Ru
En Bl

Как киношный бой погубил в Зембине храм, который пощадила война

Автор: Павел Могилин
10.02.2018

«Тридцатьчетверка» эффектно на полном ходу ворвалась в алтарь. Ради этого эпизода, который длится всего несколько секунд, в мирное время на съемках художественного фильма «Перекличка» в белорусской деревне взорвали церковь Святого Михаила.

Это был режиссерский дебют сценариста Даниила Храбровицкого. Он пригласил сниматься в своей картине на ведущие роли очень популярных Василия Меркурьева и Олега Стриженова, Марианну Вертинскую и Татьяну Доронину. Сыграли в фильме и совсем юные, но уже широко известные благодаря картине «Я шагаю по Москве» Никита Михалков и Евгений Стеблов.

Натурные съемки военных эпизодов  фильма «Перекличка» проходили в Беларуси, в городе Борисове и в деревне Зембин.

Для местных жителей это было из ряда вон выходящим событием. Они и представить не могли, что у них будет возможность вживую лицезреть тех, кого ранее видели лишь на экране.

mihalkov_1088.jpg

Никита Михалков в фильме «Перекличка»

Съемки в Зембине ознаменовались не только приездом  известных людей, но и тем следом, который они после себя оставили.

По замыслу  Даниила Храбровицкого, советский танк, прорвавшийся в расположение немцев, должен был укрыться на некоторое время в церкви. Церковь в Зембине была. Кирпичный храм Святого Михаила, возведенный  по проекту известного церковного зодчего Виктора Струева в 1908 году. В 1965 году здесь был зерносклад колхоза «Заря коммунизма».

Но! Поскольку известно было, что религия – опиум для народа, и в коммунизме, заря которого поднималась над Зембином, ей места не находилось, колхозное начальство пожертвовало зерносклад на алтарь кинематографического искусства. Впрочем, скорее всего, решение принималось даже не на колхозном правлении, а на более высоком уровне.

Тем более что еще до съемок «Переклички» в Зембине ходили разговоры о том, что церковь взорвут. Анна Каптур, работавшая в начале 1960-х годов в местном магазине, вспоминала, что однажды им пришло указание заклеить окна, чтобы не было осколков, если ударит взрывной волной. Указание выполнили, но взрыв почему-то отменили.

Как оказалось, ненадолго. Танк Т-34, предоставленный Белорусским военным округом для съемок фильма, в церковные ворота проехать не мог, а неоднократные попытки протаранить стену храма оказались бесплодными. Однако режиссера это не остановило.

Ольга Князева, старейшая жительница Зембина, ей уже перевалило за девяносто, вспоминает:

— Церковь взорвали. Ее взорвали и построили щиты, и потом танк через них въехал в эту церковь. Танк не мог разбить – она такая крепкая была, так сделана – кирпич очень крепкий.

Военные саперы подорвали алтарную стену, образовавший пролом закрыли фальшивой кладкой, и «тридцатьчетверка» эффектно на полном ходу ворвалась в алтарь. Этот эпизод, который длится несколько секунд, при желании может увидеть каждый пользователь интернета: фильм «Перекличка» выложен в свободном доступе на сервисе Youtube.

Режиссер «Переклички» решил, что необходимо придать ситуации на экране еще большей драматичности и экспрессии. Поэтому танк, выбравшись из зембинской церкви, должен был непременно проехать по могилам, сокрушая по ходу надмогильные кресты. Задумка была реализована. И это тоже можно увидеть в фильме.

Холмики и кресты, по которым катался танк, были ненастоящими. Старожилы помнят, что к церкви привезли много песка, из которого сформировали могилы, а из пиломатериалов изготовили кресты.

Истинная драма была в том, что танк валил ненастоящие кресты и давил ненастоящие могилы именно там, где реально хоронили зембинцев – священнослужителей и самых ревностных прихожан, удостоенных чести после смерти лежать в церковной ограде. От старого кладбища ко времени съемок «Переклички» мало что оставалось, а после съемок не осталось ничего.

 — Там до войны стояли могилы огороженные. И памятники были. Мы теперь ходим по этим людям, — со вздохом поясняет Ольга Князева. — А кто мог против сказать?  Это ж после Сталина было, понимаете? После немцев, после всего, после такого… у всех языки были на замке… Значит, дан приказ, они имеют право это сделать. Все.

zembin_posle_1965_a.jpg Храм Святого Михаила после съемок «Переклички»

Вот так киношная война разрушила церковь в Зембине. Ну и жители деревни после отъезда съемочной группы уже самостоятельно превратили бывший храм в общественную мусорку, а доски и стропила деревянного купола, рухнувшего вниз, разобрали на дрова.

«Путевка в жизнь»

А ведь перед всем этим затронула Зембин и его церковь война настоящая. С непридуманными трагедиями и реальными смертями.

До войны большинство жителей Зембина по национальности были евреями. Пожалуй, именно это обстоятельство определяло облик деревни, скорее даже местечка. Целых три года, с 1924 до 1927-й, Зембин был районным центром и лишь потом вошел в состав Борисовского района.

Это вполне согласуется с воспоминаниями Ольги Князевой.

— Когда я родилась, Зембин был большой. Дома были  – крыша с крышей сходились – так густо заселен был. Промышленный. Местечко называлось. Очень много евреев было. Они держали магазины свои и всякое ремесло: от часового мастера до гончарной отрасли. Здесь выделывались и кувшины, и посуда. Пекарня своя была в Зембине. Где сейчас площадь — был базар. Не помещался и его перенесли туда, где школа сейчас. Вот напротив моего дома по той стороне была артель слепых. Варили валенки, делали веревки. Больница была …

Последним днем жизни для большей части населения деревни стало 18 августа 1941 года. В этот день ликвидировано зембинское гетто.  Оккупанты  и их пособники расстреляли 927 человек.

О том, как это происходило, написал известный борисовский краевед Александр Розенблюм:

«Обитателей гетто собрали на рыночной площади якобы для проверки документов. Когда все собрались, каратели повели людей в сторону ямы. Первыми в лесок отвели около 20 самых крепких мужчин. Вскоре оттуда раздались выстрелы, что вызвало шок у остальных жертв... К трем часам дня все было кончено».

memorial-getto.jpg Мемориал на месте убийства евреев в Зембине

По словам Ольги Князевой, храм Михаила Архангела во время оккупации был действующим. В деревне стоял полицейский гарнизон. Кирпичная церковь одновременно была и храмом, и укрепленной огневой позицией. В церкви молились, причащались и даже венчались. И в то же время колокольня была наблюдательным пунктом, а сам храм часто использовался как тюрьма.

— Три раза наступали на Зембин партизаны, — вспоминает Ольга Николаевна. – Ну, стреляли по колокольне этой. Но она не разбитая была. В саму войну в церкви еще служили – там полицейские венчались, когда женились. И еще загоняли туда людей. Немцы наступали на партизанские деревни, ловили людей, и здесь в церкви держали некоторое время. Там были и дети. Потом гнали на еврейское кладбище и расстреливали тех, кого из партизанской зоны вывозили. Вывозили и расстреливали…

Борисовчанка Валентина Юхневич (девичья фамилия Добыш) отчетливо помнит те три дня, которые ей, семилетней девочке, довелось провести летом 1941 года в стенах храма, разрушенного впоследствии ради киносъемок «Переклички».

Трагедия деревни Замошье, сожженной гитлеровцами в июле 1942 года, предваряла трагедию Хатыни. Сценарий был практически один и тот же.

— Двигались немцы из Зембина на Бегомль, и кто-то из леса выстрелил и немца ведущего убил, — рассказывает  Валентина Константиновна. — И вот тогда окружили Замошье и стали жечь. Людей выгнали из домов, а дома сожгли. Еще мама моя больная лежала, и у нее был паспорт, и она числилась там, то ли партийная или что, так мы на лугу возле навозной кучи сидели и рвали, прятали кусочки ее паспорта. Нас всех согнали сначала в низины,  там между деревнями Замошье и Завидное уголочек такой – тут мы сидели семьями, так приказали рассесться. Но меня мама еле отыскала среди народа – я дитя – бегала, игралась, знаете, как…

Отец Валентины Константиновны ушел вместе с Красной армией. А когда над семьей офицера Константина Добыша, воевавшего еще на Финской войне, нависла угроза, друг отца помог перебраться из деревни Осавы Бегомльского района в Замошье. Но спрятаться от войны не удалось. Жителей сожженного Замошья посадили в грузовики и отвезли в Зембин, где заперли в церкви Михаила Архангела.

— Вот тут начинается моя путевка в жизнь, на выживание, можно сказать, — объясняет Валентина Константиновна, с трудом сдерживая слезы. —  Тут трое суток держали. Пить только давали и то не вдоволь. Потому что плакали мы, дети. Кто-то зерна только ухватил, ржи, кажется. Насыпали детям, чтоб поменьше этого шума было.  Ну, а потом объявили семьями выходить. Все пошли. А нас в деревне никто не знал, только вот перевез нас сюда батькин друг, спас. Мама, видно, сообразительная, умная женщина была – она в Финскую войну на секретном телефоне работала, – грамотная по тем временам. Но так она сообразила и самой-самой последней стала выходить. И этим выиграла! Понимаете?!

В детскую память врезались детали, которые трудно придумать.

— Я хорошо помню, что солнце очень светило, и немцы сидели в ряд, много их было.  Под салатовыми сетками такими сидели, потому что очень тепло было. И мы семьей подошли, и маме задали вопрос: «Где муж?». И она сказала: в тридцатые годы выслан! Сообразила! Ну, они, гут-гут, пани  — дали ей бизунами и отпустили. А более шестидесяти человек расстреляли: жену учителя Забаровича и их пять деток, Дивеля Петра, Скуратовича Ивана и его  жену Франю, детей Марию и Розалию и других. Родные потом узнали своих близких по кукле и косе и перехоронили в деревне Замошье…

Вот как об этой трагедии повествовал член бюро подпольного Бегомльского райкома КП(б)Б Ф.И. Дернушков в официальном отчете о зверствах фашистских оккупантов: «В июле мес. 1942 г. немецкие варвары, забравшись в д. Замошье, сожгли полностью 82 дома и расстреляли 16 семей, в том числе 6 грудных детей».

Повороты человеческих судеб порой бывают извилистее и круче любого вымысла. После того, как семью Добыш – маму Валентину Константиновны вместе с ней и младшим братом, и бабушку отпустили из зембинской церкви, они вернулись на пепелище в Замошье. И тут, чтобы выжить,  решили разделиться: мама Валентины Константиновны соорудила землянку и осталась в ней зимовать с сыном, а бабушка и маленькая Валя отправились на Логойщину, в деревню Хатынь,  в семью Иосифа Каминского. Того самого Каминского, который позже станет прототипом скульптурной композиции «Непокоренный человек» на входе в мемориальный комплекс Хатынь.

 — Мамина родная сестра была за ним замужем, за Каминским, — объясняет Валентина Константиновна. — Так мы с бабушкой пошли зимовать в эту Хатынь. Он был кузнец, так мы с его дочкой, моей сестрой двоюродной Аней, та была на пару лет старше меня, дяде горн качали. А приходили и партизаны, и немцы. Так нас всегда с ней ставили смотреть, кто идет, немцы или партизаны. На страже вдвоем были. И тогда уже идем по очереди, как научили, так и сообщали.

Сестра Аня сгорела в сарае, в который согнали жителей Хатыни, 22 марта 1943 года. В огне погибла и вся семья Иосифа Каминского. А Валентина за несколько дней до карательной операции вместе с бабушкой вернулась в Замошье.

«Путевка в жизнь», по выражению Валентины Константиновны, была, очевидно, выдана на всю войну. Еще не раз маленькая девочка была на волосок от смерти. Например, в мае 1943 года, когда началась карательная операция оккупантов по ликвидации  Борисовско-Бегомльской партизанской зоны под кодовым  наименованием «Коттбус». В памяти уцелевших жителей деревень, расположенных  в треугольнике Плещеницы — Ушачи — Борисов, она осталась как «первая блокада».

kaminski-juhnevich_1088.jpg

Валентина Юхневич с семьёй и Иосифом Каминским. Снимок сделан в 1968 году. Из архива Валентины Юхневич

— Прятались в лесу, около Буденич. Там такое болотце сухое перед большим болотом, — там сидели. Страшно было! Настолько немцы строчили этими орудиями разными, что деревья ломались. На нас мама ложилась – прикрывала нас с братом, — вспоминает Валентина Юхневич.

Неудивительно, что на склоне лет она обратилась к вере. И для нее, как и для многих других жителей Зембина, близлежащих деревень и Борисова большим праздником стало освящение восстановленного храма Святого Архистратига Михаила, которое произошло в ноябре 2014 года.

hram.jpg

Разрушенная церковь, почти полвека простоявшая в запустении, была в буквальном смысле поднята из руин, во многом благодаря усилиям настоятеля о. Андрея Капульцевича, который сумел привлечь немало сподвижников. Кто-то помогал финансовыми средствами – общая сумма затрат на реставрацию составила несколько сот тысяч долларов, кто-то личным участием в восстановительных работах.

Судя по многочисленным публикациям в СМИ, львиную долю денежных затрат взял на себя футбольный клуб БАТЭ во главе с председателем правления Анатолием Капским, но были и другие жертвователи.

— Имена вам ничего не скажут, а Господь их знает, - так отреагировал о. Андрей на просьбу назвать благодетелей.

Точно известно, однако, что среди них не было никого из участников съемочной группы художественного фильма «Перекличка».

Режиссер Даниил Храбровицкий умер в Москве в 1980 году в возрасте 56 лет, а те, кто здравствуют, проигнорировали обращения прихожан с просьбами о помощи. Например, живой классик российского кинематографа, влиятельный Никита Сергеевич Михалков, известный своей приверженностью к традиционным ценностям вообще и к православию в частности не ответил даже на письмо Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета.

По словам моей коллеги, которой посчастливилось общаться с Никитой Сергеевичем во время одного из фестивалей «Золотой Витязь», она напомнила знаменитому кинорежиссеру и актеру о съемках «Переклички» в Беларуси и о разрушенной церкви, но он ответил, что к решению подрывать алтарную стену не имел никакого отношения.

И это действительно так. Вовсе не двадцатилетний Никита Михалков, сыгравший в «Перекличке» командира танка, сидел за рычагами «тридцатьчетверки», штурмовавшей зерносклад колхоза «Заря коммунизма», не он поджигал бикфордов шнур и не он давал распоряжение взрывать. Это правда. И поэтому Никита Сергеевич вправе не испытывать никакого чувства вины.

Впрочем, это чувство глубоко интимное: кто-то в принципе не способен его испытывать, а кто-то казнится за чужие грехи.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Пад Ашмянамі разбураецца ўнікальная сядзіба ХІХ стагодзьдзя

Ашмянская сядзіба прадпрымальніка Льва (Лейбы) Стругача (1842–1906) ня мае статусу помніка і стаіць на балянсе

Статьи
Эксклюзивный фестиваль полнокупольного кино пройдет в Минске

В этом году Минского международного кинофестиваль «Лістапад» расширяет свое видение современного

Статьи
Святыя руіны. 8 самых маляўнічых паўразбураных храмаў Беларусі

На думку даследчыкаў, у ХХ стагоддзі Беларусь страціла каля 75 адсоткаў сваёй гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Але

Статьи
Гаўляйтэр Кубэ жыў у будучым Музеi ВАВ i працаваў у гмаху Адмiнiстрацыi Прэзiдэнта

75 гадоў таму, у ноч з 21 на 22 верасня 1943 года, у Мiнску ў сваім ложку быў узарваны генеральны камісар Генеральнай

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые