Ru
En Bl

В Беларуси можно восстановить 30 синагог

Автор: Игорь Корней
Ссылка: Радио Свобода
26.09.2018

25 сентября в Национальном историческом музее Беларуси специалисты обсудили судьбу бывшей синагоги в Ошмянах. Проект концепции восстановления старого здания с ориентацией на интересы местного сообщества реализует Белорусский комитет ICOMOS при участии Ошмянского краеведческого музея и литовских специалистов.

sinagoga-2.jpg

Ранее уже прошли семинары в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе для представителей исполнительной власти Гродненской области, Ошмянского района и активных членов местного сообщества, а также ознакомительная поездка по восстановленным синагогам в Литве для белорусских реставраторов. В Ошмянах побывали специалисты, которые  восстанавливали старую часть Вильнюса, а также представители Литовского комитета ICOMOS. Главная цель обменов — определить перспективные функции исторической постройки, исходя из потребностей города.

5abbfb4a62081dcd8c0a55e85e18ce9f.jpg

Презентован заключительный этап полугодовой работы — консолидированное экспертное видение восстановления как самого архитектурного памятника, так и прилегающей к нему территории.

Почему синагоги не рассматриваются как «белорусское наследие»

По подсчетам культурного антрополога, председателя правления Белорусского комитета ICOMOS Степана Стурейко, в Беларуси примерно три десятка бывших синагог, которые либо заброшены, либо используются не по назначению. После Холокоста еврейских общин с компактным местожительством практически не осталось, на бывшее наследство почти никто не претендует.

— То, что синагоги в Беларуси формально имеют статус историко-культурной ценности, защищает их от разрушения, — отмечает он. — Но одновременно задает очень высокие требования к реставрации, невозможные в малых городах. И дело не в том, что нет соответствующей государственной программы, часто это воспринимается как «чужая культура». Отдать дань уважения народу, с которым белорусы веками жили рядом, — одна из целей проекта.

В процессе разработки концепции эксперты ICOMOS провели в Ошмянах своеобразный «замер» общественного мнения. Например, почему восстановление синагоги было бы важным для местного сообщества и каким горожане видят здание через 10-15 лет. В соседней Литве такой эксперимент принес реальные плоды: за короткое время там вернули к жизни 5 бывших синагог.

Степан Стурейко, в свою очередь, хотел бы, чтобы ошмянский проект стал образцовой «историей успеха», которую можно распространить на все остальные места в стране, где сохранились заброшенные здания синагог.

Как ошмянская синагога оказалась в гетто

Старая синагога размещается в историческом центре Ошмян — в религиозном треугольнике рядом с католическим костелом и православной церковью. Предполагается, что строительство было завершено в 1912 году. Тогда в городке, где 50% составляло еврейское население, большое культовое сооружение выглядело вполне уместно. Закрыли синагогу в 1940 году, вскоре после прихода на западные земли большевиков.

Во время Второй мировой войны здание оказалось в эпицентре гетто, куда согнали около 5 тысяч евреев из города и окрестностей. Практически все они были убиты или замучены, Ошмяны потеряли статус еврейского города. А в послевоенное время под крышей бывшей синагоги оборудовали склад, который оставался практически до наших дней. Всего пару лет назад здание перешло на баланс краеведческого музея.

Как уточняет Степан Стурейко, ошмянская синагога вместе со Слонимской входит в «золотой фонд» культовых сооружений: в европейском рейтинге памятников еврейской архитектуры, которые требуют немедленного восстановления, эти здания расположены на верхних строчках.

765543b6c29f2b591ded4895a25d8440.jpg

Когда синагога становится молельном домом

Руководитель проектного бюро Белорусского отделения ICOMOS Игорь Раханский, представляя концепцию, в первую очередь обратил внимание: рассчитывать на возвращение первичных функций здании вряд ли приходится. Еврейской общины, которая взяла бы синагогу в свои руки, не осталось. Вместе с тем не решен вопрос с финансированием, которое позволяло бы быстрые перспективы восстановления.

