Белорусам нельзя отказываться от «Парижской школы» — к такому выводу пришли участники дискуссий на выставке «Мастера Монпарнаса из белорусских местечек». Национальный исторический музей собрал для нее 100 работ из частных белорусских коллекций.
В личных и корпоративных собраниях белорусов есть, оказывается, Марк Шагал, Шрага Царфин, Осип Любич, Осип Цадкин, Роберт Генин, Евгений Зак, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень. Значит, они все-таки возвращаются. Причем, оригиналы — живопись и графика. И это в масштабе только одной выставки, куратор которой Алла Змиева уверена, что над темой связи всемирно известных художников с их родиной нужно работать сообща.
Начать следует с того, что в Парижский «Улей» художники попали из Гродно, Смиловичей, Гомеля, Витебска, деревень Высокое, Могильно, Желудок. Объединяет их не только факт рождения в еврейско-белорусских местечках, но и учеба в Виленской рисовальной школе, Одесском художественном училище, Художественной школе-мастерской Якова Кругера (Минск). В парижский артистический квартал они принесли свой, вполне определенный бэкграунд – при том, что сюда стекались молодые люди со всего мира. Северная Африка, Румыния, Италия и Германия, Америка – на этом этапе сошлось много биографий, поисков новых подходов и методов в искусстве. А дальше начались драматические судьбы, взаимное влияние, формирование уникального в истории искусств феномена – Парижской школы.
Посетители выставки «Мастера Монпарнаса» высказывают разные соображения о том, чьи же это все-таки художники. Мнение профессионалов однозначно: французские, поскольку их творчество – уже в первой трети XX века — было связано с Францией, а не с Российской империей. (Единственное исключение – Роберт Генин, вернувшийся в Советский Союз). В то же время они – часть белорусской культурной традиции. Их имена постепенно «укладываются» в самосознании белорусов. Задача выставочных проектов сейчас – зрительское восприятие и осмысление Парижской школы в белорусском контексте. Несколько инициатив в этом направлении уже реализованы: приобретения «Белгазпромбанка» и постоянная экспозиция «Арт Беларусь», первая серьезная выставка «Художники Парижской школы из Беларуси» в Национальном художественном музее (2012), и вот теперь показ из частных коллекций в Национальном историческом музее. Но качественные монографии, научные события, выставки и каталоги еще впереди. Как и изучение архивов, семейных биографий, мемориальных знаков – эта работа началась совсем недавно и идет очень медленно силами энтузиастов.
Благодаря знатоку Парижской школы, руководителю частной культурной организации «Наследие и время» Юрию Абдурахманову в Беларусь вернулись живописные работы Шраги Царфина – три в Смиловичский музей «Пространство Хаима Сутина», и две – в Национальный художественный музей. Царфин, как и Сутин, родом из Смиловичей. Здесь проводятся международные Сутинские чтения —– научная конференция, ставшая большой коллективной работой специалистов, французских и немецких соучредителей. Это та связь Сутина и Царфина с родиной, которая уже реализована и, надо надеяться, будет развиваться. На выставке в Историческом музее Шрага Царфин выглядит особенно ярко.
По случаю выставки с лекцией и мастер-классом Беларусь посетил эксперт по творчеству Сутина, его лучший биограф Мишель ЛеБрен-Франзароли. Если огромная стоимость работ Сутина не дает Смиловичскому музею шансов показать его творчество в своих залах, то живопись Царфина значительно расширила диапазон возможностей музея. Исследование жизни и творчества художника, которым несколько лет занимается Юрий Абдурахманов, готовится к изданию. По его сценарию режиссер Зоя Котович сняла фильм о художнике – «Блуждающая звезда из Смиловичей» с поразительными кадрами семейной хроники: Шрага читает стихи и поет колыбельную песню на русском и белорусском языках. Известно, что художник связывал себя с Беларусью и с любовью вспоминал родину.
Еще одним местом, где планируют сохранить память о художниках Парижской школы, станет Гродно. В этом городе родился Осип Любич, а в местечке Желудок (тогда Виленская губерния, сейчас Щучинский район Гродненской области) — Пинхус Кремень. В экспозиции «Мастера Монпарнаса из белорусских местечек» их работы тоже есть, а Надежда Усова, ведущий научный сотрудник НХМ, написала монографию о Любиче. В Гродно уже принято решение о приобретении работ, их атрибутировании и открытии зала с постоянной экспозицией произведений Любича.
Современные белорусские художники, конечно, формально не копируют легендарных предшественников, тем более что речь идет об экспрессионизме, об авангарде первой половины XX века. В то же время, имея такую историю, нельзя не учиться, не переосмысливать наследие. Куратор и галерист Алла Змиева на своих лекциях показывает графические работы Арлена Кашкуревича, Георгия Скрипниченко, Валентины Шобы в этом контексте, отмечает живопись Израиля Басова, Михаила Савицкого.
«Вы видите, что образы, психологическая глубина портретов легко преодолевают расстояние в 100 лет и тысячи километров», — считает куратор. И с ней нельзя не согласиться.
У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Некоторые зарубежные искусствоведы, возможно, не помнят
В Национальном художественном музее появились оригинальные
По Италии путешествует выставка Марка Шагала. 150 работ из
Национальный художественный музей решил провести необычную
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....