Ru
En Bl

Камайские древности

Автор: Анатолий Варавва, Виаполь
Фото: Виаполь
Ссылка: Виаполь

Полоцко-Виленский шлях — одна из древнейших дорог Беларуси. Со времен Средневековья связала она Полоцк и Вильню, чья первостепенная роль в белорусской истории и культуре неоспорима.  Это обстоятельство и обусловило особенную значимость дороги, которую в прошлом называли то шляхом, то гостинцем, то трактом, присовокупляя к этим словам громкие имена — Ольгерда, Витовта, Батория... Сколько интереснейших мест и замечательных людей   собрал вокруг себя Полоцко-Виленский шлях! Наследником его исторической славы является ныне шоссе Р45/103 Полоцк — Вильнюс. В нескольких километрах от этого  шоссе, среди живописных озер, расположился уютный агрогодок Камаи — в прошлом имение, местечко, известное с начала ХVІ века.

_1..jpg

Костел в Камаях завораживает своей брутальностью

С 1592 года Камаи принадлежали Яну Рудомине-Дусяцкому (1543—1621), воеводе браславскому. На его средства здесь был сооружен в 1606 году костел Св. Иоанна Крестителя. Располагается он на бывшей Рыночной площади, а перед ним стоит каменный крест, высеченный, как полагают, в ХV – ХVІ столетиях из монолитного гранитного камня-валуна красного цвета.

_2 Фото www.fotobel.by.jpg

Камень-крест хранит свои тайны и рождает споры специалистов. Фото fotobel.by

Высота этого креста более двух метров, длина горизонтальной поперечины около метра. Вертикальная часть креста имеет четырехгранную форму. В средокрестии устроена треугольная ниша для распятия. На тыльной и частично фасадной плоскостях креста сделаны надписи латинским шрифтом более позднего, нежели сам крест, происхождения, значительно поврежденные и, к сожалению, до сих пор не расшифрованные. 

За этим каменным крестом, в обрамлении стены из бутового камня, предстает храм, напоминающий собой скорее крепость. От этого памятника веет истинно романской мощью! И это тем более удивительно, что строился он, как уже было сказано, в начале ХVІІ, а перестраивался вплоть до ХІХ века. Низкорослый, кряжистый, широко расставивший по углам свои башни с бойницами, он кажется вросшим в землю исполином. Этот памятник оборонительно-культового зодчества соединяет в себе черты архитектуры готики, ренессанса и барокко.

_3.jpg

Брама костела в Камаях

Изначально костел строился как трехнефная базилика, расчлененная внутри четырьмя мощными столбами. Судя по натурным обследованиям, он был задуман как четырехбашенный. Но в процессе строительства от двух башен со стороны апсиды отказались. Более того, его первоначальный облик был изменен после сильного пожара, пережитого храмом в середине ХVІІ столетия. Тогда обвалились своды и были разобраны внутренние столбы. Позже достроили хоры, а с южной стороны – каплицу с криптой, что существенно изменило внешний облик храма, придав ему подчеркнутую асимметричность.

_4.jpg

Колокол отлит в честь 400-летия храма

Сегодня это – двухбашенный и двухзальный костел со стенами двухметровой толщины, прорезанными высокими арочными оконными проемами. Главный вход в святыню решен в виде арки. Фасад завершает треугольный ренессансный щипец с  полуциркульными нишами и круглыми бойницами. По углам храма устроены две мощные цилиндрические башни, также снабженные бойницами, что позволяло вести огонь на ближние и дальние дистанции. Как воспоминание о многочисленных войнах, которые не обошли Камаи, в стены главного фасада и башни в середине ХVІІ века, по распоряжению сына фундатора, Петра Рудомины, были вмурованы ядра от пушек.

_5.jpg

В интерьере храма буйствует барокко. Люстра храма

Так – сурово и воинственно – выглядит храм снаружи, а внутри его царит совсем иное настроение. Интерьер украшен росписями, исполненными в технике гризайль.  Основной мотив росписей – акантовая ветвь, сплошным ковром оплетающая картуши и медальоны с монограммами и символами. Плафон основного помещения храма представлен в виде рамы, вокруг которой вьются гирлянды из плодов и цветов.

В костеле четыре резных деревянных алтаря первой половины ХVІІІ столетия. Центральный двухъярусный алтарь решен в виде коринфской колоннады, в которой установлены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. В центре помещена икона Богоматери с младенцем, датируемая ХVІІ веком и почитаемая чудотворной.

Ордерные элементы алтаря раскрашены под мрамор, что в сочетании с позолотой орнаментальной резьбы и полихромной скульптурой создает интенсивную по колориту, приподнятую, праздничную атмосферу внутри храма. Так искусство барокко в интерьере на высокой эмоциональной ноте завершает суровый рассказ, начатый готико-ренессансным экстрьером святыни.

_6..jpg

Орган костела помнит Бронислава Рутковского…

Это волнующее повествование дополняет орган начала ХХ столетия, оформленный гирляндами, скульптурами ангелов, изображениями музыкальных инструментов. В свое время на этом инструменте начинал путь в большое искусство Бронислав Рутковский (1898—1964)– замечательный органист, дирижер, профессор музыки, музыкальный критик, обладатель высокой награды – ордена Серебряного Креста Виртути Милитари.

Он родился в Камаях, учился музыке в Петербурге и Париже. Был органистом кафедрального костела Св. Яна в Варшаве, давал концерты органной музыки, возглавлял польский Союз органистов и хормейстеров. Его именем названы зал Краковской государственной музыкальной школы и улица древней столицы Польши. Незадолго до смерти, в 1963 году, маэстро посетил свою малую родину. Камайцы хранят о нем самые теплые воспоминания. В костеле в его честь открыта мемориальная доска (2008), а парк перед святыней носит его имя.

Памятной доской увековечен в древних стенах и Казимир Свояк (Константин Степович, 1890—1926) — общественный деятель, поэт, ксендз, служивший в камайском костеле в 1915 году.

_7.jpg

Костел в Камаях

Костел буквально перенасыщен историко-культурными ценностями: только в государственном реестре их числится около 120! Это и алтарная икона Божией Матери Ченстоховской (ХVII ст.), и картина «Иисус и сирота» (1890-е гг.) кисти известного художника Альфреда Ромера (1832—1897), и реликварий с мощами святых, и крипта, где находятся захоронения ошмянских маршалков… Впрочем, все это лучше увидеть собственными глазами в сопровождении подробных комментариев ксендза Яцека Хутмана. И конечно же, под аккомпанемент старинного органа, чей голос и сегодня звучит мощно и вдохновенно…

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ ОТ ТУРОПЕРАТОРА ВИАПОЛЬ


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Архипелаг Сапег

Владения Сапег герба «Лис» – одного из крупнейших и влиятельнейших магнатских родов в Великом Княжестве Литовском –

Статьи
Радзивилловская Полонечка

Излюбленным местом обитания муз в Древней Греции служили горы Парнас и Геликон. Там, в тенистых рощах, под журчанье

Статьи
Блуждания Лепеля

В обрамлении озер и на развилке дорог, что идут от Минска к Полоцку и Витебску (М3 и Р46), уютно расположился

Статьи
На Берегах озер Вишневское и Свирь

Расположившись на границе двух районов (Мядельского и Сморгонского) и двух областей (Минской и Гродненской), эти

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые