Ru
En Bl

Зюзя Поозерский, Мороз, Бодзюля, Банник и другие зимние «пачвары». Вам уже страшно?

Автор: Надежда Суслова
14.11.2016

Случалось ли вам ехать поздним зимним вечером или ночью мимо леса? Смотреть из окон машины или автобуса на заснеженные чащи? Представлять себе, что этот лес живет своей особенной жизнью? И что его населяют необыкновенные существа? Впрочем, они могут прийти и в дом… От этих тайн просто мороз по коже…

Зюзя Поозерский

Этот персонаж является самым настоящим белорусским «дедом морозом», которого «откопали» несколько лет назад сотрудники Поставского Центра туристских услуг и построили на этом большую и очень популярную туристическую программу под названием «У госці да Зюзі Паазерскаго». Зюзя – мифологический герой, бог зимы, в которого верили древние жители здешних мест. Обитатели Поставщины и Мядельщины представляли Зюзю старым дедушкой с красным носом, с железной булавой, одетым в белый кожушок и ходившим босиком в самый лютый холод. Его боялись и уважали. Говорили: «Кто там шумит, кто гремит? Это сам Зюзя людей поучить хочет!» Перед Рождеством в каждом доме готовили специальное блюдо – кутью. Не забывали и о Зюзе – на отдельный стол ставили порцию для него, хотели задобрить, чтобы не лютовал и не морозил озимые и скот. Бытовали такие пословицы: «Кутья на столе – Зюзя во дворе» и «Замерз, как Зюзя». Были даже производные слова – «зюзеть», т.е. мерзнуть, и «назюзюкаться», т.е. перебрать горячительных напитков. Зюзя в представлении наших предков был не одинок. Его окружала целая свита друзей и помощников.

2012-05-01_q4_9578_1088.jpg

Мороз и Зима

Одним из главных подручных у Зюзи считался Мороз – огромный белый дед с красным или даже синим от холода носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды – сосульки, которые висят чуть ли не до земли. Иней – это пыль, что сыплется с Мороза. Он похаживал по лесам и селам, а когда у него уставали ноги, то любил присесть на крышу деревенского дома. От этого деревянные стены потрескивали, а местные жители поговаривали: «Мороз трещит в бревнах». Мороз дружил с бабой Зимой. Дедушка частенько заглядывал к ней в гости, но если она чем-то его обижала, то ходить переставал, начиналась оттепель, и Зима плакала холодными слезами. По преданиям, эти зимние духи могли быть как добрыми, так и злыми.

a moroz.jpg

Баба Бодзюля

Больше всего люди боялись зимой коварной бабы Бодзюли, которая любила стоять на обочине, дожидаясь путников и прохожих. Причем в качестве жертвы выбирала людей состоятельных, увязывалась за ними, селилась в доме и начинала всячески вредить хозяевам. «Благодаря» ее увещеваниям, а магическая сила этой дамы была очень велика, путники забывали свой дом и становились «туристами», то есть начинали «бадзяться» (бродить) по свету. С нынешней точки зрения это даже и неплохо, поэтому, если стали за собой замечать охоту к перемене мест, знайте – вам повстречалась эта самая баба.

a1 bodzula i bannik.jpg

Полевики

Кроме Бодзюли, жители сел и деревень побаивались и Полевиков – обитателей полей. Это были большие шутники – зимой, в метель, они так запутывали все стежки-дорожки, что человек не мог найти дорогу домой и замерзал в поле. Так что шуточки у них были специфические.

Лешие и Лесовики

В лесах жили Лешие и Лесовики, полудобрые-полузлые. Они проявляли свой нрав как летом, так и зимой. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; леший может изменить свой рост – становиться ниже травы или выше деревьев. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути, особенно в пургу. Лесовики – это дети леших и кикимор.

a4 lesovik.jpg

Банник (Лазник)

Зимой одним из наиболее распространенных удовольствий в деревнях и на агроусадьбах является баня. Но и здесь человека подстерегает опасность в виде мифологического существа – Банника или Лазника. По славянской мифологии Банник, дух бани, стоящей на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами – весьма опасен. Верующие люди считают баню – символ, казалось бы, чистоты – «нечистой». О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. В старину говорили: «Асаблiва варожа Лазнiк ставiцца да людзей, якiя iдуць мыцца ў чацвёртую чаргу або пасля апоўначы, якія мыюцца п'янымі або брыдкасловяць». Впрочем, с Банником можно было поладить. Знающие люди всегда оставляли ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды.  

a5 bannik.jpg

Волколаки

Когда человеку зимним вечером случалось попадать в лес, он зачастую слышал тихие крадущиеся шаги за спиной. А порой вдалеке видел огоньки, напоминающие глаза. И тогда путник бежал куда глаза глядят, потому что знал – встреча с волколаком ничего хорошего не сулит. Волколаки – это люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей. Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки считались ручными, они жалобно стонали, потому что не теряли окончательно человеческих чувств. И глаза у них оставались человеческими. Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались о том, что случилось...

a3 volkolak.jpg

Опивень

В зимнее время, когда холод проникает под одежду и в дома, одним из простейших согревающих средств издревле был алкоголь. Белорусы, оправдывая свои слабости, считали, что человек начинает много пить не просто так. Его к этому подталкивают «нечистики», точнее, один их вид, называемый опи́вень. Этот проказник никогда не пропускает ни одного застолья. Он пристраивается где-нибудь на конце стола и следит за тем, кто и сколько выпивает. Тех, кто не особенно любит выпивку, опивень подстрекает, чтоб они как можно больше выпили. Если ему это не удается – подсыпает в чарку некое зелье, после чего человек становится совсем пьяным. Любит развлекаться с пьяницами, дразнит их, сбрасывает под стол, в общем, веселится как может.

a6 opiven.jpg

…Зима – это не только снег и мороз. Это – таинственное время, когда оживают самые древние предания и легенды и когда даже современный человек ощущает действие необычных сил. Вам уже страшно?

Читайте также:

В поисках Цмока: правда и вымысел о белорусских драконах

Про древнее «это». Любовь и секс в жизни наших предков

Легендарные белорусские клады, которые еще предстоит найти


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Хорар па-беларуску. Мясцовыя пачвары, з якімі лепш не сустракацца

За мінулыя выхадныя беларусы ўжо паспелі дастаць самыя страшныя ўборы і папужаць адзін аднаго на хэлоўінскіх сустрэчах.

Самые популярные Самые обсуждаемые