pl | de | by | en

Храм, который выдержал истязание Неманом

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича

Борисоглебский храм на Коложском плато, или попросту Коложа, является жемчужиной гродненского архитектурного наследия. Древняя церковь, которая подобно мифическому фениксу не раз возрождалась из пепла, радует горожан спустя более чем 800 лет после того, как зодчие закончили строительство храма!

1-2021-03-20-9--DJI_0054pb_1330.jpg

Святыня была построена в XII веке, при гродненских князьях Всеволодковичах. Архитектором храма называют древнерусского зодчего Петра Милонега. И хотя архитектор был реальной исторический фигурой, его работа в Гродно является не более чем гипотезой.

2 3115e57d0807e79c795b5519b4c26417.jpg Так могла выглядеть Коложская церковь в начале своего существования.

Предполагается, что храм страдал еще от набегов крестоносцев в XIII – XIV веках, правда, доказательств этому утверждению исследователи не приводят.

В 1480 году Грынька Ходкавич Волович, считающийся пращуром известного магнатского рода Воловичей, пожелал, чтобы Коложскому монастырю ежегодно доставляли из владений Грыньки определенное количество съестных припасов.

Есть сведенья, что русские войска во время войны с ВКЛ 1487–1494 годов поставили на храм пушки и стреляли по замку. К слову, литератор и историк Адам Киркор рассказывает эту легенду уже про шведов: якобы именно рати Карла XII стреляли с Коложи из своих пушек. Хотя эти сведенья являются сомнительной легендой, храм действительно часто находился в таком состоянии, как будто пережил подобную военную операцию.

В 1500 году монастырю пожаловал «сад на Коложенехъ» великий князь Александр. Уже во времена этого правителя возраст храма насчитывал более трехсот лет.

Достаточно значительный и богатый государственный деятель, Богуш Боговитенович, проводит реставрацию храма в начале XVI столетия. Однако позднее шляхтичи из влиятельных гродненских семей вели себя менее благородно и не слишком переживали за интересы храма и монастыря. Дурную память о себе оставил, например, Семен Волович, распоряжавшийся в монастыре. В 1568 году представитель другого известного гродненского рода – Павел Котович – получил во владение Коложскую обитель, но затем монастырь снова вернулся в руки Семена Воловича. Епископ русской православной церкви Макарий (Булгаков) вспоминал в своем масштабном сочинении «История русской церкви» о Семене Воловиче, который «все доходы монастыря обращал исключительно в свою пользу», а затем, как пишет Макарий, король отдал монастырь «другому такому же пану». Мнение о плохом хозяйствовании Воловича подтверждается документами. В конце XVI века к владениям монастыря относилась большая часть территории современного Коложского парка. На этом участке жили люди, так называемые монастырские огородники, то есть арендаторы земельных владений монастыря.

2-1_984.jpg Коложская церковь в XVI веке.

В первой трети XVII столетия храм и монастырь передали униатам. После захвата Гродно российскими ратями, во время «московского потопа» второй половины XVII века, монастырь находился в заброшенном состоянии.

В конце XVII века положение не изменилось к лучшему: храм стоял заброшенным и не имел крыши. Но в этот же период гродненским униатским архимандритом стал деятельный и хорошо образованный Симеон Огурцевич, из рода виленских мещан и известных униатских деятелей Огурцевичей. Этот церковный сановник на короткое время привел монастырь в порядок. Но после смерти Симеона монастырь снова был разграблен.

В 1705 году, во время Северной войны, Гродно стал ареной активных действий противоборствующих армий. В результате церковь вновь пострадала.

Уже в первой половине XVIII века (как, впрочем, и ранее) ценность древней Коложи была очевидна горожанам. Поэтому предпринимались попытки сохранить храм. Кроме того, из документов той поры ясно, что гродненцы понимали: опасность для храма представляет подмывание склонов.

В 30-х годах XVIII века архимандритом монастыря стал Игнатий Кульчинский – прекрасно образованный человек. Игнатий пытался остановить сползание склона с помощью посадок деревьев и строительства специального подпирающего забора. Кроме того, Кульчинский неплохо отремонтировал храм.

2-2_984.jpg Коложа в 1852 году.

В XIX веке склон продолжал сползать, и угроза для храма становилась все более явной. Спасти храм в таких условиях, пожалуй, могло только чудо. Чуда, однако, не случилось… Произошла череда обвалов. В 1853, 1864 и 1884 годах Коложа разрушалась в результате сползания склона.

3 040acfbe089de4590fef76df78c85591.jpg

Храм как будто истязался коварным Неманом, который забирал все новые части святыни. Однако после этих катастроф, в период с 70-х годов XIX века до 1910 года, горожане предприняли многочисленные попытки спасти остатки церкви. В частности, тогда была создана деревянная стена со стороны Немана. Эти действия оказались достаточно удачными.

4-2014-04-16_14_7533pb_1330.jpg

Попытки сохранить храм, который все же не был в полной безопасности, делались и позднее: в период нахождения города в составе II Речи Посполитой и БССР.

5 6cdf04427b3009b48f228b3ac1e4412e.jpg

В 2017–2018 годах была отремонтирована деревянная стена Коложи. Аутентичный каркас сохранили, заменив наружную обшивку. В помещении церкви установили стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

6-2014-04-16_14_9707_887.jpg

Коложа являет наблюдателям наиболее полный пример архитектурной школы Гродненского княжества. Помимо сохраненных стен известны рисунки, запечатлевшие утраченные части храма. Относительно изначальных куполов Коложи, исследователям остается делать догадки. Но в XVI веке храм имел высокую шатровую крышу.

7-4526d152bf5bc42258e466d0347cf7f4.jpg

Сохранившиеся стены храма сложены в основном из плинфы и большемерного кирпича, использованного во время реставрации. Фасады украшены в нижней части полированными камнями. Выше размещены майоликовые композиции, воплощающие христианскую символику.

8-2006-10-29_195pb_1330.jpg

Кресты и камни на фоне красной плинфы и белых прослоек раствора с цемянкой формируют одновременно архаичный, яркий и самобытный образ храма. Прекрасно дополняет вид Коложи живописное расположение церкви.

9-2011-02-12_3793pb_1330.jpg

Известно, что в интерьере храма в конце XVIII века находились богатые деревянные алтари. Некоторые резные элементы были позолочены. В интерьере выделялась посеребренная скульптура пеликана – символ милосердия. Имелся закрепленный на колоне амвон и даже портреты королей. Неподалеку от храма располагался деревянный монастырь, построенный в конце XVIII века.

10-1cc42d93baf1ad5f0774d83d2ae62d35.jpg

Зашедших внутрь посетителей церковь встречает белыми стенами, которые испещрены отверстиями горлышек кувшинов голосников, вмурованных в стены.

11-2006-04-03_3812pb_1330.jpg

Круглые столбы поддерживают потолок. В нишах стен имеются остатки росписей, которые гипотетически датируют XVI – XVII веками. В XII веке пол храма был выложен красивой майоликовой плиткой.

12-13.jpg

Одна из ниш в старинной стене содержит весьма занимательный предмет со своей собственной богатой историей. Это фрагмент мозаики, созданной в самой значительной мозаичной мастерской Российской империи – мастерской Владимира Фролова. Работы над мозаикой велись по эскизам выдающегося русского живописца Васнецова. Когда-то это произведение искусства украшало огромный православный собор Александра Невского в Варшаве, но после уничтожения храма, осколки панно разошлись по разным местам. Часть осталась в Варшаве, часть переехала в Покровский собор Баранович, а пребывающий в Коложе фрагмент как-то оказался в фарном костеле Новогрудка, откуда и попал в Коложу.

14-2006-07-21_7756pb_1330.jpg

Коложская церковь является претендентом на занесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

15-2006-04-03_4028pb_1330.jpg

Те, кто видели, как майоликовые кресты Коложи светятся на солнце, конечно же, должны согласиться с тем, что исключительно великолепный гродненский храм достоин места в этом важном для человечества перечне.

16-2019-11-07-30--DJI_0611pb_1330.jpg

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые