу являются Дожинки, гауляйтер устраивает грандиозное мероприятие в Минске. О том, как оно проходило, нам расскажут архивные документы, к которым до сегодняшнего дня не прикасалась рука исследователей.

4 октября 1942 года, Минск. Над государственными учреждениями развеваются немецкие и белорусские (бело-красно-белые) флаги. В программе Дожинок четыре части. Все рассчитано с точностью до минуты.

I часть 

9.00 утра. Начинаются православные (архиепископ Филафей-Владимир Нарко) и католические (ксёндз Винцент Годлевски) богослужения в храмах. Все транслируется по белорусскому радио. 

II часть 

Возле здания Генерального комиссариата (ныне – пл. Свободы) многолюдно. Присутствуют представители немецкой гражданской власти, вермахта, полиции, а также сотрудники белорусских учреждений и просто минчане.

11.00 час. Начинаются торжественные мероприятия.

Звучит Увертюра на белорусские темы композитора Николая Щеглова-Куликовича. Ее исполнил духовой оркестр полиции и оркестр Белорусского государственного театра (50 особ) под управлением автора.

Затем выступает И. Ермаченко – председатель БНС. Он хвалит гауляйтера В. Кубе за заботу о белорусах, рассказывает о традициях Дожинок, подчеркивает большое значение праздника. Прибывшие из районов делегации селян вручают В. Кубе дожиночный венок и подарки (рушники, пояса, дываны и др.).

В ответ растроганный гауляйтер произносит свою получасовую речь. Привожу цитаты из нее в переводе на белорусский язык.

«Сягоньня разам з нямецкім народам святкуюць також і беларускі народ сьвята Дажынкі як доказ прыналежнасьці да Новай Еўропы А. Гітлера…

На працягу стагоддзяў быў беларускі народ прыгнечаны ці ад палякаў, ці ад маскоўцаў і толькі па загаду правадыра даў рэйхс-міністр Розенберг зямлю ва ўласнасць беларускаму селяніну…

Беларускі селянін пільна абрабіў сваю зямельку і цяпер сабраў багатае жніво, за якое сёння мы дзякуем Усявышняму.

Абавязкі, якія накладае на беларускі народ удзячнасць за вызваленне жаўнеру – … абавязкі гатоўнасці да працы і вернасці правадыру А. Гітлеру і вялікай Нямеччыне».

12.30 час. Исполнением Белорусского национального гимна «Мы выйдзем шчыльнымі радамі» завершается 2-я часть праздника. 

Фото №3.jpg

III часть 

15.00–17.00 час. Гулянья в парке у Свислочи. Организаторы подготовили обширную разнообразную программу.

Вначале звучит кантата «Дажынкі» (музыка Н. Щеглова, слова поэтессы Натальи Арсеньевой). Ее исполнил сводный хор театра, собора, церквей и гуртков БНС в сопровождении трех оркестров: симфонического, духового и цымбального.

Затем симфонический оркестр (35 особ) исполняет композиции Алексея Туренкова на белорусские темы.

Следом выступает хор театра под руководством Николая Маслова. Звучат три дожинковые песни: «А ў нас сёння вайна была, да мы поле зваявалі…»; «А ў нас сонейка...»; «Як на нашай ніўцы сягоньня дажынкі».

Настала очередь выступления детей. Хор исполняет три песни: «Слуцкія ткачыхі»; «Іванавы пчолкі»; «Чаму мне ня пець».

С остальными детьми, собравшимися в парке, чтобы они не скучали, проводят игру «Воробей».

И снова звучит музыка: попурри из белорусских народных песен А. Туренкова исполняет оркестр под управлением Казика Калиновского.

После чего объявляют перерыв на 10 минут, затем в программе – народные танцы и игры.

Народную игру «Яшчур» исполняют все хоры и балет (200 особ) в сопровождении духового оркестра.

Руководители: по хору – Н. Маслов, по балету – Ф. Котин. Обработка Н. Арсеньевой, музыка – А. Туренкова.

Затем танцы «Крыжачок» и «Мяцеліца» исполняет балетный ансамбль театра и балетные коллективы Минска.

И вновь объединенный хор поет песни селян в сопровождении оркестра под управлением Н. Щеглова.

Затем следует каскад народных танцев: «Трасуха», «Лявоніха», «Бульба», «Янка», «Крыжачок» под духовой оркестр. Танцуют все: и артисты и посетители парка.

На этом гуляния в парке у Свислочи закончились. Однако празднование Дожинок продолжилось в здании Белорусского городского театра (ныне – им. Янки Купалы). 

IV часть

18.00–20.00. В городском театре для собравшихся дают оперу «Цветок счастья». Музыка А. Туренкова, либретто О. Борисевич, П. Бровка, П. Глебка. Премьера этой оперы состоялась в 1940 году в Москве на Декаде белорусской культуры. За нее композитор А. Туренков получил звание заслуженного деятеля искусств БССР.

По подобному сценарию были организованы празднования Дожинок в ряде районов Беларуси.

Проведение праздника с такой помпой преследовало и политические цели: вызвать чувство благодарности к немецким властям, патриотический подъем, а заодно обеспечить Германию продовольствием, сырьем и под ее руководством идти в Новую Европу.

Гауляйтер кубе в Минске, май 1943 года.jpg

Как известно, «игры» гауляйтера в «белорусскость» не прошли ему даром. Не без помощи СС подпольщикам и партизанам в сентябре 1943-го удалось убрать В. Кубе. Он всячески хотел угодить белорусам и поплатился за это. А что стало с участниками тех памятных Дожинок?

Наступил 1944 год. Война близилась к концу. Разгром Германии был очевиден. И тем не менее под звуки канонады орудий Красной армии, приближавшейся к Минску, 27 июня 1944 года в Белорусском государственном театре проводится 2-й Всебелорусский съезд. По воспоминаниям Витовта Кипеля: «У гэчы сонечны і вельмі прыгожы дзень горад быў урачысты, трамваі хадзілі з бела-чырвона-белымі сцягамі. Беларускія сцягі луналі нават на пляцы Волі, што бывала не заўседы». На конгресс прибыли 1039 делегатов из Беларуси и из-за ее пределов. Режиссером мероприятия являлось СД, а тексты выступления были утверждены Готтбергом.

8.10 утра. На трибуну взошел Президент Белорусской Центральной Рады (БЦР) Радослав Островский. Председателем конгресса был избран Ефим Кипель – председатель Научного отдела БЦР. Конгресс постановил, что ни теперь и никогда в будущем не признает БССР за форму державности, а единственно законной формой государственности белорусского народа является БНР (Белорусская Народная Республика), провозглашенная 25 марта 1918 года.

В 16.00 часов заседание конгресса закончилось.

А 29 июня все артисты и другие коллаборационисты вместе с отступавшими немцами в спешке покидали Минск. Композитор Н. Щеглов, поэтесса Н. Арсеньева с мужем Франтишком Кушелем, композитор Н. Ровенский с трудом втиснулись в последний вагон. Семью Кипелей затолкал в него Антон Шукелойц. Благодаря ему, сотруднику Минского исторического музея, по составленным им описям фашистам удалось вывезти много ценностей. Всем эмигрантам предстоял долгий путь в неизвестность, через Германию. Там в маленьком баварском городке Остерхофене с весны 1946 года находился белорусский лагерь для перемещенных лиц (ДП).

27 ноября 1947 года состоялся молебен в православной и католической церквях. Тогда в немецком костеле впервые прозвучал гимн «Магутны Божа». Его слова еще в 1942 г. в оккупированном Минске написала Наталья Арсеньева. А здесь в течение весны-лета 1947 г. музыку сочинил Николай Ровенский. Это была молитва за Беларусь, которую они теряли, но любовь к которой увозили с собой, в своих сердцах. Многие плакали.

Позже, оказавшись в США, Канаде и других странах, они стали возрождать там белорусский язык, белорусскую культуру. Связующей ниточкой с Беларусью стал гимн-молитва «Магутны Божа». Уже более 20 лет (с 1993 г.) звучит он на ежегодном Международном фестивале духовной музыки в Могилеве.

Наверное, единственным из участников Дожинок в Минске в 1942 г., не покинувшим Беларусь вместе с немцами, был композитор Алексей Евлампиевич Туренков (1886–1958). В 1945 году он был арестован. 10 лет провел в ссылке в Мариинске Кемеровской области. В 1955 г. вернулся в Минск и продолжил творить. В 1962 г. А.Е. Туренков был реабилитирован. Теперь его сочинения вновь звучат на белорусской сцене.

После освобождения Беларуси от фашистов вернулся любимый народом праздник. Уже в 1960–1970-е годы проводились праздники первого снопа и праздник урожая. Однако в связи с изменением условий труда главными действующими лицами стали не жнеи, а механизаторы, работники зернотоков и др. Теперь венками и хлебом-солью приветствовали их. Элементы народного праздника сохранили. Участвовали и жнеи. Они вручали дожиночный сноп и венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая руководителю хозяйства. Праздник дополняли концерты художественной самодеятельности.

Народные традиции Дожинок нашли свое продолжение и в последующие годы. С 1996 года они впервые были проведены на высоком государственном уровне. 

Столин, 1996 г. Фото из белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.jpg
Столин, 1996 г. Фото из белорусского государственного архива кинофотофонодокументов2.jpg

Первые возрожденные Дожинки в 1996 г. прошли в г. Столине Брестской области. Далее ежегодный Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села проходил в Мостах, Шклове, Мозыре, Полоцке, Пружанах, Волковыске, Слуцке, Бобруйске, Речице, Орше, Кобрине. География городов ширится.

С 2014 года формат праздника Дожинки изменен на локальный: фестиваль организовывается в одном из районных центров каждой областью самостоятельно. В течение ближайших 10–15 лет благодаря проведению масштабных праздников села и агропромышленного комплекса все районные центры должны стать современными уютными городами с развитой инфраструктурой и украсить нашу родную Беларусь.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Самые интересные белорусские фестивали, которые не дадут заскучать холодной осенью

Лето закончилось, а фестивальная жизнь продолжается. Впереди еще много музыкальных, спортивных, гастрономических,

Статьи
«Мотальскія прысмакі»-2017: много фольклора и мало еды

VIII Международный фестиваль фольклора «Мотальскія прысмакі» состоялся. 12 и 13 августа местечко Мотоль

Статьи
Масленица, Комоедица, «Гуканне вясны», или Самые интересные весенние обряды

Трескучие морозы отступают, снег из белого становится бурым, удлиняется день, сосульки оплывают на солнце и

Статьи
Самые яркие обряды января: женить Терешку, окунаться в прорубь, устраивать «царские» забавы

У наших предков не было радио, телевизора, айфонов, планшетов и прочих достижений современной цивилизации. Но

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые