В последние годы в Беларуси, как и во многих других странах мира, весьма активно начали использоваться квадрокоптеры. Кто-то купил их для развлечения, кто-то использует для создания художественных фотографий и видеофильмов, каким-то предприятиям эти технические новинки оказались очень полезны для решения производственных задач. Но сегодня над всеми владельцами дронов повисла черная туча: с 4 июня 2023 года правила использования беспилотных летательных аппаратов изменяются, в прессе появились публикации, что физическим лицам в Беларуси вообще будет запрещено пользоваться дронами.
Издательство «Рифтур» очень активно использовало панорамные фотографии, еще в 2005 году был издан авторский фотоальбом Сергея Плыткевича «Нечаканая Беларусь», который стал визитной карточкой нашей страны. Тогда все снимки были сделаны с вертолета и самолета. Позже Сергей Плыткевич освоил съемку с квадрокоптера, без эффектных снимков с высоты не обходились ни одна книга или путеводитель «Рифтура», иллюстрировались достопримечательности на краеведческом портале «Планета Беларусь».
Естественно, нас волнует проблема дальнейшего использования дронов, и мы решили провести круглый стол со специалистами, которые хорошо знакомы с обозначенной темой. В разговоре приняли участие: Леонид Спаткай, бывший военный летчик, преподаватель курсов по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов;
Сергей Петрусев, заместитель директора по учебной работе -- начальник учебно-методического отдела Центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ДОСААФ; Сергей Плыткевич, автор множества фотоальбомов и путеводителей о Беларуси, директор издательства «Рифтур».
Сергей Плыткевич:
– Что принципиально меняется с 4 июня и меняется ли что-либо вообще? Почему в последние дни среди владельцев дронов возникли паника и ажиотаж?
Леонид Спаткай:
– На мой взгляд, главной проблемой является отсутствие у людей достоверной информации про изменения правил эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Беларуси. Дата 4 июня возникла еще 4 октября 2022 года, когда приказом №268 Департамента гражданской авиации (22 декабря 2022 года приказом №341 в него были внесены изменения) было утверждено Руководство по порядку государственного учета и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Согласно этому документу, с 4 июня для выполнения полетов в открытых категориях (т.е. с помощью гражданских беспилотных летательных аппаратов) всем владельцам или операторам дронов необходимо пройти соответствующее обучение. Согласно п. 47 этого Руководства оператор гражданских беспилотных летательных аппаратов до 4 июня 2023 года должен освоить содержание образовательной программы по их эксплуатации и потом делать это каждые пять лет. Согласно этому же положению, гражданские беспилотные летательные аппараты необходимо зарегистрировать в Департаменте гражданской авиации.
Это значит, что их владелец должен прийти в департамент, предъявить свой сертификат, подтверждающий прохождение обучения, предоставить сам беспилотник и коробку от него. На основании этого БЛА ставят на учет и присваивают ему регистрационный номер. Это необходимо для налаживания учета и контроля над использованием БЛА, а также воздушного пространства Беларуси. Как бы то ни было, в бескрайнем небе становится тесно. В нем выполняет полеты авиация различных видов, и беспилотники находятся на последнем месте.
В открытой категории любой владелец беспилотника может записаться на курсы (например, ДОСААФ), пройти 24-часовую программу подготовки и после проверки знаний получить сертификат, копию которого он должен иметь при выполнении полетов.
Сергей Плыткевич:
– Давайте уточним. Обучение на открытую категорию позволяет летать везде, кроме городов и закрытых для полетов зон. Верно?
Леонид Спаткай:
– Да
Сергей Плыткевич:
– А если необходимо сделать фотографии?
Леонид Спаткай:
– Согласно нормативно-правовым документам, если летательный аппарат оснащен фото- или видеоустройством, которое находится на стабилизированном подвесе, как «Фантом» или «Мавик», и осуществляет запись информации на носители, которые расположены либо в самом беспилотнике, либо в пульте управления им, это считается аэрофотосъемкой. В таком случае необходимо получить разрешение Генерального штаба Министерства обороны Республики Беларусь. Для этого подается заявка, получается разрешение на съемку, затем в Генеральный штаб предоставляются фотографии, чтобы там могли убедиться, что на них не попали объекты, которые не предназначены для широкого круга. Если снимки делаются только для внутреннего использования организацией, то проблем будет меньше. Главное – не выставлять их в открытый доступ. Приведу пример. У нас проходили подготовку по расширенной программе специалисты Белнефтехима специально для мониторинга линейных инженерных объектов. Однако даже им необходимо получать в Генеральном штабе разрешение на полеты.
Сергей Плыткевич:
– То есть на сегодняшний день, кроме регистрации квадрокоптера в департаменте гражданской авиации, нужно иметь два разрешения: на полет как таковой и отдельно на съемку. Правильно?
Леонид Спаткай:
– Да, но есть нюанс. Главное условие – это наличие стабилизированного подвеса. Если вы снимаете на встроенную камеру, то это не считается аэрофотосъемкой. На «Озоне» можно недорого купить такие модели БЛА, они позволяют сохранять информацию на носителе, но при этом обеспечивают очень низкое разрешение.
Сергей Плыткевич:
– А использование «Мавика» или «Фантома» уже считается аэрофотосъемкой?
Леонид Спаткай:
– Да.
Сергей Плыткевич:
– На сегодняшний момент, насколько я знаю, в Беларуси было продано от пяти до семи тысяч квадрокоптеров. Где еще, кроме Центра ДОСААФ, можно пройти обучение и получить сертификат оператора?
Сергей Петрусев:
– В Национальной академии гражданской авиации и Белорусском технологическом университете. Но программа Национальной академии гражданской авиации нацелена в первую очередь на повышение квалификации, фактически она подходит только тем операторам БЛА, которые уже имеют необходимый опыт. Белорусский технологический университет в основном сотрудничает с лесхозами.
Сергей Плыткевич:
– Получается, что на сегодняшний день есть всего три организации, где можно пройти обучение?
Сергей Петрусев:
– Да.
Сергей Плыткевич:
– Насколько я знаю, ваши курсы в этом году закончили всего 50-60 человек. Предположим, что в остальных организациях примерно по столько же. Выходит, что львиная доля владельцев БЛА сегодня фактически зависла в воздухе?
Сергей Петрусев:
– Да, но они зависли в воздухе, поскольку не знают законодательства. Следовало довести через средства массовой информации, что начиная с 4 июня просто полетать где-нибудь над деревней не получится. Для этого надо будет иметь при себе сертификат, поскольку любой милиционер сможет подъехать и на законных основаниях поинтересоваться, чем вы здесь занимаетесь. На первый раз это будет административное нарушение, в последующем может дойти и до уголовной ответственности.
Сергей Плыткевич:
– А те люди, которые прошли обучение и зарегистрировали квадрокоптер, должны в процессе его использования иметь при себе копии всех необходимых документов?
Леонид Спаткай:
– Все верно. При выполнении полета у вас должны быть при себе копия свидетельства о регистрации квадрокоптера и копия сертификата оператора. Но это еще не все. Приехав в то место, на которое вы подавали заявку и получили разрешение на полет, вы обязаны связаться с районным центром управления воздушным движением и сообщить диспетчеру, что согласно такой-то заявке, будете здесь выполнять полеты, допустим, с 10 до 17 часов. При каждом новом взлете необходимо докладывать о том, что вы совершили его. Закончив полет, вы должны доложить об этом диспетчеру, а также сообщить, планируете ли выполнять последующие полеты.
Сергей Плыткевич:
– Если переезжаешь на новое место, то об этом тоже нужно уведомлять диспетчера?
Леонид Спаткай:
– Да, даже если новый взлет планируется в том же квадрате. При изменении точки взлета диспетчер должен об этом знать, как и о потере управления. Если такое случилось, вам надо указать время, когда это произошло, примерное направление, в котором улетел беспилотник, имеющийся у него запас хода и район, в котором БЛА должен упасть. Кроме того, оператор обязан самостоятельно организовать его поиск.
Сергей Петрусев:
– Надо понимать, что такие правила были введены не просто так, а на тот случай, если в это время через район полета будет проходить экстренный борт. В этом случае диспетчер должен сообщить всем, кто находится в воздухе, о том, что необходимо срочно выполнить посадку.
Леонид Спаткай:
– Именно поэтому постоянно должна быть связь с диспетчером. Я всегда говорю своим курсантам, чтобы они не использовали один и тот же смартфон для звонков и для управления беспилотником в качестве пульта. Иначе во время экстренного звонка диспетчера вы либо потеряете управление беспилотником, либо с вами не смоут связаться, поскольку канал будет занят. Поэтому используйте отдельный планшет или смартфон, можно без SIM-карты, поскольку управление происходит через Wi-Fi.
Сергей Плыткевич:
– Обучение на открытую категорию не дает права полетов над городами. Что необходимо сделать тем операторам квадрокоптеров, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны выполнять какую-то работу над крупными населенными пунктами?
Леонид Спаткай:
– Им нужно пройти обучение для получения специальной категории, которая позволяет выполнять в том числе полеты над городами. Эта программа только для юридических лиц, ее продолжительность увеличится с 24 до 40 часов. Стоимость такого курса тоже будет больше, на уровне 500-600 рублей. Это касается только теории. Если ученик не умеет летать, то дополнительно понадобятся 16 часов практических занятий, из них 8 часов наземной подготовки и 8 часов полетов. Те, кто уже умеет летать, могут сразу сдать квалификационный экзамен.
Разрешение на полет над городом, на фотосъемку или проведение каких-то специфических работ, безусловно, получить будет гораздо труднее.
Сергей Плыткевич:
– Насколько я понимаю, в плане наказания за полеты без разрешения пока ничего не изменилось?
Сергей Петрусев:
– В административном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за нарушение правил использования воздушного пространства. В уголовном кодексе прямых указаний на это нет, но подобные действия можно трактовать как хулиганство или неумышленное причинение ущерба. Если полет выполняется в запрещенной зоне или поблизости от нее, то согласно действующему законодательству, силовые структуры имеют право открыть огонь на поражение. Никакой компенсации за утрату беспилотника его владелец в таком случае не получит, поскольку он нарушил действующие правила. Даже если полет выполнялся по заявке и случайно вышел за пределы разрешенной зоны, а беспилотник был застрахован. Согласно действующему законодательству, можно застраховать любое имущество, однако из-за высокого риска соответствующие организации часто отказываются это делать.
Сергей Плыткевич:
– Ходят слухи, что физическим лицам будет запрещено использовать квадрокоптеры.
Леонид Спаткай:
– Разговоры такие ведутся, однако пока нет нормативно-правового акта, который бы устанавливал конкретные сроки, когда будет введен запрет и как долго он будет действовать, не прописаны и районы, на которые этот запрет будет распространяться. Не исключено, что за образец будет взят российский опыт, где в регионах полностью запрещены полеты, в том числе коммерческой авиации. Может, для юридических лиц будет сделано исключение. Многие организации в Беларуси используют беспилотники для ведения различной деятельности. Например, МЧС – для мониторинга лесных массивов. Россияне подсчитали, что из-за запрета на использование беспилотной авиации ущерб в этом году составит порядка 6 млрд российских рублей. Думаю, те, кто занимаются у нас принятием законов, сделают соответствующие выводы – нельзя вредить экономике страны. Так что еще есть надежда, что, по крайне мере, глобального запрета не будет.
Сергей Петрусев:
– Мне кажется, что запрет будет введен временно и не будет распространяться на юридические лица.
Сергей Плыткевич:
– Как вы считаете, есть ли сейчас смысл физическим лицам проходить обучение?
Леонид Спаткай:
– Конечно, есть! Во-первых, неизвестно, когда и в какой форме будет введен запрет, как долго он будет действовать. Во-вторых, даже если запрет на полеты будет введен в открытых категориях (А1-А3), сохранит свое действие разрешение на выполнение полетов в специальных категориях. Содержание курса в обеих категориях во многом совпадает, т.е. тем, кто пройдет обучение на открытую категорию, это будет зачтено при переподготовке. Соответственно, это займет меньше времени и обойдется дешевле.
Сергей Плыткевич:
– Мы поговорили о физических лицах. Теперь давайте разберемся с юридическими.
Леонид Спаткай:
– Юридические лица также могут выполнять полеты в двух категориях: открытой и специальной. В первом случае правила для физических и юридических лиц одинаковые, включая запрет на полеты над городскими населенными пунктами. Если сотрудникам МЧС нужно мониторить состояние лесных массивов, то они проходят обучение по открытой категории. Однако мониторинг инженерных систем, расположенных на территории городов, это уже специальная категория. Если вы как физическое лицо имеете договор подряда с какой-либо организацией жилищно-коммунального хозяйства на обследование, например, крыш зданий, то для выполнения полетов понадобится сертификат специальных категорий, поскольку они будут проходить в населенном пункте.
Сергей Плыткевич:
– Разве физическое лицо может его получить?
Леонид Спаткай:
– Вполне, никакого запрета на получение сертификата специальных категорий физическими лицами в действующем законодательстве нет. Вопрос в том, для чего он нужен. Если для того, чтобы просто летать над Минском и делать снимки для собственного развлечения, а потом публиковать их в социальных сетях, то Департамент гражданской авиации не выдаст сертификат летной годности. Если вы планируете делать это в интересах какой-то организации (например, СМИ или издательства), то необходимо заключить договор, на основании которого может быть получен соответствующий сертификат.
Сергей Плыткевич:
– Как формируются учебные группы?
Леонид Спаткай:
– По мере поступления заявок. Минимальное и максимальное количество курсантов определено. Оно зависит от количества посадочных мест, но не более 20 человек.
Сергей Петрусев:
– Это касается только теории. Когда дело доходит до практики, начинаются уже совсем другие подсчеты. Оптимальный вариант – 2-4 курсанта на одного руководителя полетов.
Леонид Спаткай:
– Хотелось бы отметить, что в открытых категориях практика не предусмотрена. Оператор действует на свой страх и риск. При обучении на специальные категории проводится летная подготовка либо проверка навыков пилотирования.
Сергей Плыткевич:
– Как она происходит?
Леонид Спаткай:
– Для этого у нас есть специальные аппараты и самолетного, и вертолетного типа.
Сергей Плыткевич:
– Если человек хочет сэкономить на подготовке, то он сразу может сдать экзамен?
Леонид Спаткай:
– Да. Раньше можно было прийти в ГАИ и сказать, что я самостоятельно изучил правила дорожного движения и освоил мотоцикл, теперь хочу сдать экзамен. Аналогичный принцип действует и у нас. Заявил, что умеешь управлять квадрокоптером, – продемонстрируй свои навыки. Все это делается официально. Мы оформляем заявку на выполнение полетов, выезжаем на площадку, есть инструкторы, которые имеют допуск к обучению и проверке техники пилотирования. Все строго по закону.
Сергей Плыткевич:
– В перечне необходимых документов также указано медицинское заключение о годности к выполнению полетов. Что это такое?
Леонид Спаткай:
– Те, кто планируют выполнять полеты в специальных категориях, должны будут проходить освидетельствование в авиационно-медицинском центре наравне с диспетчерским составом.
Сергей Петрусев:
– Если человек в дальнейшем решит связать свою работу с организацией, эксплуатирующей беспилотники, то он должен будет проходить процедуры, которые предусмотрены в гражданской либо военной авиации. Зависит от того, где именно он будет работать…
В Центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ДОСААФ дорабатывается новая программа для операторов БЛА, которые планируют выполнять полеты в специальных категориях.
P.S. До 4 июня 2023 года остались считанные дни. Надеемся, опубликованная нами информация поможет тем, кто планирует использовать в своей работе беспилотные летательные аппараты. Мы также верим, что работа нашего краеведческого ресурса не будет остановлена. Беларусь должна выглядеть красиво! А без панорамных фотографий сделать это очень и очень трудно…
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....