— Тот случай, когда здание можно приспособить под различные задачи, не затрагивая чувств верующих, — говорит собеседник. — Дело в том, что синагога не является культовым объектом в прямом смысле. Она становится молельном домом тогда, когда там начинается служба. А так и финансовые сделки происходили, и банкеты проводились. Будет правильно сделанное кафе — никого это не оскорбит. Там потрясающая акустика, можно устраивать концерты. Или пространство для показа кинофильмов. Цех ремесел, выставочный зал — пожалуйста, объект универсальный.

По словам Игоря Раханского, в ситуации финансовой неопределенности можно планировать этапы в зависимости от важности задач. В этом случае — консервация фасада с крышей, доступ в женскую галерею (притвор), реставрация росписей в молельном зале.

galareja.jpg

Отдельные предложения уже натолкнулись на непонимание со стороны Министерства культуры. Так, ведомство против наружной лестницы в притвор — согласно концепции, на втором этаже будет оборудована смотровая площадка, с которой можно наблюдать за ходом восстановительных работ в молельном зале.

Игорь Раханский возражает. Во-первых, нынешний вход прорубили большевики — как раз в том месте, где традиционно сохранялось тора. Это приблизительно то же самое, что пытаться попасть в православную церковь через алтарь. Во-вторых, лестницу просто планируется вернуть на ее старое место, которое и было 100 лет назад. По его словам, если кому-то не нравится предложенные формы, лестницу можно сделать почти незаметной — из металла, как обычную пожарную.

sinagoga.jpg

Член белорусского комитета ICOMOS и председатель Белорусского общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович по этому поводу готовит научное обоснование, где на основании архивных рисунков (чертежей) 1929 году доказывает, что лестница была здесь исторически. Значит, речь о восстановлении уничтоженного в советское время. К тому же, аналогичные конструкции широко использовались не только в других городах Беларуси, но и в Польше, Украине, Латвии, Чехии.

Дадут чиновники второй шанс ошмянской синагоге

Ошмянская синагога построена из красного кирпича с трехскатной деревянной крышей. Такой архитектурный стиль встречается во многих аналогичных постройках. Несмотря на трудную судьбу, внешний вид и внутренние интерьеры памятника не претерпели радикальных изменений. Местами, фрагментами притупленные стены, заколоченные окна, но, в отличие от многих других с подобным судьбой, здание выглядит добротно.

zal.jpg

Сохранились даже росписи сводов и фрески, а также аутентичные элементы внутреннего оборудования. Одна из особенностей — витражное окно-роза над главным входом. Особой заботой реставраторов станет восстановление живописи в молельном зале. Параллельно планируется пополнение музейной экспозиции, в том числе современными мультимедийными элементами.

Цели и задачи проектантам уже поставлены, осталось дождаться понимания на всех бюрократических уровнях, подытожил Игорь Рахански.

sinagoga-1.jpg

Бывшую синагогу в Ошмянах эксперты смело причисляют к топовым историческим объектам Беларуси, которые сами по себе являются музеями культуры еврейского народа.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Мінула 75 год ад зьнішчэньня Менскага гета. Чаму ў Беларусі няма музэю Галакосту?

100 тысяч ахвяраў, 825 дзён трагедыі і гераізму жыхароў менскага гета, ізаляваных і зьнішчаных нацысцкім

Статьи
В Англии разработали план спасения синагог Европы. Один из первых – храм в Слониме

Ученые изучили храмы, построенные до Второй мировой войны: от Корка в Ирландии до Владивостока в России. Среди значимых

Статьи
Куда повезти на экскурсию по Беларуси друзей из Польши, России, Германии, Израиля и США

В Беларуси есть что посмотреть туристам из самых разных стран мира – со многими нас связывает такая насыщенная и

Статьи
За каменной намоленной стеной. 10 самых интересных храмов-крепостей Беларуси

На белорусских землях редко случались спокойные десятилетия. Во время многочисленных войн и битв жители местечек и

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые