Думаю, этот вопрос сегодня волнует не только тех немногочисленных работников туристического бизнеса, сумевших пережить тяжелый «пандемийный» год, но и всех жителей Беларуси, которые надеялись, что летом 2021 года все-таки смогут выехать к морю. Но после принудительной посадки самолета Ryanair в Минском аэропорту, ситуация резко ухудшилась.
Вот что пишет на эту тему корреспондент газеты «Московский комсомолец» Алена Казакова.
«Западные государства обвинили Белоруссию в «акте государственного пиратства» после того, как Минск вынудил пойти на посадку самолет Ryanair с оппозиционным блогером Романом Протасевичем на борту. В знак осуждения этих действий восемь стран выступили с инициативой полного запрета гражданских полетов в воздушном пространстве Белоруссии. Однако белорусские власти продолжают стоять на своем, пытаясь убедить мир в блестящей работе своих спецслужб – сегодня в Минске «из-за угрозы теракта» снова задержан самолет.
Рейс Lufthansa, следовавший по маршруту Минск-Франкфурт, был остановлен из-за электронного письма, в котором сообщалось о возможном теракте. Сотрудники Национального аэропорта Минска решили повторно досмотреть воздушное судно, из-за чего посадка на рейс задержалась. Впрочем, как и в первый раз – сообщение о возможном теракте не подтвердилось.
С начала пандемии после того, как большинство стран объявили о закрытии своих границ, Белоруссия стала единственным государством в Европе, которое не закрыло свое воздушное пространство. Сегодня из Национального аэропорта Минска совершается 46 прямых рейсов –практически во все страны ЕС, страны Балтии, а также в Россию, Украину, Великобританию, Ирак, Казахстан, Китай, Турцию, Израиль, Грузию и так далее. Но скоро этому может прийти конец.
Латвийская авиакомпания AirBaltic не стала дожидаться официального решения ЕС и уже запретила своим самолетам входить в воздушное пространство Белоруссии. А Литва заявила, что не будет принимать самолеты, которые пролетали белорусским воздушным коридором.
Что эти ограничения означают для простых пассажиров? Несмотря на то, что сам по себе Минский аэропорт не такой уж большой, он является важнейшим транзитным маршрутом для авиакомпаний из России, Европы и Азии. Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтяр в беседе с «МК» предупредила российских туристов, что лазейка, которой многие пользовались для путешествий, закрыта. «Есть территории, которые являются закрытыми по причине коронавируса или небезопасности пребывания на них российских граждан. Туроператоры не должны продавать туры в Египет, если с территории России в те или иные страны самолеты не летают». По ее словам, прежде туры продавали с пересадкой в Минске, теперь этого быть не может.
Кроме того, для жителей России проблематично будет попасть на Украину и в Грузию. Так же, как и гражданам этих стран – в Россию. Раньше эти полеты совершались с пересадкой в Минске. Российские авиакомпании, понятно, сообщение с Белоруссией не прекратят. А вот Украина и Грузия, скорее всего, встроятся в политику ЕС.
По словам экономиста Ярослава Романчука, альтернативными маршрутами для облета территории Белоруссии станут Литва и Украина. «В зависимости от того, какой будет выбран маршрут, будет меняться и стоимость перелетов. Нужно учитывать, сколько брала Белоруссия за перелет через ее территорию, сколько будет брать Литва или Украина. Каждая компания будет реагировать на это по-своему. Но, конечно, все это отразится на стоимости полетов. В любом случае, если Беларусь потеряет транзит, причем не только авиационный, но и транспортный и железнодорожный, то это очень серьезно ударит по белорусскому бюджету. Пока точную оценку дать невозможно, но потери составят миллиарды долларов», – полагает эксперт».
Итак, для россиян и жителей других стран, скорее всего, закроется белорусская дверь, резко упадут доходы «Белавиа» и национального аэропорта «Минск». Для белорусских турфирм второй год снова окажется катастрофическим, для граждан Беларуси, мечтающих о зарубежном отдыхе, инцидент с ирландским самолетом будет также иметь очень серьезные последствия. На выездном туризме мы фактически поставили крест. То же самое можно сказать и о въездном туризме. Без авиасообщения с зарубежными странами не может быть туристических потоков. Соответственно, и прибыли от иностранных туристов.
А что же внутренний туризм?
Безусловно, созданные ограничения могут подтолкнуть граждан нашей страны больше путешествовать по Беларуси. В прошлом году, несмотря на эпидемию коронавируса, мы такую тенденцию наблюдали до проведения выборов. Но надо помнить о том, что отдых – это, в первую очередь, получение положительных эмоций. На отдых люди также настраиваются. И если вокруг гнетущая атмосфера, ощущение нестабильности и ненадежности твоего положения, то отдыхать очень и очень проблематично.
Таким образом, вся сфера туристических услуг в Беларуси получила очередной нокаутирующий удар. Сможем ли мы после него подняться и продолжить сражение – покажет время.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....