Две недавние встречи с архитекторами собрали полные аудитории, вызвали вопросы к авторам и обсуждения в кулуарах. Одна из них – в рамках Минского урбанистического форума – была поддержана Институтом Гете. А вторая – презентация книги о Минске на английском языке – и вовсе вызвала ажиотажный спрос.
Немецкий архитектор Кристофер Шмидт (Институт прикладной урбанистики) провел в Минске серию воркшопов. И на лекции сосредоточился на современных подходах к проектированию, с учетом того обстоятельства, что города уже имеют определенную инженерную инфраструктуру, историю, трафик и дефицит площадей, а застройка их сложилась.
Берлин. Таким садиком во внутреннем дворе обустроен KW — Институт современного искусства
Каковы же эти принципы? Прежде всего, архитектор не прячет конфликт (те моменты, которые не устраивают клиентов, и те, что видит сам), а выявляет его для дальнейших переговоров и решений. В качестве примера эксперт привел изменение сложных входов в публичные пространства на более открытые, без лишних поворотов, замену «глухих» дверей на прозрачные и большего размера. Максимальная доступность и даже щедрость, по выражению Шмидта, привлекает людей в помещение.
Еще один пример для небольшого проекта оказался вполне узнаваем: галерейное пространство было совмещено с офисным, где кофе/пиво соседствовали с общим столом. Авторы объединили помещение, поскольку выставки, лекции и работа сотрудников не проходили здесь полный день. В итоге, за одним столом можно было работать, общаться, и все это не мешало просмотру работ по периметру зала. Всю площадь галереи сделали светлой, открытой для взаимодействия, с более рациональным использованием.
Функциональность остается центральным требованием, на которое и заказчики, и архитекторы нанизывают все остальные. Но реализована эта функциональность в самых простых формах. Фишка архитектора – деревянная решетчатая перегородка, которая может быть оптимальным решением для многих задач: с ее помощью закрывают коммуникации, организуют рабочие поверхности, демонстрацию артефактов или хранение документов. Прочность этой конструкции дает возможность для самых разных активностей.
— Как правило, сейчас у всех скромные бюджеты. Люди считают каждый евро, – говорит Шмидт. – Поэтому мы всегда спрашиваем: что на вашем месте неудобно, что мешает? Часто просят перенести или разобрать лишние стены, что-то подремонтировать, поменять оборудование и технологии. Опираемся только на непосредственные нужды людей.
В числе крупных заказчиков Шмидта есть и большие организации в Мюнхене, Граце (Австрия), Нью-Йорке. Там возможны и «радикальные компромиссы», когда часть помещения выносилась на улицу или вообще в другой район по экономическим или административным причинам. Даже у относительно новых зданий есть вещи, которые нельзя менять: тогда архитектор «открывает все» или, наоборот, очерчивает в центре помещения круг. В прямом смысле: это ограждение круглой формы, и всегда есть желающие внутри этого круга расположиться. Видимость автономии востребована. В части проектов радикальность не требовалась, и в ход шли универсальные вещи, которые можно использовать под разные задачи. В этих случаях потребитель считывает тот самый минимализм, который оптимален и узнается в любой стране мира.
Архитектор не обошел вниманием и тему заимствований, назвав ее «перечитывая заново», с критической интерпретацией событий в искусстве, дизайне, архитектуре. Таким в его практике был проект для книжного магазина, где опора на визуальные впечатления покупателей, отсылки и цитаты были очень уместны.
Берлин. Выставочное пространство с фрагментами конструкции старого здания
… Лично для меня, и думаю, для многих слушателей, лекция Кристофера Шмидта стала подсказкой: ведь мы часто видим минималистичные, лофтовые пространства, где кажущаяся простота вводит в заблуждение. Почему это «белый куб», почему цех? А за границей открытой публичной площадкой может быть и бывший вокзал, и старая электростанция. Понимая, что думает архитектор, обустраивая такое здание, можно лучше в нем ориентироваться.
Под ничем не примечательным названием скрывается практика работы горожан с муниципальными властями, строителями и другими организациями, которые участвуют в перестройке жилых районов. Этой практикой Шмидт гордится и считает ее самой новой и перспективной тенденцией. Понятна ее социальная составляющая – это целый комплекс вопросов, основанный на заинтересованности жильцов. Но как это реально работает?
Архитектор подробно разобрал пример в Гамбурге, с так называемыми «домами Esso». Это международная нефтяная компания, владеющая в городе небольшим жилым комплексом. История непростая, с продажами, протестами жильцов, сносом. По-своему интересен сам район: рядом порт, где исторически сложились развлечения «для взрослых». Около двух тысяч человек в 2014 году протестовали против сноса пятиэтажных домов, признанных ветхими. Но и после сноса, не договорившись с владельцами, руководство района не оставило идею сохранить квартал, провело конкурс и заказало проект новой застройки. Как и раньше, с жилыми домами. На волне всех этих событий образовалось PlanBude – движение, объединившее жильцов, архитекторов и самых разных экспертов, поскольку задачи у него сложные. В качестве плана взаимодействия был сформулирован «Кодекс».
Уникальность дальнейших событий Шмидт видит в том, что PlanBude и государство не с первой попытки, но заставили инвестора услышать жильцов. Многие из них вернулись сюда, владельцы бывших клубов и ресторанов получили те же права, что и жильцы и тоже смогли вернуться. На сегодняшний день в комплексе 12 зданий, есть социальное жилье, театр и кинотеатр, льготные цены на развлечения для жителей. У резидентов, кстати, есть общее право на использование крыш. В общем, модель государственно-частного партнерства, в которое вовлечены архитекторы, сделала этот проект беспрецедентным. А PlanBude все это время действовал активно и не бездействует сейчас – проблемы есть, нужно искать решения.
Еще несколько принципиальных деталей о строительных группах: если речь идет о новом жилье, и дом – обычная бетонная конструкция, архитекторы обсуждают будущую квартиру со всей семьей, в полном составе. Каждый член семьи обдумывает, нужна ли ему отдельная комната и какая, как будет комфортно перемещаться по квартире, где удобен балкон и т.д. В итоге получилось то, что архитектор назвал свободной структурой, то есть по планировке квартиры не повторяли друг друга.
В этом доме (Берлин) было 20 квартир, общая фасадная линия и определенный шаблон (сантехника, коммуникации). Внутренние помещения обсуждались не один раз и очень подробно, с рисунками, макетами из кубиков и их демонстрацией. Групповые вопросы решались сообща (опросы о подъездах и этажах), отделку и «как обживать» квартиру семья планировала сама.
Оба подхода Шмидт считает достижениями, своими лучшими профессиональными результатами.
«Архитектурный гид по Минску» Дмитрий Задорин называет своим личным чудом. Писал книгу больше трех лет, собрал массу документов (и подробно перечислил на презентации библиотеки и архивы, где и что находится), ради этого вернулся в Минск после Нидерландов и Москвы. Интересно, что немецкого издателя Филиппа Мойзера Дмитрий встретил в Вене, и общее настроение было такое: «А давай напишем книгу против типового домостроения. И давай напишем книгу про Минск».
Дмитрий Задорин
Издательство DOM Рublishers специализируется на путеводителях, и в тот момент страны Восточной Европы были ему интересны. На минской теме сошлось все: воспоминания о городе детства, откуда Дмитрий уехал в 14 лет, знания, полученные в Университете Delft, опыт, профессиональные увлечения. В результате мы получили – внимание! – книгу белорусского автора о белорусской столице на английском языке, изданную в Германии. Да, она для иностранцев, и да, она в большом количестве заказана для читателей в Беларуси. У нас уже есть покупатель, который выбирает английский текст.
Конечно, типовое домостроение было только начальным импульсом. По стандарту издательства общий принцип гида должен быть географическим, а объектов в нем – 200. Дмитрий пошел по этому пути, но в собственной манере: его «семь лиц» это здания, площади (5), парки (7), военные монументы, типовое домостроение, станции метро. «Лица» представляют собой культурные пласты, каждый – своего рода срез времени, значимый для города, зависимый от экономических планов, встроенный в определенную идеологию и архитектурные решения, которые за нею стояли. Чисто туристический интерес иностранцев автор перешагивает увлеченно, и те 540 страниц, которые получились в итоге, предназначены в большей степени для белорусов.
Архитектору интересно, как сменяли друг друга стили: конструктивизм, сталинская застройка, модерн, псевдоисторизм (после постановления 1980 года о сохранении исторического наследия города). Дмитрий относится к этим «цитатам» очень настороженно: «мы не можем быть уверены, каким был город в прошлые века, поскольку население в 90 тысяч человек (1897 год) – это не город в современном понимании».
С этой точки зрения, довоенный облик нуждается в переосмыслении, но вот феномен быстрорастущего советского города 1960-1980-х – это уже то, что мы называем Минском сейчас. Тогда типовая застройка, при которой районы все-таки не выглядели одинаково, и массовый приток сельского населения снизили качество городской культуры. Все эти соображения Дмитрий переводит в примеры: конкретные здания, улицы, имена архитекторов.
По поводу природной среды в Минске архитектор отмечает, что «в опросе 80-х годов жители называли зелень основным и любимым качеством столицы. Сейчас определения «зеленый» сменились на «просторный» или «пустынный», с разными эмоциональными оттенками».
Но Слепянская и Лошицкая водные системы, как и Минский водно-зеленый диаметр, остаются уникальными объектами.
— Может быть, это самые значимые наши достопримечательности. Мы бы не говорили о них, если бы «зелень» была просто деревьями: это масштабный и единый комплекс водных объектов с парками, островами, каскадами, набережными, мостиками, — говорит Дмитрий.
В планах Дмитрия – выставка о минском конструктивизме и книга об Октябрьской площади на русском языке.
Что же касается лояльности городской среды, с помощью архитекторов минчане могут лучше понять свой город и возможности взаимодействия городских сообществ.
У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Главные праздники и фестивали ноября в Минске и не
Известный туристический путеводитель Lonely Planet поставил
За последние несколько лет в белорусских городах, особенно в
В июле Минск прирастет еще одной пешеходной зоной в
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....