by | de | pl | en

Храм, где служил всемирно известный святой

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Монастырь францисканцев основали упитский староста Остафей Курч и его жена Сузанна из рода Тышкевичей. Случилось это в 1635 году. Меценаты пожаловали монахам село Понемонье, каменный дом в Гродно и участок земли для строительства костела. Дарение утвердил 13 апреля 1639 года находящийся в Вильне король и великий князь Владислав Ваза.

1 jeaohzfi56csebx28xbh51ldblnnnih3.jpg

По некоторым данным, изначально францисканцы могли осесть, как и прочие монашеские ордена города, на правой стороне Немана, неподалеку от участков бернардинцев и бернардинок. Якобы монахов-бернардинцев не обрадовало такое соседство, и францисканцы отправились за Неман, подальше от недовольных соседей и, кстати, ближайших «однокашников», ведь бернардинцы на самом деле являются ветвью францисканского ордена.

Облюбовав для себя возвышенность на левобережье Немана, на которой в XIV веке, согласно некоторым гипотезам, находился замок крестоносцев Нью Гартен, монахи приступили к строительству. Работы шли с 30-х годов XVII века и еще в 1645 году здания не были вполне закончены. Исследователи предполагают, что костел и монастырь были деревянными и выгорели дотла во время «московского потопа» в 1659 году. По другим данным, московские ратники лишь ограбили костел. В период с 70-х годов XVII до начала XVIII века, костел и монастырь были отстроены в камне. Согласно Юзефу Иодковскому работы по строительству башни с часами во второй половине XVIII века (по другим данным чуть раньше, в период 1749–1750 годов) финансировала Констанция Лозовая, известная своим вкладом в пользу иезуитского костела. Она же якобы оплатила францисканцам строительство органа. Именно во францисканском костеле должна была находиться крипта этой щедрой меценатки.

2-2012-06-02_i9_9714pb_1330.jpg

Храм представляет собой трехнефную базилику с пристроенной слева массивной звонницей. Этот объект немного больше костела бригиток. Его длинна приблизительно 36 метров, а ширина 17. В целом храм можно маркировать как достаточно аскетичную версию виленского барокко. Фасады декорированы простыми дорическими пилястрами. Интересны своеобразные светлые «короны», помещенные с четырех сторон, рядом с куполом колокольни. Это эмблемы ордена францисканцев – скрещенные руки и крест. Сам купол ранее имел более сложное решение.

3_887.jpg Интерьер храма, 30-е годы ХХ столетия

В интерьере главный высокий алтарь, в стиле барокко, датированный XVII – XVIII веками, и несколько алтарей в стиле классицизма. Пожалуй, наиболее интересным элементом внутреннего убранства храма является алтарная перегородка середины XVIII века, за которой мог помещаться хор. Она украшена четырьмя барочными бюстами и изысканной резьбой в стиле рококо.

Интересен и эффектный амвон с балдахином в виде королевской короны! Такое решение известно в сакральном искусстве Речи Посполитой. Подобный «коронованный» амвон размещен, к примеру, в прекрасно украшенном интерьере костела в Михалишках. А в костеле бернардинцев в польском Лежайске амвон венчают целых три короны.

Роспись храма не раз менялась. Существующий вариант мало интересен, однако ранее костел был расписан довольно роскошно. Выделялись в этом смысле своды апсиды храма, с росписью в технике гризайль. Изображения ангелов помещались над арками нефов, а фриз над ними украшали витиеватые орнаментальные росписи. На нижних отрезках дорических пилястр апсиды имелись изображения барочных картушей. Сами стены были покрыты живописной имитацией под камень.

9 Н. Одра XIX век.jpg Монгастырь францисканцев на рисунке Н. Орды. XIX век

Но особенно интересный элемент находился в боковых нефах. На старой фотографии видно, что вокруг картины крестного пути Христа, которая находится в костеле, размещалось изображение как бы крупной барочной алтарной стенки. Эта богатая и витиеватая роспись не сохранилась. Подобное решение можно наблюдать, например, в базилике Рождения Девы Марии литовского местечка Шилува. В Беларуси отличнейшим примером гризайловского алтаря является великолепное «иллюзорное ретабло» храма Св. Иоанна Крестителя в Гольшанах.

4-2021-12-01-0954pb_1330.jpg

Орган храма некоторые специалисты считают самым старым органом Беларуси. Справа к комплексу примыкает здание монастыря с внутренним двориком, которое датируют 80-ми годами XVII века.

5 Максимилиан Колбе.jpg

В 20-е годы XX века в костеле служил францисканский священник Максимилиан Кольбе. В Гродно францисканец издавал свой широко известный журнал Rycerz Niepokalanej, пропагандирующий католическую веру. В 1939 году отца Максимилиана арестовали нацисты. В мае 1941-го священник оказался в печально известном Освенциме. В этом же году отец Максимилиан добровольно пожертвовал собой, заменив приговоренного к смерти узника. Даже немецкие военные были поражены поступком Колбе, но согласились, чтобы священник занял место другого заключенного. После этого Максимилиана и других приговоренных отвели в специальную камеру, где оставили умирать от голода. Отец Максимилиан старался поддерживать сокамерников и готовил их к смерти. Узники пели молитвы. 14 августа 1941 года отец Максимилиан умер, добитый инъекцией яда. Поступок францисканца был широко прославлен после войны. В 1971 году Папа Римский канонизировал Колбе. В торжественных мероприятиях по этому случаю участвовало около 150 тысяч человек.

8 73d97be8198310165e5626c38b52f738.jpg

Максимилиан Колбе является одним из самых популярных католических святых XX века. Скульптура, изображающая святого, размещена даже на фасаде знаменитого Вестминстерского аббатства в Лондоне. Среди гродненских соратников Масимилиана Колбе был другой храбрый человек – отец Мельхиор Фордон, спасавший гродненцев от преследований нацистов. Могила этого францисканца находится в гродненском храме.  


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые