Храм над могилой. Где похоронен первый минчанин-олигарх

Автор: Христофор Хилькевич

В канве празднования 950-летия Минска было бы, наверное, логично, если б самым популярным мужским именем в столичных роддомах нынче стало Менеск. Впрочем, а что мы знаем о легендарном первом горожанине и известно ли нам место, где ему сейчас можно – пусть символически – поклониться?

Давным-давно возвышенность, на которой сегодня стоит гостиница «Беларусь», звалась горой Переспой – от названия огибавшей ее реки, что брала начало в Комаровском болоте и впадала в Свислочь к северу от холма. В устье Переспы, как гласит легенда, и построил свою водяную мельницу «о семи колесах» первый минчанин (а сам топоним «Переспа» произошел от глагола «пересыпать» – в данном случае муку). Так кем же был этот мифический герой?

Менеска принято считать богатырем «силы невиданной», ибо мог он, как утверждают, перемалывать в муку даже камни. Однако старобелорусское слово «багатыр» на русский переводится как «богач», а потому, если изначально в предании присутствовал именно «багатыр», а не «волат» или «асiлак» (что, впрочем, проверить трудно), то история приобретает несколько иной акцент.

млын 3.jpg

В сказании говорится, что никто самого Менеска не видел и тем не менее в окрестностях ходили самые невероятные слухи о его подвигах. Ну, а что, если это лишь удачный PR зажиточного правителя, проросший сквозь вековые толщи до наших дней? Да и чтобы построить мельницу, во все времена требовалась не столько сила, сколько богатство, недаром же в народе говорили: «Мельнікава карова ніколі галоднай не была». 

Так или иначе, был Менеск просто богатырем или «багатыром» (т.е. по-современному, олигархом) – он вошел в легенду как человек, основавший наш град. Логично заинтересоваться: а где был похоронен столь почетный гражданин? В книге краеведа Владимира Воложинского «Минск в легендах, мифах и преданиях» приводится сразу две версии: по одной из них, тело Менеска его дружинники опустили на дно реки в том месте, где Немига впадает в Свислочь. Согласно другой версии, свой последний приют герой обрел на самом высоком месте древнего Переспинского погоста, что, в общем-то, и логично.

Фрагмент карты 1903 года.jpg

В 1937 году Переспинское кладбище переименовали в Сторожевское и… закрыли. К тому времени его площадь превышала 11 гектаров, и было оно тогда самым большим в Минске. После войны власти и вовсе решили ликвидировать старинный «город мертвых». Ограды вокруг погребений были убраны, а надмогильные плиты увезены, чтобы использовать при изготовлении дорожных бордюров. Родственникам усопших дали небольшой срок на перезахоронение останков; за казенный счет был перенесен на Военное кладбище лишь гроб эсера-террориста Ивана Пулихова.

Вскоре по могилам тех, кого не успели перезахоронить (а таковых оказалось большинство) прокатились бульдозеры, сровнявшие их с землей. Так случилось со многими известными соседями Менеска по кладбищу. Например, прах Алеся Бурбиса – одного из основателей Белорусской социалистической громады, консула БНР в Москве, замнаркома иностранных дел БССР – был просто закатан под асфальт. То же самое произошло с могилой революционера Сергея Мержинского, во многом благодаря которому в Минске в 1898 году состоялся первый съезд РСДРП.

Сторожевское кладбище.jpg

К середине 1950-х на пригорке, где еще недавно возвышались кресты, вырос кинотеатр «Спартак» (ныне Молодежный театр). Переспинское кладбище прекратило свое существование, повторив судьбу еще более древнего Юрьевского погоста, с которого при ликвидации в начале ХIХ века на Сторожевку была перенесена церковь. Именно благодаря ей до наших дней сохранился небольшой кусочек Переспинского некрополя. А дело было вот как.

Деревянная Юрьевская церковь, не успев толком «прорасти» на новом месте, сгорела в пожаре 1835 года. Новый, уже каменный, храм был построен (опять же) на самом высоком месте кладбища на собранные горожанами средства и освящен во имя Святой Марии Магдалины (к слову, именно ей мы обязаны традицией дарить друг другу пасхальные яйца) в октябре 1847 года. Так что, выходит, этой осенью минская Марии-Магдалининская церковь будет отмечать свой 170-летний юбилей.

daf0ad7b6e5a5ade87982490a50b967b.jpg

Архитектура храма любопытна тем, что сочетает черты позднего классицизма и нарождавшегося (и позже облюбованного властями на присоединенных к России землях) ретроспективно-русского стиля. Начиная с 1933 года церковь не раз закрывали, превращая то в склад для хранения овощей, то в столярную мастерскую, а в 1950-м, окончательно изменив интерьер и фасады (даже вход был пробит с алтарной стороны!), разместили в ней архив кино-, фоно- и фотодокументов. И только в 1990 году этот храм стал первым в Минске культовым зданием, возвращенным верующим. 

2cf5380cfe2ef166f0429c0e0b7c3d2c.jpg

В 1993-м рядом с церковью Марии Магдалины был сооружен памятный знак в воспоминание о ранее погребенных на Переспинском кладбище. «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех на месте сем погребенных», – написано на плите памятника. А среди них – и давно забытые жители города, и известный каждому школьнику первый минчанин.



Смотрите также

Статьи
Где белорусу поклониться праху великих предков

На Дзяды многие белорусы традиционно отправляются на

Статьи
Самы высокi, стары, загадкавы… Пяць найбольш цiкавых праваслаўных храмаў Мiнска

У шматвекавой гiсторыi Мiнска здаралiся перыяды, калi горад быў

Статьи
7 будынкаў Мінска, значна старэйшых за свой знешні выгляд

Плошча гістарычнага цэнтра Мінска менш за 1 адсотак; каменных

Статьи
Крутится-вертится. Какими были белорусские мельницы?

В старину мельницы встречались практически в любом белорусском

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые